На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Контент для сайта

Счастье от ума

"Защита, оценка и управление интеллектуальной собственностью в интернет-проектах". Очень актуальная тема, которая все чаще и чаще принимается на рассмотрение судопроизводством.

В то время, когда Максима Мошкова пытаются забасманить все, кому не лень, он, между прочим, стал "человеком года". Это высокое звание Максиму присудило жюри интернет-фестиваля "Интернить-2005". Поздравляем Максима Мошкова с этой победой. Вспомнил я о Максиме Мошкове не случайно, а в тему. А тема такая: "Защита, оценка и управление интеллектуальной собственностью в интернет-проектах". Рассказывал квалифицированный человек - Виктор Наумов, руководитель Группы по правовой защите интеллектуальной собственности и информационных технологий компании DLA MW Limited - St Petersburg Branch Office. Очень актуальная тема, которая все чаще и чаще принимается на рассмотрение судопроизводством. И по делам Максима Мошкова в том числе. Как расхитителя теперь уже капиталистической собственности. Ни больше, ни меньше.

А что такое собственность в сфере интеллектуального труда? То, чем вы владеете. Если вы написали базу данных, роман в стихах или эпитафию, вы автор, это очевидно. Но вот владеете ли вы тем, что вы написали? Не факт. Авторское право у вас есть, это очевидно и бесспорно. В случае, если кто-то украдет ваши труды, вы можете подать в суд и отстоять свое авторское право. То есть, что это именно вы создали интеллектуальный продукт. Это защитит вас от плагиата (то есть, ситуации, когда другой человек выдает ваш труд за свой собственный), но не обещает вам права собственности на этот труд. Собственностью вы должны владеть, а чтобы владеть, собственность нужно зарегистрировать. Юридически. Только в этом случае вы можете претендовать на интеллектуальную собственность.

А для чего нужна собственность? В первую очередь (оно же во вторую, в третью, и даже в девятнадцатую), для хозяйственной деятельности. Автор интеллектуального труда далеко не всегда может распоряжаться своим творчеством. Как это возможно? Очень просто. Для примера возьмем компанию, в которой трудится талантливый человек. Пишет рекламные тексты, сценарии, слоганы. Кто является собственником его работ? Правильно, компания, в которой он работает. На этой почве возникает множество конфликтов: работал человек в компании, делал дизайн, потом ушел на вольные хлеба и выкатил весь этот дизайн в свое портфолио. Посмотрите, люди добрые, какие работы я сделал. А компания - возмущенно возражает: нет, это мы сделали, а не он. Кто прав в этой ситуации? Права компания: если она нанимает человека, то результаты его труда является собственностью компании. Без вариантов.

Впрочем, есть варианты. Если между компанией и работником не был заключен трудовой договор, то работник с легким сердцем может прибрать к рукам все "свои" наработки. Без оглядки на судебное разбирательство. Чего ему бояться, официально он в этой компании не работал. Получается, делал сам и для себя. О чем и может кричать на всю Ивановскую.

Не является автор собственником и во многих других случаях. Например, когда он пишет книгу для издательства. Подписывая договор, автор на несколько лет (обычно от трех до пяти) передает все права собственности на эту книгу. В полное распоряжение автору эта книга может поступить только тогда, когда закончится указанный в договоре срок. А до той поры автор может претендовать только на авторство, и собственником этой книги он не является.

Продукты интеллектуального труда (например, текст книги) котируются на рынке столь же высоко, как и продукты материального труда (например, нефть или газ). Есть такое понятие - капитализация, или, говоря другими словами, рыночная стоимость компании. В капитализацию входят и материальные (заводы), и нематериальные (патенты, торговые марки, репутация) активы. Толковое изобретение, должным образом оформленное, может приносить вам миллионы долларов без всякой необходимости что-то производить самому и продавать. Вы торгуете идеей, смысл которой может уместиться на липком листочке. А брэнды? Такие брэнды, как Coca-Cola или Microsoft, стоят десятки (и сотни) миллиардов долларов. А что стоит, если разобраться? Заводы Coca-Cola? Нет. Её транспортная сеть? Нет. Офисы и мебель? Нет. Напишите на клочке бумаге следующее: "Coca-Cola". Чтобы вам стать безраздельным собственником этой надписи, потребуется от 100 (по разным оценкам в разное время) до 150 миллиардов долларов. При всем желании, трудно найти что-либо другое, что стоило бы так дорого, как этот клочок бумаги. У компаний вклад в капитализацию таких вот клочков бумаги составляет до 80 процентов. А оставшиеся 20 процентов - это заводы, корабли, самолеты, транспортные линии, офисы, мебель, и так далее.

В первую очередь, это должно навести вас на мысль, что продукты интеллектуального труда могут быть оценены и, как следствие, принимать участие в вашей хозяйственной деятельности. Например? Например, если у вас есть автомобиль или дом, вы можете их использовать в качестве залога для получения кредита. То же самое можно делать и с интеллектуальными продуктами: в тех случаях, конечно, если они имеют оценочную стоимость. Существуют разные методы, способные оценить ваш интеллектуальный труд.

Например, затратный метод. Если вы на протяжении пяти лет писали базу данных, и в эти пять лет съели тринадцать тысяч бутербродов, то стоимость вашей базы данных будет равна стоимости тринадцати тысяч бутербродов.

Если же вы потратили на базу данных только один день и съели два бутерброда, то такой метод, метод затрат, будет явно не в вашу пользу. Тогда можно использовать метод, при котором ваш интеллектуальный продукт сравнивается с некоторым другим аналогичным продуктом. Написали свою операционную систему и сравниваете ее с Microsoft. Какова оценочная стоимость интеллектуального продукта под названием Windows? Велика, без сомнения. Так что и ваш продукт, в теории, может претендовать на аналогичную цену.

Есть еще доходный способ оценки, когда стоимость интеллектуального продукта просто высчитывается с помощью специальных математических формул. Условно говоря, если вы получаете доход в тысячу долларов, а расходуете на производство 20 долларов, тогда оценочная стоимость вашего интеллектуального продукта будет 980 долларов. На деле все много сложнее, конечно, но разбираться в этих сложностях не наша задача, на то есть люди специальные, которые разбираются в этих вопросах досконально. А наша задача, как авторов (и потенциальных собственников) интеллектуальных продуктов - защитить наши труды, оформить их в собственность, оценить и использовать в своей хозяйственной деятельности. Можно продать. Можно сдать в аренду. Можно внести уставной капитал. И так далее.

Разумеется, не каждый труд чего-то стоит. Серенький "хомячок", даже если оформить в собственность каждый пиксел его дизайна, каждую запятую его текста, вряд ли сможет претендовать на какую-то материальную ценность. Еще нетривиальнее дело обстоит с продуктами, потенциальная ценность которых незначительна. Например, 5 долларов. В этом случае пытаться заполучить свои труды в собственность "себе дороже выйдет", ибо расходы на оформление этой собственности будут тысячекратно выше, чем возможные доходы от использования этой собственности. Так что на начальном этапе любому автору, любому интернет-проекту нужна тщательная инвентаризация и индивидуализация всех объектов интеллектуальной собственности. Необходимо эмпирически выявить, что есть самое ценное в вашей деятельности, что нужно охранять в первую очередь, что принесет наибольшие дивиденды. И только тогда стоит делать первые шаги к юридическому оформлению своих прав собственности.

Можно зарегистрировать все. Вот эту фразу, которую вы сейчас читаете, можно. И вот эту фразу, которую я сейчас набираю на клавиатуре, тоже можно. Но зачем? Регистрировать нужно только то, что обещает вам деньги. Что реально можно использовать в дальнейшей хозяйственной деятельности. Это ваши инвестиции в интеллектуальную собственность, которые принесут вам хорошие дивиденды.

Материалы по теме:

Автор: Виталий Ценёв, Psyberia.ru
Источник: Интернить`2005

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100