Counter-Strike
Создание вэйпойнтов для PodBot
Что такое вэйпойнты, думаю, все догадываются.
Догадываются о том, что это пришедшее из английского языка слово, сформированное
из двух — "way" и "point". Если переводить дословно — "точка следования". В
данном случае — точки, обозначающие маршрут. Маршрут, по которому бегают боты в
Counter-Strike. Большинство ботов работают именно по
такому принципу. Я на своей памяти помню только одного, который не
использует вэйпойнты. Это RealBot. Он может играть на любой
карте, но игра с ним, скажем так, не очень интересна.
Кому
и зачем может понадобиться создавать собственные вэйпойнты для любимых карт и
ботов, ясно и без слов. Поэтому задерживаться на этом вопросе мы не станем, а
сразу возьмем коня за рога.
Как вы, наверное, знаете, самым популярным ботом для
Counter-Strike является PodBot (последняя на
сегодня его версия — 2.5). Созданием путей (вэйпойнты еще и так зовутся) именно
для "подов" мы и займемся.
Первое, что нужно сделать, —
это запустить сам Counter-Strike на той карте, вэйпойнты к
которой вы собираетесь делать. Необходима консоль, ибо все построение вэйпойнтов
лежит через ее команды. Вот список, а потом я расскажу, с чем их надо есть.
waypoint on — включить
режим редактирования вэйпойнтов.
waypoint on noclip — то же самое,
только с включенным читом noclip, что позволяет быстрее
перемещаться по карте, соединяя вэйпойнты между собой.
waypoint off — выключает режим
редактирования вэйпойнтов.
waypoint add —
создание вэйпойнта на том месте, где стоит игрок. После ввода этой команды
появится меню, с помощью которого надо выбрать тип создаваемого вэйпойнта. Эта
команда очень важна, поэтому советую забиндить ее на какую-нибудь клавишу.
waypoint delete — удаление ближайшего к
вам вэйпойнта.
waypoint find x —
показывает направление на конкретный вэйпойнт (где
х — номер вэйпойнта).
waypoint
showflags — показывает все флаги, установленные на данном
вэйпойнте.
waypoint addflag — позволяет
вручную ставить флаги на вэйпойнтах.
waypoint
delflag — удаление флага.
waypoint
setradius x — позволяет выбрать самому радиус wayzone
у вэйпойнта х.
waypoint
stats — показывает количество различных вэйпойнтов, которые вы уже
установили.
waypoint check — проверка
ошибок в расстановке, соединении и т.п. вэйпойнтов (автоматически выполняется
при сохранении вэйпойнтов).
wayzone
calcall — подсчет полной wayzone для всех вэйпойнтов
на карте (не требуется с версии CS 1.3, так как
wayzone устанавливается автоматически, когда создан вэйпойнт).
waypoint save — сохраняет текущую
расстановку вэйпойнтов в файл с расширением .pwf, например,
de_realmania.pwf.
waypoint save
nocheck — сохранение вэйпойнтов без проверки ошибок.
waypoint load — загрузка вэйпойнтов.
autowaypoint — отображает статус
установки autowaypoint.
autowaypoint on — просто
суперфункция! Когда она включена, вэйпойнты автоматически расставляются по той
траектории, по которой вы пробегаете. Абсолютно бесполезна.
autowaypoint off — отключает
автоматическую расстановку вэйпойнтов.
pathwaypoint — отображает статус
установки pathwaypoint.
pathwaypoint on — автоматическое соединение вэйпойнтов.
pathwaypoint off — отключить предыдущую
функцию.
pathwaypoint add x — соединяет
вэйпойнт х с тем, на котором вы сейчас стоите.
pathwaypoint delete x — наоборот,
разъединение вэйпойнта х и того, на котором вы сейчас стоите.
Мы разобрали если не все, то большую часть команд. Этого
хватит, чтобы заставить ботов бегать.
Ну-с, приступим. Для
начала нужно ввести команду waypoint add. После этого появится
меню, в котором нужно выбрать тип вэйпойнта, который вы сейчас собираетесь
поставить.
Их всего 9 типов.
Normal waypoint — обычный вэйпойнт,
предназначен для простого перехода ботов от одной точки к другой. Цвет —
зеленый.
Counter-terrorist important
waypoint и terrorist important waypoint — так называемые
"стратегические" вэйпойнты. В этих местах боты будут патрулировать карту. К
примеру, для контр таких точек нужно устанавливать побольше в местах закладки
бомбы и, например, в местах, где держат заложников. Для террористов эти
вэйпойнты красного цвета, а для контр-террористов — синего.
Ladder waypoint —
эти вэйпойнты нужны для того, чтобы боты могли подниматься по лестнице. Их нужно
расставлять таким образом, чтобы один ladder waypoint находился почти в
самом низу лестницы, а другой — вверху. Если эти вэйпойнты не будут соединены,
то боты подниматься по лестнице не смогут! Цвет ladder waypoint —
пурпурный.
Rescue waypoint —
нужен только на cs-картах. Ставится в места, куда нужно привести заложников.
Цвет белый.
Goal waypoint — на
cs-картах ставится в место, где находятся заложники, на de-картах — в места для
закладки бомбы, на as-картах — в место, куда должен прибежать вип, т.е. в точки,
где достигается цель карты. Цвет таких вэйпойнтов пурпурный, как и у ladder
waypoint
Campstart waypoint
— в местах, где стоят такие вэйпойнты, боты будут кемперить. Также
нужно не забыть задать направление, в котором боты будут смотреть. Если вы
хотите, чтобы они еще и приседали при этом, то при установке вэйпойнта просто
держите клавишу, на которой у вас висит приседание.
Campend waypoint —
задает направление, в котором бот будет смотреть после того, как закончит
кемперить.
Jump waypoint — такой вэйпойнт дает боту
возможность прыгнуть. Для этого создайте обычный normal waypoint,
встаньте точно на него и выберите jump waypoint. После того как вы это
сделаете, просто прыгните туда, куда, по вашему мнению, должен прыгнуть бот. На
месте приземления появится normal waypoint, который будет соединен с тем,
на котором был выбран jump waypoint. Они будут соединены красной линией.
Яркие примеры использования jump waypoint можно увидеть на карте
cs_assault. См. скриншот.
Мы вооружились теоретическими знаниями о
создании вэйпойнтов, теперь опробуем это все на практике. Возьмем, например,
карту cs_militia и попробуем расставить на ней вэйпойнты для контр. Итак,
что нам нужно? Чтобы боты прошли по проходу, разбежались в разные стороны, дабы
не стать легкой добычей для снайперов в окне (правда, если вы хотите поставить
рекорд по количеству фрагов...), закемперились за ящиками и скалами, причем за
ящиками находились исключительно в сидячем положении, потом, выйдя из укрытия,
побежали к лестнице, а поднявшись, перепрыгнули на крышу. Этого хватит, чтобы понять основы
вэйпойнтостроения.
Для начала, разумеется, поставим
rescue waypoint, чтобы контры знали, куда вести заложников. Потом начнем
расставлять normal waypoint по проходу хотя бы в два ряда, чтобы
все "поды" не бежали по одной линии, а хоть маленько петляли. Советую условно
разделить карту на составные части, например: респавн контр, проход, открытое
пространство перед домом и т.п., и в каждой части расставлять попеременно
terrorist important waypoint и counter-terrorist important
waypoint, чтобы контры могли обнаруживать потерянных своими боевыми
товарищами заложников и доводить их до rescue zone, а террористы —
отводить обратно.
Но мы отвлеклись. Итак, на
открытом пространстве после прохода расставляем много-много normal
waypoint, за каждой скалой и за ящиками ставим campstart waypoint, но
за ящиками — в "сидячем положении". Потом не забудьте воткнуть campend
waypoint. Расставив все необходимое перед домом, переходим к лестнице. На
первой ступеньке ставим первый ladder waypoint, а на последней — второй.
Проследите, чтобы они были связаны! Наверху устанавливаем два normal
waypoint по краям скалы, а также кемперский вэйпойнт — согласитесь,
здесь неплохо сидеть со снайперкой. Ну и напоследок — решительный прыжок на
крышу. Барабанная дробь! Ближнему к дому normal waypoint’у даем значение
jump waypoint
и под аплодисменты
зрителей прыгаем на крышу. Если все правильно, там появится normal
waypoint, соединенный с тем, с которого мы прыгали. Это все. Для тех, кто не
понял на словах, рядом схема — она поможет. Ну а мне остается только пожелать
вам удачи в нелегком деле вэйпойнтостроения. Если появятся какие-то вопросы — а
они наверняка появятся — смело шлите их на адрес korss@udmnet.ru.
В одном из ближайших номеров мы, вероятно, опубликуем FAQ по вэйпойнтам — не
исключено, что в нем окажутся и ваши вопросы вместе с ответами. А на компакте
этого номера вы можете найти небольшую карту, где есть примеры ВСЕХ вэйпойнтов,
— так что, если возникнут проблемы с теорией, обращайтесь к ней.