На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»

"Социальная сеть": от "френд-листа" к "рабочей группе"

04.09.2006 17:17

В предыдущей статье "Социальная сеть: попытка определения" было сформулировано понятие "социальной сети" через ее техническое воплощение: "систему управления социальными связями". Это не правильно. Все-таки нельзя подменять "социальную сеть" как специфическое явление Интернет другими понятиями - веб-сервисом, инструментом. Явление шире технических средств его воплощающих. Попробуем исправить ошибку. Путь познания всегда идет от случайного к сущностному, от очевидного к тому, что можно разглядеть лишь при усилии.

Во-первых, сперва хочется отметить, что социальная сеть - это прежде всего люди ее образующие; люди, которые самовыражаются, общаются, творят. Запомним это и будем держать все время в голове. Зачем? Затем, что мы ведь не занимаемся социологическими исследованиями, нас интересует практическое применение, т.е. как раз технические средства, помогающие выстраивать социальную сеть на просторах Интернет. Но, чтобы что-то строить, надо знать, что именно строить и для какой цели, надо не спутать телегу с лошадью. Говоря о веб-сервисах, надо помнить о причине их порождающей.

Особенность нового Веб - в превращении массового пользователя Интернет из пассивного анонимного созерцателя в активного публичного участника. Различие автор/ читатель все более растворяется в соучастии обеих сторон. А соучастники и образуют свою локальную общественную сеть. Начальной формой, фиксировавшей существование соучастников, стала адресная книга e-mail`ов всех респондентов. Но эта информация охраняется, так сказать, "тайной личной переписки". Публично же соучастники начали существовать как френд-лист или сеть друзей "моих (по)читателей".

Аудитория Интернет должна была созреть для публичного обнародования своих данных и уж тем более своих контактов. Социальная сеть держится на публичности ее участников. Успешен тот, кто ничего не скрывает. Новый человек - это некий "open man". Неужели слава и деньги больше не интересуют нового человека? Если он ничего не скрывает, то как ему воспользоваться всем этим с выгодой для себя? Конечно, стремление к славе и деньгам не пропадает. Только новый человек теперь убежден, что он будет успешен лично только при успешности команды, т.е. как участник сети. Только "коллективный разум" и "коллективный труд" дают преимущества в современном динамическом мире. Для эффективной деятельности френд-лист должен быть замещен рабочей группой. А простой обмен комментами - средствами коллективной работы.

Что это все значит относительно технического воплощения обозначенных человеческих потребностей? Предварительное определение звучало так: "система управления социальными связями" – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, проявивших интерес к определенной предметной области, средства межличностной коммуникации и изменения этой предметной области". Продолжая исследовать социальные сервисы, обнаружилось, что слона-то мы и не приметили – необходимо внести дополнение в это определение.

Веб-сервис, предназначенный для построения социальной сети, должен иметь средства управления свойствами пользователя. Собственно, публичная информация о пользователе, которую мы так не любим заполнять при регистрации и с радостью избегаем, становится краеугольным камнем всей постройки под названием «социальная сеть» в Интернет. Но это должно быть не просто описание себя любимого - описание должно быть превращено в функциональные атрибуты, т.е. в значения определенных полей БД. Чем подробнее БД, тем лучше для сети. Поэтому в определение надо добавить свойство: управление описанием субъекта или средства самоидентификации участника.

Но это еще не все. У такового сервиса должна быть возможность управления отношениями меж субъектами, участниками сети, т.е. необходимо добавить четвертое свойство: управление характером связи между участниками сети.

Эти два свойства социальных сервисов оказываются, на самом деле, первыми по значению, чем два обозначенных ранее: средствами коммуникации между субъектами и средствами изменения предметной области.

Изменим исходное - "система управления социальными связями» - на "систему формирования социальной сети". Итоговое определение: "система формирования социальной сети» – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, публично проявивших интерес к определенной предметной области, средства: 1) атрибутной самоидентификации пользователя; 2) управления характером связи между участниками сети; 3) межличностной коммуникации и 4) изменения, описания предметной области".
Это - максимум, т.е. это социальная сеть как "рабочая группа".

Чем нам может помочь знание теоретического определения на практике? Каждый сам решает для себя. Могу предложить один из вариантов: определение – это идеальный образ для реального продукта. Если возникновение социальных сетей есть общемировой тренд развития Интернет, то, зная цель, можно выстраивать путь развития своего проекта от имеющихся состояния и свойств к желаемым.

Рассмотрим, для примера, точки роста для веб-сервиса "Мой круг". Вроде бы, это однозначно общепризнанное средство для создания социальных сетей. Проанализируем свойства этого сервиса согласно приведенному определению. Что получаем?

  1. Средство самоидентификации есть, подробное. Это - огромный плюс.
  2. Характер взаимосвязи участников сервиса есть - три круга знакомств. Есть публичность связей.
  3. Межличностная коммуникация через сервис есть, правда, вызвала очень негативную реакцию при использовании. Благие намерения защитить участника от спамеров превратились в электронную секретаршу, грудью защищающую заветную дверь. Почему мне дана возможность послать одно сообщение даже людям из своего первого круга? Вот на toodoo таких ограничений нет. Благодаря этому, я сейчас имею возможность участвовать в работе internet.ru, а если б переговоры шли по одному сообщению в день?..
  4. Предметные области есть и много, что ведет к ощущению хаоса. Не ясно, зачем использовать все это и как использовать эффективно? Это смешение предметных областей, порождает недоумение: что за сеть я тут построю: одноклассников, коллег, группу по интересам или трудоустройства? Здесь явно несколько сетей. Еще минус - нет развитых средств для работы в этих предметных областях.

Вывод: "Мой круг" – смесь социальных сетей на уровне френд-листа, а не рабочей группы. Пожелаем разработчикам успешного и целенаправленного роста :)

Другой пример - free-lance.ru.

  1. Есть резюме, портфолио, но общим описанием, а не как атрибуты БД.
  2. Характер взаимосвязи участников сервиса - работодатель/ исполнитель. Нет связей участник/ участник или работодатель/ команда. Отношение между участниками не фиксируется для системы, следовательно связи неудобно прослеживать. Есть публичность.
  3. Межличностная коммуникация есть и довольно удобная.
  4. Предметная область - заказ. Для участников сделан как бы свой кабинет: есть заявки, контакты, оценка, отзывы, портфолио. Созданы средства для продвижения по всей цепочке от заявки до заказа, т.е. средства управления предметной областью.

Вывод: free-lance.ru – не социальная сеть, а личный рабочий кабинет. Этот ресурс может стать социальной сетью уровня "рабочая группа".

Интересные выводы можно получить, проанализировав по этим 4 свойствам веб-проекты других типов: ЖЖ-сообщества, тематический портал, Вики-педию, разные поисковики. Попробуйте найти различие между Googl`ом и Яндексом!

Автор: Владимир Климентьев
Опубликовано: internet.ru Материалы по теме:


последние новости
06.10.2006 16:23 | Allsoft.ru подвел итоги акции "Мобильные недели"...»
05.10.2006 21:18 | Google открыла Universal Gadgets для разработчиков...»
05.10.2006 14:42 | Поисковая оптимизация в России. 2006 год...»
04.10.2006 20:49 | Поиск по блогам 2.0: что интересного происходит в интернете прямо сейчас...»
04.10.2006 15:19 | Премия Рунета-2006: стартовал второй этап Народного голосования...»
04.10.2006 13:26 | Atlaskit и MyTop запускают совместные проекты...»
03.10.2006 20:54 | Важные новости черпают не из блогов...»
03.10.2006 20:44 | Веб 2.0 пришел в локальные сети...»
03.10.2006 20:34 | Статистика сайтов Веб 2.0 постоянно преувеличивается...»
03.10.2006 20:17 | Служба «Цитаты в новостях» позволяет отличать слухи от фактов...»
03.10.2006 20:09 | Определены победители конкурса Яндекса «Класс-2006»...»
03.10.2006 19:45 | Фильтр для Adobe Photoshop Depth of Field Generator PRO v3.0...»
03.10.2006 18:28 | Фильтр для Adobe Photoshop Depth of Field Generator PRO v3.0...»
03.10.2006 18:02 | Американский рынок SEO практически прекратил рост...»
03.10.2006 16:22 | W3C поможет сделать интернет доступнее для инвалидов...»
03.10.2006 14:57 | Page Promoter 7.4: эффективная работа с внешними факторами...»
02.10.2006 20:53 | Яндекс.Директ становится доступнее...»
02.10.2006 20:16 | Последние новости от Google AdSense...»
02.10.2006 20:01 | Вышел релиз-кандидат браузера Firefox 2.0...»
01.10.2006 20:59 | Самые дорогие кейворды Google Adsense: американцы интересуются образованием, россияне — рекламой...»

Предыдущие 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 Следующие 20
Другие разделы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100