Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Обзор рынка портативных компьютеров. Рост на гребне волны
Большинство компаний-вендоров готовы платить за проведение исследований только фирмам, данные которых подтверждаются опытом хозяйственной деятельности, оценки которых оказываются наиболее точными. Естественно, что используя различные каналы получения информации, исследователи по разному описывают и ситуацию на рынке. В некоторых случаях разница в исследованиях, например, доли вендора в общих продажах на рынке, составляет более 100% (мы продемонстрируем это на примере самого важного для нас рынка - российского). В нашем обзоре рынка портативных компьютеров мы предлагаем сравнить данные всех доступных нам исследований различных фирм.
По данным исследовательской компании Dataquest, в 2000 году мировой рынок портативных компьютеров вырос на 29,6% по сравнению с 1999 г. Во всех странах мира в 2000 году было продано 25 519 051 ноутбуков, против 19 689 198, проданных в 1999 году. Эти сухие цифры свидетельствуют о том, что рынок ноутбуков продолжает расти быстрыми темпами, развиваясь на гребне нескольких важных тенденций, происходящих в мировой экономике, и благодаря новым техническим инновациям в этой сфере. Практически все ведущие мировые производители портативных компьютеров в 2000 году значительно увеличили свои продажи. В шестерку лидеров входят три американские и три японские корпорации. Динамика их продаж за последние два года представлена на графике. В странах, где рынок настольных компьютерных систем относительно ненасыщен и многие используют компьютер только на работе, при покупке ноутбука для частного использования одним из основных критериев при выборе модели является ее производительность, сопоставимая с настольными системами. Именно этому показателю отдали предпочтение и 51% читателей CNews.ru, принявших участие в опросе.
Другой важной тенденцией, о которой свидетельствуют участники рынка, является значительный рост спроса на портативные компьютеры не только в корпоративном секторе, но и в секторе домашних пользователей. Согласно исследованиям IDC, сегодня американские пользователи готовы платить от 800 до 1000 долларов за мобильность своего ПК. Данной тенденции способствует и постоянное сокращение разницы между общей стоимостью владения (TCO) для настольной системы и ноутбука. Если ранее пользователь портативного компьютера нес совокупные издержки по владению системой на 45% больше чем, владелец настольного ПК, то уже в 1998 году этот показатель сократился до 16%.
Говоря о доле портативных компьютеров в общих поставках компьютерной техники в Россию, нельзя не обратить внимания, что этот показатель в нашей стране (4%) пока значительно ниже, чем в других странах (до 20%). Говоря о структуре продаж ноутбуков в России, Владимир Коротков обратил внимание на увеличение доли региональных продаж: "Если ранее, еще в 1999 году, вне Москвы продавалось 15-20% ноутбуков Toshiba, то сегодня этот показатель возрос до 25-30%. У других производителей ситуация схожая. У региональных дилеров появились деньги, и теперь они стали брать не только мелкими партиями для быстрой реализации, но и формировать небольшие складские запасы". Вполне естественно, что самой спорной темой остается вопрос о долях производителей на российском рынке. Ниже представлен график по результатам исследований компании IDC. Геннадий Сочилин, продакт-менеджер дистрибуторского центра "Дилайн", отметил, что в 2000г. рост объемов продаж мобильных ПК в "Дилайне" составил 31.34% товарных единиц и 35.24% в денежном выражении. В 4-ом квартале прошлого года продажи мобильных ПК (в штуках) сравнялись с продажами настольных ПК brand-name. "Рынок мобильных ПК остается одним из самых динамично растущих рынков России. А учитывая тенденцию замены настольных систем мобильными ПК с большой матрицей, потенциальное количество пользователей, согласно аналитическим прогнозам специалистов компаний-производителей, может составить существенную долю от общего числа продажи настольных систем." По мнению Геннадия Сочилина, при сохранении темпов и тенденций роста объема продаж 10% в год, полное освоение потенциального рынка мобильных ПК в России может занять 10-15 лет. Учитывая тот факт, что при росте объемов продаж происходит уменьшение торговой наценки, мы предполагаем, что для большинства дистрибуторских компаний данный рынок останется финансово привлекательным в ближайшие 4- 5 лет. За это время произойдет его основное формирование и деление долей рынка между игроками. Косвенно судить о предпочтениях российских пользователей, выбирающих ноутбук в интернете, можно по числу запросов той или иной марки ноутбука на известном российском сайте price.ru.
Деление портативных компьютеров на те или иные категории можно проводить по массе параметров: весу, цене, функциональным возможностям и многим другим характеристикам. Общепринятым является деление на 4 основные категории, учитывающие все эти параметры. В качестве примеров моделей приводятся ноутбуки компаний Hewlett-Packard и NEC.
Большие экраны (до 15 дюймов), большие жесткие диски и множество отсеков для периферийных устройств делают эти ноутбуки готовыми ко всему. Если вам необходима мощность настольного ПК в сочетании с возможностью при надобности взять компьютер с собой, вам подойдет одно из таких устройств. В течение последнего года оснащение ноутбуков, предназначенных для рядового потребителя, существенно улучшилось, и термин "замена настольным ПК" - обычно используемый в отношении самых быстрых и мощных портативных машин - уже не является преувеличением, как когда-то в прошлом. Многие действительно используют ноутбуки высокого класса вместо настольных ПК. И, хотя размеры и масса этих машин великоваты для идеальных дорожных инструментов, обеспечивающих связь из любого места, они будут хорошим подспорьем для специалистов, которые работают в офисе и желают иметь одну машину с вычислительной мощностью настольного ПК, при необходимости пригодную для транспортировки.
Относительно большие экраны (13-14 дюймов) и умеренные цены делают эти машины с полным набором функций фаворитами рынка. При массе более 3 кг они вряд ли удобны для ежедневного ношения с собой, однако обладают достаточной мощностью и возможностями для изредка случающихся командировок или организации презентации в дороге. Удачное сочетание функциональных характеристик, доступной цены, мобильности и производительности - именно в таком порядке - отличает эти машины. Большинство ноутбуков данной категории, сконструированных в расчете на пользователя из сферы бизнеса, оснащены всем необходимым для работы в дороге или дома, в том числе встроенным жестким диском, накопителями гибких дисков и CD-ROM. Вместе с некоторыми из них поставляются офисные программные пакеты, а большинство располагает всеми необходимыми портами и компонентами для подключения к внешнему монитору, проектору или обычному телевизору для проведения презентаций. Как правило, в конфигурацию не входят выполненные в соответствии с новейшими технологиями вспомогательные устройства, увеличивающие цену изделия. К сожалению, лишь в немногих компьютерах имеются модульные отсеки, обеспечивающие удобную замену компонентов; в большинстве ради снижения цены используются фиксированные накопители и устройства, закрепленные винтами. Примеры моделей данного класса:
Легкие модели с малой толщиной корпуса предназначены специально для часто выезжающих в командировки руководителей (и других лиц, способных заплатить значительную цену за ПК, обеспечивающий высокую степень мобильности). Ноутбуки данного класса, как правило, имеют массу от 1,4 до 2,3 кг вместе с батареей и толщину всего от 25 до 38 мм. Но тонкий корпус не должен ввести вас в заблуждение: эти высококлассные машины обычно оснащаются мощными процессорами и жесткими дисками большой емкости. Тому, кто располагает одной из этих легких моделей, не грозит опасность лишиться связи в дороге, учитывая многочисленность портов, наличие встроенного модема (как правило) и встроенного адаптера Ethernet (в некоторых случаях). Обратите внимание, что здесь, как и в мини-ноутбуках, жесткий диск - единственный встроенный накопитель, в то время как накопители гибких дисков, CD-ROM и DVD всегда внешние устройства. Примеры моделей данного класса:
В отличие от устройств типа Palm Pilot и машин Windows СЕ, мини-ноутбук работает с Windows 98 и стандартными настольными программами, а не их облегченными версиями. Все испытанные нами мини-ноутбуки оснащаются встроенным 56-кбит/с модемом, обеспечивающим удобную связь. Поэтому машины этого класса достойны внимания пользователей, которым для работы с текстами и электронной почтой нужен относительно недорогой ПК массой менее 1,5 кг, умещающийся в портфеле. Однако в конструкции мини-ноутбуков неизбежны компромиссы. Например, приходится мириться с клавиатурой и экраном меньшего размера. Отсутствуют некоторые порты (такие, как выход и вход видеосигнала); бывает лишь гнездо Type II PC Card. К достоинствам всех испытанных моделей мини-ноутбуков относится наличие по крайней мере одного порта USB, а компьютеры Fujitsu и Toshiba для полноты функциональных возможностей комплектуются повторителем порта. Малые габариты этих четырех машин отчасти результат отказа от встроенных НГМД и накопителя CD-ROM. Внешний НГМД входит в комплект поставки каждой из них, но за внешний накопитель CD-ROM необходимо заплатить дополнительно от 250 до 300 долл., а использование внешнего DVD-ROM не предусмотрено ни в одном из мини-ноутбуков. Быстродействие моделей данной категории ниже, чем у любой другой группы ноутбуков, поскольку они оснащаются медленными процессорами - это плата за относительно невысокую цену. Примером модели данного класса может служить ноутбук NEC Versa Ultra Lite. Интересно, что большинство читателей CNews.ru, принявших участие в опросе, на вопрос "Готовы ли Вы заменить свой ПК настольного типа на ноутбук, если позволят финансы?" ответили, что предпочтут приобрести портативный компьютер в дополнение к настольному ПК. Что это, традиционное человеческое желание "иметь побольше", (которое предполагалось осуществить "в случае достаточных финансов") или действительная потребность, которую рано или поздно придется удовлетворять поставщикам - покажет время. |
3СТК
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|