У российской индустрии программного обеспечения есть два пути. Первый принято называть офшорным программированием - это написание отдельных фрагментов программного кода по заказам западных фирм. Второй путь - разработка и продажа на Запад законченных программных продуктов и лицензий. Вчера московская компания Spirit показала, что выбирает второй путь. Ее программные разработки лицензировала компания Texas Instruments. Разработанные Spirit программы теперь устанавливаются внутри новой версии процессора серии C5000. По данным Texas Instruments, 58% сотовых телефонов в мире используют этот процессор. Так что теперь, разломав свой сотовый телефон, на чипе внутри него с большой вероятностью можно будет увидеть надпись Spirit.
Если проводить аналогии с компьютерной индустрией, это равнозначно тому, что какая-нибудь компания смогла внедрить свои программы в процессор Pentium, да еще и разместила на нем свой логотип рядом с маркой Intel.
Сколько российская компания заработает на этой сделке, пока неизвестно. Она будет получать лицензионные отчисления с каждого проданного экземпляра процессора (порядок отчислений составляет 1% , оптовая цена процессора - $10, Texas Instruments рассчитывает продать десятки миллионов штук). Важнее другое. Российские программисты все чаще готовы отказаться от того, чтобы сразу получить от западных заказчиков некую гарантированную сумму и при этом отказаться от всех прав на собственную разработку. Теперь они хотят продавать лицензии, т. е. технологии, ноу-хау. А значит, работать на собственный имидж.