На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Мобильное » Сотовое чтиво » Сотовый бизнес

Всеобщая мобилизация: от Москвы до самых до окраин

Еще недавно сотовые операторы были уверены, что для успеха бизнеса требуется прежде всего выйти на московский рынок. В последний год ситуация изменилась. Компании, предоставляющие услуги мобильной связи, обратили внимание на российские регионы. Как утверждают эксперты, не последнюю роль в такой смене ориентиров сыграли выход на столичный рынок оператора "МегаФон", рассматривающего Москву лишь как один из перспективных регионов, а не как направление главного удара.

Итак, что же происходит на сотовом рынке столицы? Пока на нем действуют два основных игрока - "Вымпелком" (торговая марка "Би Лайн") и "Мобильные ТелеСистемы" - МТС. Третий игрок - "МегаФон" (торговая марка компании "Соник Дуо") - еще не оправдал ожиданий и опасений, которые связывались с его выходом на рынок.

Напомним, что одним из учредителей "Соник Дуо" была питерская корпорация "Телекоминвест", близкая, как утверждают, к министру РФ по связи и информатизации Леониду Рейману. Возможно, именно этим объяснялось желание Министерства связи в 2000 г., еще до начала работы сети "Соник Дуо", передать компании часть частот, занимаемых будущими конкурентами - МТС и "Вымпелкомом". Реальное же развитие "МегаФона" пока не столь интенсивно, как планировали и опасались конкуренты. Тем не менее уже можно говорить о существовании на рынке трех конкурирующих компаний, работающих в стандарте GSM. Учитывая привлекательные тарифные предложения "МегаФона" и его активную рекламную кампанию, можно ожидать, что доля новичка на рынке будет расти. Правда, пока темпы прироста абонентской базы "МегаФона" не слишком отличаются от "Вымпелкома" и МТС.

У "МегаФона" сейчас две задачи - привлечение новых абонентов в Москве и развертывание новых сетей в регионах, считает Михаил Лещенко, вице-президент инвестиционного банка "Гамма Групп" - ведущего игрока на отечественном рынке телекоммуникаций и услуг связи. Причем нельзя исключать того, что через два-три года может сложиться ситуация, когда "Вымпелком" и МТС выиграют "бой" непосредственно в Москве, но в регионах "МегаФон" будет иметь либо сопоставимое с ними число абонентов, либо даже больше. Тем более что присутствие на рынке Москвы даст клиентам "МегаФона" возможность пользоваться в Москве "родной" сетью.

Впрочем, качество продвижения компании на рынке необходимо оценивать по осязаемым параметрам: например, по темпам прироста абонентов, по темпам роста доходов, напоминает Михаил Лещенко. По его словам, эти показатели зависят не только от рекламы, но и от маркетинговых усилий компании, состояния сети, грамотности менеджеров, затрат на обеспечение сервиса. Учитывая, что в начале 2002 г. лидером рынка был "Вымпелком", вывод напрашивается такой: пока рекламная и маркетинговая политика наиболее сильна именно у этой компании. За ней с небольшим отрывом идет МТС. "МегаФон" же с огромным отставанием располагается на третьем месте.

Возможно, это объясняется тем, что руководство "МегаФона" изначально было настроено на борьбу с МТС и "Вымпелкомом" именно в регионах и Москва для него была хотя и безусловно важным регионом, но лишь одним из 89 российских краев, республик, областей и округов. И конечно, еще до выхода на этот рынок было известно, что "МегаФону" завоевывать новых абонентов в Москве будет гораздо сложнее, чем где бы то ни было. Следовательно, побеждать МТС и "Вымпелком" планировалось не за счет количества абонентов в столице, а за счет более активного развития региональных сетей. Тем более что "МегаФон" покрывает лицензиями практически всю Россию.

Общее количество абонентов сетей GSM в Москве на начало апреля 2002 г. составляло 4,3-4,4 млн. При этом "Вымпелком", по данным консалтинговой компании J'son & Partners, располагал 2,35 млн активных абонентов, а МТС - приблизительно 2,08 млн. "МегаФон" набрал чуть более 50 тыс. человек, компании "Персональные коммуникации" (торговая марка "Сонет") - 45-50 тыс. абонентов, а "Московская сотовая связь" (МСС) - 100 тысяч.

Операторы нацелены и на оказание различного спектра услуг. Например, аналоговый стандарт NMT-450 (используется МСС) позволяет достигать широкого радиопокрытия при наличии небольшого числа передатчиков. Между тем практически все крупные города и наиболее перспективные регионы охвачены сетями GSM - спрос со стороны москвичей, питерцев и руководителей местных предприятий, ездящих в Центр, рождает и предложение. "Триумфальное шествие" GSM объясняется и тем, что низкая рабочая частота NMT оборачивается серьезными радиопомехами в густонаселенных местах. При этом на московском рынке телекоммуникационных услуг все операторы работают в приблизительно равных условиях - потребитель имеет возможность выбирать. И при выборе основополагающим становится качество услуг, сервисные функции сетей, престижность и дизайн телефонов.

Сегмент МСС и "Сонета" - люди, которым не важен дизайн и размеры телефона, им главное передать информацию, вне зависимости от качества связи и набора услуг. Прирост числа клиентов этих сетей происходит за счет предложения выгодных безлимитных тарифов, которые иногда в полтора и более раз оказываются выгоднее тарифов на соответствующие услуги GSM-операторов. Сами GSM-операторы утверждают, что этого не могут себе позволить по банальной причине - введение дешевых безлимитных тарифов приведет к всплеску количества разговоров, их продолжительности и, как следствие, к перегрузке сетей. При этом сети МСС и "Сонета" пока работают далеко не на полную мощность.

Далеко от Москвы

По мнению Михаила Лещенко, в России сложилась уникальная ситуация: пока в Москве и Санкт-Петербурге операторы борются за каждого нового клиента, в регионах происходит мощнейший рост количества абонентов. Дальнейший рост числа клиентов в ближайшие год-два будет идти, как утверждают эксперты, "в геометрической прогрессии", составив "на круг" 5-6 млн человек. Учитывая, что каждого потенциального абонента терзают муки выбора (во многих городах уже существует конкуренция между GSM-провайдерами), оператору важно создать в регионах такие условия, чтобы новички пришли именно к нему. Как отмечает вице-президент "Гамма Групп", значительная часть вновь подключенных абонентов может достаться именно "МегаФону", так как эта компания ставит перед собой задачу создания сети в максимальном количестве регионов. В течение 2001 г. количество абонентов в целом по России выросло на 131 процент, с 3,4 млн человек до 7,84 млн. Как результат, общий объем контрактов на поставку оборудования сотовой связи и соответствующего программного обеспечения по итогам 2001 г. превысил 500 млн долл. Что же касается первых трех месяцев 2002 г., то они, по предварительным данным, дали прирост еще как минимум 250-300 тыс. абонентов. В связи с этим крупные операторы производят своеобразную переоценку ценностей. Если раньше для той же МТС важнейшим был Московский регион, то сейчас речь идет именно о конкурентной борьбе в регионах. 10 апреля 2002 г. МТС объявила о покупке 51 процента акций ЗАО "Кубань-GSM" (стоимость сделки составила 71,4 млн долл.). О перспективности нового приобретения говорит тот факт, что абонентская база "Кубань-GSM" составляет почти 70% территории Краснодарского края и Республики Адыгея. Кроме того, по словам президента МТС Михаила Смирнова, ежегодно "Кубань-GSM" обслуживает до 500 тыс. роумеров.

Пока что МТС в регионах обходит своего главного конкурента "Вымпелком" по числу охваченных регионов. По данным J'son & Partners на апрель 2002 г., МТС обслуживала 35,2 процента российских абонентов, в том числе в сетях GSM - 41 процент. После приобретения "Кубань-GSM" число ее региональных подписчиков составило почти 1,5 млн человек.

Значительная часть региональных проблем "Вымпелкома" возникает из-за того, что компания не может получить лицензию на работу в Петербурге и Ленинградской области. Как утверждают некоторые аналитики, причиной стало нежелание "МегаФона" допускать в регион нового опасного конкурента. Учитывая тот факт, что за "МегаФоном", как утверждают, стоит глава Минсвязи Леонид Рейман, жители крупнейшего региона северо-запада еще не скоро увидят массовую рекламу билайновской "пчелки". Между тем президент МТС Михаил Смирнов планирует к концу 2002 г. получить в Санкт-Петербурге 30-35 процента рынка услуг GSM.

Дальше, дальше, дальше

Несмотря на прогресс, достигнутый сотовой связью за последние несколько лет, перспектив для дальнейшего роста осталось еще немало. Рынок стал настолько предсказуемым, что операторы могут себе позволить отказаться от дотирования телефонов, используя стандартные маркетинговые приемы (не считая демпинга) привлечения клиентов.

Не исключено, что уже очень скоро сотовые компании начнут затяжную войну за уже имеющихся абонентов, готовых перейти от одного оператора к другому (с помощью все того же снижения тарифов на несколько центов). Впрочем, таких "перебежчиков" скорее всего будет немного, а выиграют в большинстве своем те, кто еще не имеет сотового телефона. Кстати, никто пока не просчитывал и того, что произойдет, если лицензии на предоставление услуг в стандарте GSM будут выданы компаниям, использующим другие стандарты - например, NMT, DAMPS или CDMA. He стоит забывать, что все эти операторы уже имеют собственные вышки, на которых можно хоть завтра ставить новую аппаратуру. Основной источник нынешних проблем операторов - так называемая болезнь роста, заключающаяся в крайне быстром приросте числа абонентов и неспособности техники их "переварить" из-за недостатка мощностей. Тем более что резервы неохваченных сотовой связью москвичей еще относительно велики. В настоящее время охват мобильной связью населения Москвы в среднем составляет около 25 процетнов, в то время как в западных столицах этот показатель может превышать и 50 процентов.

"На мой взгляд, ситуация будет меняться по мере замедления роста абонентов в Москве, - полагает Михаил Лещенко. - Многое будет зависеть и от того, насколько быстро операторы смогут обеспечить своих клиентов всеми необходимыми услугами не только теоретически, но и практически". Тем более что планы сотовых операторов отличаются глобальностью. "Соник Дуо", например, намерен к концу 2003 г. занять до 20 процентов московского рынка, т.е. примерно 900 тыс. абонентов. При этом конкуренты - МТС и "Вымпелком" - утверждают, что намерены сохранить свои нынешние доли рынка.

Как заявил Михаил Умаров, руководитель службы по связям с общественностью "Вымпелкома", в 2002 г. компания предполагает не только существенно увеличить темпы регионального развития, но и сохранить существующих абонентов на московском рынке. Не намерен уступать своих абонентов и президент МТС Михаил Смирнов. Новичкам придется развиваться за счет тех москвичей, кто еще не обзавелся мобильным телефоном.

Что же касается операторов, работающих в отличных от GSM стандартах, то они приход в Москву нового оператора и поход МТС и "Вымпелкома" в регионы восприняли спокойно. Как заявила замкоммерческого директора сети "Сонет" Анастасия Маркович, "с интересами компании интересы GSM не пересекаются". Ниша "Сонета" - безлимитные тарифные планы (кстати, "Сонет" первым предложил такого рода тарифные планы). По мнению "сонетовцев", их компания проявляет и наибольшую заботу о здоровье потребителей. Одним из основных своих преимуществ компания считает безопасность связи. Выходная мощность телефона CDMA составляет всего 0,02 Вт, что значительно меньше, чем у аппаратов других стандартов.

Мнение представителей "Московской сотовой связи", планирующей выйти на рынок сетью стандарта GSM-450, выяснить не удалось. Эксперты полагают, что причиной молчания может быть либо сложное положение оператора отживающего свой век стандарта, либо наличие некоей масштабной программы, которую МСС пока не намерена делать достоянием гласности.

Аналитики полагают, что в 2002 г. МТС останется лидером рынка российской сотовой связи. "На хвост" лидеру постарается сесть "Вымпелком", который сможет в текущем году сравняться с МТС по числу абонентов. Ситуация для "Вымпелкома" осложняется в первую очередь отсутствием у компании лицензии GSM на работу в Северо-Западном регионе. В первой половине 2002 г. ожидается продолжение роста числа абонентов в Москве, причем кроме чисто ценовой на передний план выйдет конкуренция качества услуг и сервиса. Однако во второй половине 2002 г. могут проявиться и заметные признаки насыщения московского рынка.

Как полагают эксперты, в связи с этим должна усилиться конкуренция операторов в части предоставления клиентам различных дополнительных услуг, имеющих к сотовой связи как таковой довольно отдаленное отношение. Так, "Вымпелком" и МТС предложили абонентам возможность знакомства "вслепую" посредством SMS-сообщений. Результатом стал рост числа передаваемых SMS на десятки процентов.

По мнению Михаила Лещенко, московские операторы GSM занялись развитием дополнительных услуг потому, что шансы выхода на рынок столичного региона новых операторов весьма невелики: "Для того чтобы выйти на этот рынок, необходимы сотни миллионов долларов. Ситуация может измениться лишь в случае консолидации региональных операторов, которые могли бы в перспективе составить конкуренцию сегодняшним лидерам".

Николай Манвелов
Деловая хроника

Другие разделы
Сотовые технологии
Сотовый бизнес
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100