Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
"Социальная сеть": от "френд-листа" к "рабочей группе"04.09.2006 17:17 В предыдущей статье "Социальная сеть: попытка определения" было сформулировано понятие "социальной сети" через ее техническое воплощение: "систему управления социальными связями". Это не правильно. Все-таки нельзя подменять "социальную сеть" как специфическое явление Интернет другими понятиями - веб-сервисом, инструментом. Явление шире технических средств его воплощающих. Попробуем исправить ошибку. Путь познания всегда идет от случайного к сущностному, от очевидного к тому, что можно разглядеть лишь при усилии. Во-первых, сперва хочется отметить, что социальная сеть - это прежде всего люди ее образующие; люди, которые самовыражаются, общаются, творят. Запомним это и будем держать все время в голове. Зачем? Затем, что мы ведь не занимаемся социологическими исследованиями, нас интересует практическое применение, т.е. как раз технические средства, помогающие выстраивать социальную сеть на просторах Интернет. Но, чтобы что-то строить, надо знать, что именно строить и для какой цели, надо не спутать телегу с лошадью. Говоря о веб-сервисах, надо помнить о причине их порождающей. Особенность нового Веб - в превращении массового пользователя Интернет из пассивного анонимного созерцателя в активного публичного участника. Различие автор/ читатель все более растворяется в соучастии обеих сторон. А соучастники и образуют свою локальную общественную сеть. Начальной формой, фиксировавшей существование соучастников, стала адресная книга e-mail`ов всех респондентов. Но эта информация охраняется, так сказать, "тайной личной переписки". Публично же соучастники начали существовать как френд-лист или сеть друзей "моих (по)читателей". Аудитория Интернет должна была созреть для публичного обнародования своих данных и уж тем более своих контактов. Социальная сеть держится на публичности ее участников. Успешен тот, кто ничего не скрывает. Новый человек - это некий "open man". Неужели слава и деньги больше не интересуют нового человека? Если он ничего не скрывает, то как ему воспользоваться всем этим с выгодой для себя? Конечно, стремление к славе и деньгам не пропадает. Только новый человек теперь убежден, что он будет успешен лично только при успешности команды, т.е. как участник сети. Только "коллективный разум" и "коллективный труд" дают преимущества в современном динамическом мире. Для эффективной деятельности френд-лист должен быть замещен рабочей группой. А простой обмен комментами - средствами коллективной работы. Что это все значит относительно технического воплощения обозначенных человеческих потребностей? Предварительное определение звучало так: "система управления социальными связями" – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, проявивших интерес к определенной предметной области, средства межличностной коммуникации и изменения этой предметной области". Продолжая исследовать социальные сервисы, обнаружилось, что слона-то мы и не приметили – необходимо внести дополнение в это определение. Веб-сервис, предназначенный для построения социальной сети, должен иметь средства управления свойствами пользователя. Собственно, публичная информация о пользователе, которую мы так не любим заполнять при регистрации и с радостью избегаем, становится краеугольным камнем всей постройки под названием «социальная сеть» в Интернет. Но это должно быть не просто описание себя любимого - описание должно быть превращено в функциональные атрибуты, т.е. в значения определенных полей БД. Чем подробнее БД, тем лучше для сети. Поэтому в определение надо добавить свойство: управление описанием субъекта или средства самоидентификации участника. Но это еще не все. У такового сервиса должна быть возможность управления отношениями меж субъектами, участниками сети, т.е. необходимо добавить четвертое свойство: управление характером связи между участниками сети. Эти два свойства социальных сервисов оказываются, на самом деле, первыми по значению, чем два обозначенных ранее: средствами коммуникации между субъектами и средствами изменения предметной области. Изменим исходное - "система управления социальными связями» - на "систему формирования социальной сети". Итоговое определение: "система формирования социальной сети» – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, публично проявивших интерес к определенной предметной области, средства: 1) атрибутной самоидентификации пользователя; 2) управления характером связи между участниками сети; 3) межличностной коммуникации и 4) изменения, описания предметной области". Чем нам может помочь знание теоретического определения на практике? Каждый сам решает для себя. Могу предложить один из вариантов: определение – это идеальный образ для реального продукта. Если возникновение социальных сетей есть общемировой тренд развития Интернет, то, зная цель, можно выстраивать путь развития своего проекта от имеющихся состояния и свойств к желаемым. Рассмотрим, для примера, точки роста для веб-сервиса "Мой круг". Вроде бы, это однозначно общепризнанное средство для создания социальных сетей. Проанализируем свойства этого сервиса согласно приведенному определению. Что получаем?
Вывод: "Мой круг" – смесь социальных сетей на уровне френд-листа, а не рабочей группы. Пожелаем разработчикам успешного и целенаправленного роста :) Другой пример - free-lance.ru.
Вывод: free-lance.ru – не социальная сеть, а личный рабочий кабинет. Этот ресурс может стать социальной сетью уровня "рабочая группа". Интересные выводы можно получить, проанализировав по этим 4 свойствам веб-проекты других типов: ЖЖ-сообщества, тематический портал, Вики-педию, разные поисковики. Попробуйте найти различие между Googl`ом и Яндексом! Автор: Владимир КлиментьевОпубликовано: internet.ru Материалы по теме:
последние новости 06.10.2006 16:23 | Allsoft.ru подвел итоги акции "Мобильные недели"...» 05.10.2006 21:18 | Google открыла Universal Gadgets для разработчиков...» 05.10.2006 14:42 | Поисковая оптимизация в России. 2006 год...» 04.10.2006 20:49 | Поиск по блогам 2.0: что интересного происходит в интернете прямо сейчас...» 04.10.2006 15:19 | Премия Рунета-2006: стартовал второй этап Народного голосования...» 04.10.2006 13:26 | Atlaskit и MyTop запускают совместные проекты...» 03.10.2006 20:54 | Важные новости черпают не из блогов...» 03.10.2006 20:44 | Веб 2.0 пришел в локальные сети...» 03.10.2006 20:34 | Статистика сайтов Веб 2.0 постоянно преувеличивается...» 03.10.2006 20:17 | Служба «Цитаты в новостях» позволяет отличать слухи от фактов...» 03.10.2006 20:09 | Определены победители конкурса Яндекса «Класс-2006»...» 03.10.2006 19:45 | Фильтр для Adobe Photoshop Depth of Field Generator PRO v3.0...» 03.10.2006 18:28 | Фильтр для Adobe Photoshop Depth of Field Generator PRO v3.0...» 03.10.2006 18:02 | Американский рынок SEO практически прекратил рост...» 03.10.2006 16:22 | W3C поможет сделать интернет доступнее для инвалидов...» 03.10.2006 14:57 | Page Promoter 7.4: эффективная работа с внешними факторами...» 02.10.2006 20:53 | Яндекс.Директ становится доступнее...» 02.10.2006 20:16 | Последние новости от Google AdSense...» 02.10.2006 20:01 | Вышел релиз-кандидат браузера Firefox 2.0...» 01.10.2006 20:59 | Самые дорогие кейворды Google Adsense: американцы интересуются образованием, россияне — рекламой...» |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|