На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Управление web-проектами

Web-сайт. Планирование и реализация

В статье рассказывается об этапах разработки Web-сайта с позиции Web-разработчика.

В цикле разработки Web-сайта можно выделить следующие фазы:

  1. Стратегическое планирование. Определение объема работ.
  2. Тактическое планирование. Разработка структуры сайта.
  3. Дизайн интерфейса.
  4. Программирование.
  5. Публикация и Маркетинг.

Фаза 1: Стратегическое планирование. Определение объема работ

Концепция:

  • опрос клиента: вопросники, профили посетителей;
  • стратегический план: задачи маркетинга, обзор конкурентов;
  • требования к рекламе, потребности пользователей ресурса;
  • функциональный план: технические задачи, задачи функциональности.

Административные задачи:

  • выбор команды: продюсер, арт-директор/дизайнер, автор/редактор, программист;
  • составление расписания и бюджета проекта.
ФАЗА 1: Определение работы

Многие приступают к работе над новым сайтом с выбора цветов, шрифтов, технологий и т.п. Тогда как логичнее начать с анализа проекта, планирования предстоящей работы и поиска ответов на ряд важных вопросов, касающихся будущего сайта. Время, потраченное на сбор и обработку нужной информации, окупится с лихвой, помогая избежать потери денег и энергии в дальнейшем...

1. Вы получили деловое предложение. В первую очередь постарайтесь узнать как можно больше о вашем заказчике (его фирме) — сферу бизнеса, в котором он работает, и занимаемую в ней нишу.

2. Получите у заказчика ответы на следующие вопросы:

  • Зачем ему нужен сайт? Почему он его создает и какие цели и задачи преследует?
  • Желает ли он моментальной отдачи или готовит почву для более агрессивного бизнеса в Сети в дальнейшем?
  • Что входит в его цели: продать продукцию или сервис, увеличить покупательский рынок, обеспечить поддержку уже проданному товару?
  • Возможно, он надеется подняться на уровень конкурентов, которые давно имеют свои ресурсы в Интернет?
  • Если бы у него была возможность донести только одну идею до своих пользователей, какой бы она была?
  • Какие дальнейшие действия ожидает он от посетителей его Web-страниц? Обращение за более полной информацией? Визит в магазин или офис, покупка напрямую с сервера?
  • Как заказчик измерит успех или неудачу сайта? Как узнать, что сайт получился удачным? Понравился начальнику? Выиграл Сетевые награды? Популярен в среде пользователей?
  • Кого он хочет видеть своим посетителем? (Дизайн и содержание сайта должны оправдывать ожидания и удовлетворять потребности пользователя)
  • Почему к нему будут приходить? За какой информацией?
  • А какую информацию он может предоставить? Одна из распространенных ошибок профессионалов — это убежденность в том, что пользователи достаточно просвещены в вопросах, касающихся деятельности фирмы. Вероятнее всего, это не так. Маркетинг заказчика только выиграет от результатов обучения возможных клиентов. Ваша с ним задача — выбрать из моря информации ту, в которой нуждается посетитель.
  • Интересуется ли он привлечением одноразовых посетителей (для счетчика) или надеется превратить случайных прохожих в регулярных пользователей? Лояльность требует частого обновления материалов.

3. Узнайте, кто является конкурентом заказчика. Как выглядят их Интернет-ресурсы. Очень важно, чтобы сайт клиента не подражал другим, а представлял собой уникальный и последовательный имидж. Составьте документ с подробным описанием того, что вы знаете о данной индустрии в Интернете. Сделайте выводы — что работает и что не работает для схожей группы пользователей на других сайтах. Что бы вы могли использовать на сайте заказчика, а что не стоит.

4. Когда вы утвердите профиль будущего посетителя (см. вопросы выше), составьте список возможных требований (например, основной группой пользователей будет молодежь, которая дозванивается в Интернет через слабый модем и терпеть не может ждать загрузки страницы дольше, чем 30 секунд) и пожеланий (они хотели бы иметь возможность обмениваться мнениями на виртуальной доске объявлений или болтать в чате) различных групп посетителей.

5. Далее, решите вопросы по функциональности ресурса.

  • Что заказчик находит необходимым для своего сайта? К примеру, динамические страницы, генерируемые базой данных, системы электронной коммерции, каталоги, программы? Сделать можно все, что он пожелает; дело в стоимости и сроках исполнения.
  • Спросите, кто будет контролировать работу этих систем и сопровождать их?
  • Какие у заказчика требования к безопасности?
  • Как и где будет хоститься сайт?
  • Существуют ли какие-либо исключения?
  • Кто будет обновлять и поддерживать ресурс?
  • Какие у заказчика планы на будущее Web-сайта?

6. Технические спецификации будут служить основой всех скриптов, css, графики, html, java и других технических элементов сайта. Определите, какое программное обеспечение потребуется пользователям для просмотра ресурса, а также общий технический подход к разработке и поддержке сайта. Хотелось бы знать такие данные о характерном для сайта посетителе, как разрешение монитора, скорость модема, количество оперативной памяти в системе, количество воспроизводимых цветов, какие подключаемые программные модули используются и т.д. Подобную информацию можно найти в уже существующей у заказчика базе данных пользователей, из интервью, опросов клиентов заказчика, или путем построения логических предположений.

7. Вы должны договориться с заказчиком о бюджете проекта, сроках исполнения (если важно) и расписании. Одновременно стоит подумать над тем, какие специалисты вам понадобятся. Возможно, вас не затруднит создать небольшой сайт своими силами, но для серьезного проекта лучше воспользоваться знаниями и опытом профессионалов.

Успех Web-ресурса покоится на равновесии между достижением желаемых результатов и затраченных в процессе разработки средств. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы. Потеря времени и денег — результат высоких ожиданий и нереальных запросов. При планировании, в первую очередь, стоит принимать во внимание нужды будущих посетителей, а не последние достижения технологии и эгоцентричный энтузиазм разработчиков. Мы создаем сайты для себя, а для наших посетителей.

Фаза 2: Тактическое планирование. Разработка структуры

Вторая фаза разработки включает в себя:

  • проектирование карты сервера;
  • подготовку контента — создание и редактирование;
  • обзор материалов;
  • подготовку технических спецификаций (тактическая сторона);
  • разработку навигации и разметки страниц.
ФАЗА 2: Разработка структуры

Имея на руках результаты опросов заказчика и профили будущих посетителей, пришло время шевелить мозгами в поисках идей, которые помогут Web-сайту достичь поставленных перед ним задач.

Первый ваш шаг - набросок "карты сайта". Это графическая диаграмма, показывающая путь продвижения посетителя по сайту. Ваша карта должна включать в себя каждую его страницу и то, в какой зависимости они находится относительно других страниц и материалов. Очень важно получить согласие заказчика на "карту", и отметить любые изменения в структуре, такие как удаление или добавление страниц, что может повлиять на бюджет проекта.

Планирование контекста происходит в тесном сотрудничестве с заказчиком. Возможно, у него уже есть готовые материалы; другие должны быть модифицированы, переписаны или созданы с нуля. Необходимо четко разграничить обязанности между вами. Кто за что будет отвечать? Если заказчик поставляет весь материал, составьте ему расписание. Передача текстов вечно занимает больше времени, чем мы рассчитываем и часто именно заказчик виновен в растягивании сроков проекта.

Определитесь с текстом для каждой страницы до начала работы над дизайном. Навигация сайта будет напрямую зависеть от количества и глубины содержания, а его стиль и тон окажут влияние на визуальный язык композиции.

Тактическую сторону технических спецификаций можно отразить в коротком документе, определяющем подход и используемые технологии при кодировании страниц и визуальной разметке.

  • Будут ли страницы генерироваться "на лету" из базы данных?
  • Будут ли использоваться Cascading Style Sheets (CSS)?
  • Потребуется ли наличие подключаемого модуля (plug-in) или специального управляющего элемента на машине пользователя?
  • Под какой минимум необходимо оптимизировать цветовую палитру?
  • Вы будете писать код сами или использовать WYSIWYG-редактор (программа для редактирования текстов, работающая по принципу "Что вижу, то и получаю" — например, Dreamweaver)?
  • Будут ли использованы DHTML, Channels, Push технологии?

Затем вы должны определиться с навигацией. Как будет посетитель продвигаться по сайту? Какая связь существует между страницами, откуда и куда можно попасть и т.д. Для большинства проектов нет нужды придумывать новые невигационные схемы. Учитесь на сайтах, которые вам нравятся больше всего: проще — лучше. Подгоните существующую удачную модель под нужды своего проекта и используйте ее. Людям необходима возможность легко передвигаться по сайту, только и всего.

Фаза 3: Дизайн интерфейса

Третья фаза включает в себя:

  • творческие поиски и разработку стиля;
  • создание прототипов;
  • утверждение заказчиком;
  • разработку графики: дизайн баз данных и форм, анимации, оптимизация изображений, обработка в html.

Вы изучили своего заказчика, представляете содержание каждой будущей страницы, и полным ходом идет работа над текстами. Самое время заняться интерфейсом.

Начните с самой важной страницы, работайте над ней до тех пор, пока у вас не будет как минимум 15 набросков различных вариантов, из которых 5 можно развить дальше. Когда страничка начнет дымиться, поработайте над другими. Продолжайте искать идеи, рисовать и думать. Попробуйте поэкспериментировать с различными эффектами: real audio/vidio, динамический html, необычное использование тегов и т.д.

Пусть ваш альбом наполнится зарисовками для входного экрана, навигационных элементов, ключевой графики и второстепенных, украшающих элементов. Используйте коллаж. Проанимируйте частицу большого изображения. Поиграйте со шрифтами, слоями, текстурами, эмоциями. Как только вы найдете удачную тему, проработайте ее как можно глубже, потом отложите в сторону и примитесь за новую.

ФАЗА 3: Интерфейс-дизайн

Вообразите себя пользователем и попробуйте смотреть на окружающий мир (Интернет) его глазами. Походите по сайтам, где он может бывать, полистайте его журналы, пообщайтесь с его возможным окружением...

Используйте графический редактор. Очень удобно скопировать окно браузера в Photoshop или Illustrator, а затем накладывать слои композиции прямо на него.

Выберите 3 законченных варианта: ваш любимый, несколько экстравагантный и консервативный, который, вы уверены, понравится заказчику. Создайте для них прототипы, которые он сможет посмотреть и одобрить. Прототип - черновой вариант связанных между собой основных страниц сайта. Не обязательно писать код для этих страниц, вы прекрасно можете обойтись использованием такого объекта как image map. Порежьте страницы на части и свяжите графику. Не тратьте время на ее оптимизацию, и объясните заказчику, что она немного потеряет в качестве при дальнейшей обработке. Задача прототипов — хорошо смотреться в окне браузера и понравится заказчику.

Фаза 4: Программирование

Фаза программирования включает в себя:

  • разработку: CGI, Javascript, Java, формы, базы данных;
  • HTML-кодирование;
  • проверку (валидацию): содержания, грамматических ошибок, работы ссылок;
  • тестирование в различных браузерах.
ФАЗА 4: Программирование

После того как вы разработали дизайн и сверстали модели основных страниц, можно приниматься за техническую работу - HTML кодирование, CGI формы, базы данных и прочее программирование.

Несколько советов:

1. Когда над сайтом работают несколько человек, обязательно стоит договориться об общей логической системе наименований. Если каждый будет скидывать свои творения куда захочется, это будет существенно затруднять поиск коллегам; и это в конце все равно приведет к переименованию файлов.

2. Рассортируйте ваши графические файлы по классам в зависимости от их размера. Старайтесь держать такие классы в минимальном количестве. Например: заголовки, подзаголовки, "ноготки", полная графика и т.д. Графические размеры от 1 до 5.

3. Подберите оптимальную палитру для графики в одном отдельно взятом классе и используйте ее на всех файлах данного класса. Работая над большим сайтом, удобно использовать DeBabelizer (http://www.equilibrium.com), сценарии которого позволяют очень быстро и точно обрабатывать большое кол-во файлов. Так же, он, в отличие от Photoshop'а (http://www.adobe.com), не сдвигает цвета "безопасной Web-палитры" в сторону при оптимизации.

4. Используйте комментарии в своем коде, оставляя пояснения для программистов и создателей текстов.

5. Используйте абсолютно схожий код на различных страницах, для облегчения глобального поиска и изменений.

6. Если на странице очень много текста и других материалов, удалите все "возвраты каретки" и комментарии из кода, что существенно снизит размер файла.

7. Потратьте время на изучение тех программ, с которыми работаете — ваша продуктивность резко повысится. Следите за выходом новых версий и обновляйте свои инструменты регулярно.

8. Делайте копии (Backups) того, что сделали каждый день по окончании работы.

9. Проверяйте свою работу на разных браузерах и основных операционных системах. Поменяйте настройки в браузерах выставив большие или маленькие размеры шрифтов, изменив цветовые настройки, откройте все меню и панели инструментов которые имеются.

10. Проверяйте:

  • грамматику;
  • правильное название файлов;
  • работу ссылок;
  • название страниц в тэге "Title";
  • фоновые цвета;
  • целостность тэгов;
  • визуальное выравнивание;
  • что получится при изменении размеров окна броузера, шрифтов, цветов?
  • различия графических режимов; а как оно будет смотреться в монохроме?

11. Тестируйте, тестируйте и еще раз тестируйте. Подключайте как можно больше людей к этому процессу. Для заказчика это отличная возможность "поучаствовать" в проекте. Если есть возможность проверить на будущих посетителях, не упускайте ее. Внимательно следите, как люди со свежим взглядом на сайт реагируют на вашу навигацию и систему наименований. Не пытайтесь помочь им "найти" что-либо, но попросите комментировать каждый шаг. Например, куда они ожидают попасть при клике на ту или иную кнопку? Часто бывает очень удобно распечатать весь сайт на бумаге и проверять стилистические и грамматические ошибки таким образом.

Фаза 5: Публикация и Маркетинг

Публикация включает в себя:

  • выбор хостинг-провайдера, покупку доменного имени;
  • FTP Web-сайта на сервер: создание директорий, установка прав доступа;
  • последние проверки и валидации.

Маркетинг состоит из следующих моментов:

  • регистрации сервера в основных поисковиках;
  • раскрутки;
  • поддержки: страница новостей, автоматические обновления;
  • презентации сервера и празднования столь знаменательного события.
ФАЗА 5: Публикация / Маркетинг

Последние работы над сайтом могут включать следующее:

  • создание баннеров/заголовков про запас;
  • добaвление последнего контекста;
  • запуск CGI сценариев;
  • обновление ссылок (старайтесь всегда давать условные пути к документам, а не полный URL. К примеру: ../images/dot.gif вместо http://www.yoursite.ru/images/dot.gif. Таким образом вам не придется менять данные во всех ссылках при переносе сайта на сервер нового провайдера, если в будущем возникнет подобная необходимость);
  • написание мета-тегов;
  • добавление авторских прав и предупреждений;
  • убедитесь, что графика везде имеет атрибуты width и height, соответствует основной цветовой палитре, имеет "Alt" пояснения.

При выборе имени домена, старайтесь выбирать простые и легко запоминающиеся слова. Следуйте следующим правилам:

  • Краткость и Простота. Короткие адреса легче запоминаются, в них сложнее сделать ошибку: Gazeta.ru, Pupkin.com
  • Описание. Хорошо, когда по адресу можно догадаться о содержании сайта. Имя компании не всегда является достаточным пояснением: beerclub.com тумана не напустит :-)
  • Запоминаемость. Лучшие адреса добавляют к простоте элемент интереса  — частенько игру слов, как в www.anekdotov.net - который поможет посетителям помнить это название через часы, дни и месяцы. Идеально, когда адрес можно запомнить, услышав в разговоре или по радио.

О том как зарегистрировать домен читайте статью Андрея Новикова.

Скопируйте структуру сайта со своей машины на сервер заказчика и еще раз протестируйте каждую страничку в брaузере. Конфигурация чужого сервера может потребовать изменений в сценариях или расширениях файлов (htm вместо html). Убедитесь, что все работает так, как вы предполагали.

Проведите хорошую рекламную кампанию своему сайту. Я не буду сейчас говорить о том, как это делается. Тема слишком объемна для данной статьи. Почитайте материал на следующих сайтах:
Бесплатный Интернет-маркетинг
Энциклопедия Интернет-рекламы

Если вы надеетесь на регулярных посетителей, стоит заранее составить план обновления материалов. Если заказчик желает делать это сам, потратьте время и научите его управляться с сайтом. Дайте ему минимальные знания по работе с текстовым редактором и ftp-программой. Постарайтесь автоматизировать его действия специальными сценариями. Оставьте о себе хорошую память, и заказчик будет рекламировать вас своим друзьям и знакомым, что может привести к новым заказам.

В природе существуют заказчики, которые обставляют выход в свет нового сайта с подобающей событию помпой. Если это не про вашего, все равно отметьте завершение проекта со своей командой или друзьями.

 E. Вишнякова
http://www.tortus.com

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100