Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Почему и как меняются цены на IP-телефониюНи для кого не секрет, что коммерческий успех любой услуги зависит от соотношения ее цены и качества. Казалось бы, чем лучше качество услуги, тем выше фирма-производитель может поднимать цену. В случае IP-телефонии этот постулат почему-то не работает... Более того, все обстоит с точностью до наоборот: постоянное улучшение связи приводит к постоянному снижению цен! И это несмотря на то, что среди других услуг связи IP-телефония является наиболее рыночной в классическом понимании – много мелких игроков при отсутствии явных монополистов, которых и не предвидится, по крайней мере, до конца 2001 года. Кроме того, цены на этом рынке меняются скачкообразно, при этом лидером по снижению цен на московском рынке выступает то один, то другой оператор. Как правило, после начала очередной волны удешевления цены в течение 2–3 месяцев пересматривают и остальные операторы. Фактор технологии Первые промышленные решения по IP-телефонии появились в Москве в 1997 году, и с тех пор, как мне представляется, на ценообразование в этом секторе рынка повлиял целый ряд технологических решений. Их даты приведены ориентировочно и соответствуют периоду массового появления этих решений на московском рынке: Каждое технологическое новшество вызывало новые, причем, порой значительные изменения в ценовой политике компаний. Три подхода к ценообразованию Сразу следует отметить, что достаточно большой объем трафика с использованием средств IP-телефонии (по моему мнению, не менее 50%) проходит не через операторов, которые эту услугу открыто предлагают на рынке, а через корпоративные или ведомственные сети, которые цену определяют произвольно. Но эти сети (узлы) недоступны рядовому потребителю. Каждая фирма, обеспечивая соединение, на конечном этапе опирается на обычную телефонию и, соответственно, платит телефонным операторам (в том числе и в других странах), обеспечивающим терминацию, то есть прием звонков на «другом конце» Интернета. Именно она ложится в основу ценообразования, а телефонная связь от терминатора ложится в основу качества услуги. Можно выделить три группы компаний, которые по-разному решили построить свою сеть на конечном этапе: А – компании, имеющие доступ к междугородной и международной связи на одном из своих узлов (это может быть узел партнера) по «нерыночным» тарифам, организующие переброску трафика средствами IP на данный узел, выбрасывая его впоследствии в сеть общего пользования; Б – компании, имеющие развитую сеть точек собственного присутствия и основную часть трафика между собственными узлами; В – компании, составляющие сложные таблицы маршрутизации, связанные с десятками партнеров, динамически перенаправляющие трафик от одного партнера к другому в зависимости от изменения качества. Конечно, фирмы пользуются всеми перечисленными способами, но обычно какой-либо один из них преобладает. Этим и определяются возможности фирм по снижению цен и, следовательно, их реакция на очередные движения рынка. Компании типа «А» имеют лучшие стартовые условия, поскольку они, как правило, дают максимальное качество при конкурентоспособных ценах и минимальных внутренних издержках. Но при этом они не могут резко снижать цены, так как вынуждены опираться на цены терминации своего ключевого узла (партнера). При снижении цен на 50% в год они могут очень быстро стать аутсайдерами. Как показывает практика, имея такие хорошие стартовые условия, компании завоевывают большую долю рынка и в дальнейшем переходят к созданию собственной сети. Услуги компаний типа «Б» имеют несколько более низкое качество, с точки зрения конечного пользователя, но при этом сами компании обладают максимальными возможностями по снижению цен. Причем, это преимущество не временное, а постоянное. Существенным недостатком таких компаний является ограниченность сети и, как следствие, ограниченность их клиентов по направлениям. Как правило, звонки за пределы их сети проигрывают звонкам всех остальных компаний как по качеству, так и по цене, зато в пределах сети они практически вне конкуренции. Компании типа «В» имеют больше, чем «А», возможностей для снижения цен путем выбора терминаторов с оптимальными ценами. Но поскольку предложения от терминаторов все время меняются и по любому из направлений необходимо иметь не один, а несколько вариантов соединения (на случай аварии у партера или изменения им цен), при ценообразовании такие компании вынуждены ориентироваться на худшее из предложений. Как следствие – они более ограничены в снижении цен, нежели компании типа «Б». Что-то вроде исторического обзора цен В качестве иллюстрации к сказанному предлагаю посмотреть, как менялись цены на звонки с использованием IP на примере звонков в Соединенные Штаты. Впервые эта услуга массово появилась на рынке в 1997 году, и цена на нее составляла около 60 центов за минуту разговора. По мере появления конкурирующих компаний к концу 1998 года она плавно снизилась до 40. Немаловажную роль в этом сыграло и появление оборудования Cisco. Следующим шагом к снижению цен стали последствия кризиса и выход на рынок новых версий продуктов, обеспечивающих, помимо всего прочего, прохождение факса. Причем, качество передачи речи стало сравнимо с качеством обычной телефонии. Цена на звонки в США около полутора лет продержалась на уровне 25 центов. Очередное снижение цен – до 20 центов за минуту – наблюдалось в середине 2000 года и впервые было вызвано только конкурентной борьбой на рынке. Для сравнения следует напомнить, что нынешняя цена от «Ростелекома» составляет 74 цента, а от МГТС – 140 центов. Сегодняшняя ситуация Конкуренция (в первую очередь ценовая) проявляется по-разному на трех основных направлениях: дальнее зарубежье, СНГ и Россия. РОССИЯ. Следует отметить, что основная часть звонков идет все-таки на небольшие расстояния – не далее 3-й зоны, а здесь разницы в цене между обычной и IP-связью практически нет. Предлагаемые 13–14 центов «Ростелекома» с легкостью подавляют предложения операторов IP-телефонии, дающих те же цены, но с более сложным набором номера, что для клиента, разумеется, неудобно. Исключением могут быть лишь цены «Тарио», позволяющие сэкономить около 30%. Ценовые преимущества IP-телефонии раскрываются в полной мере на дальних расстояниях. Так, например, днем для 6-й зоны (Сахалин, Камчатка) операторы предлагают следующие цены: «Элвис» – 35 центов, ОСС и МГТС – 33, «Ростелеком» – 29, «Тарио» – 26, RGC – 25, «Инкомтел» – 24, а «Зебра» – всего 19 центов. Налицо преимущества компаний типа «Б». СНГ. Здесь все операторы предлагают достаточно близкие цены, а явных лидеров двое: ОСС и все та же «Зебра-Телеком». Интернет на пространстве СНГ пока довольно слаб, и поэтому преимущества имеют компании типа «А». Дальнее зарубежье. Здесь IP-телефония вне конкуренции. Она обеспечивает выигрыш по цене в 3–4 раза. Однозначных лидеров нет, так как все зависит от конкретного направления. В долгосрочной перспективе на этом направлении, видимо, выиграют компании типа «В». Сегодня, например, для Западной Европы и США минимальной является цена 19 центов за минуту разговора (днем, включая все налоги). Ее и предлагают «Инкомтел», RGC и «Зебра», остальные операторы запрашивают в районе 24–25 центов. Однако в целом по дальнему зарубежью ситуация крайне неоднородна – в зависимости от страны наиболее «вкусные» цены предлагают разные операторы, и при обширных международных связях, стоит подумать об использовании услуг сразу нескольких компаний. Что может произойти к 2002 году В конце 2001 или начале 2002 года нас ждет новое потрясение: на арену выйдет новый игрок, который будет иметь все шансы стать монополистом, а потому ожидается новая ценовая война. Все дело в том, что «Связьинвест» совместно с «Ростелекомом» объявил о начале развертывания проекта «РТКомм» в качестве общероссийского интернет-провайдера, который, как объявлено в анонсе, будет заниматься и IP-телефонией. Фирмы, опирающиеся на обычную телефонию как канал сброса трафика, станут окончательно неконкурентоспособны. И фактором, позволяющим выжить и работать эффективно, станут уже не цены, а: |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|