Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
По стопам Ивана ФедороваНастольные издательские системы не относятся к числу программ, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Более того, на домашнем компьютере они вообще редкие гости (кроме тех случаев, конечно, когда его владелец подрабатывает версткой). Однако сфера их применения отнюдь не ограничивается исключительно рекламной и издательской отраслями, и на то есть достаточно веские причины. Тестируются:
Подавляющее большинство пользователей РС обладают навыками работы с текстовыми процессорами и с легкостью набирают в них как служебную записку на пять строк, так и диплом на полторы сотни страниц с графиками, таблицами и иллюстрациями. Но этот способ хорош лишь в том случае, когда результат работы распечатывается в единичном экземпляре на принтере. А что делать, если речь заходит о рекламном проспекте, каталоге продукции, услуг или другом документе с достаточно сложной структурой, который необходимо размножить тиражом в несколько сотен, а то и тысяч штук? Естественно, что выполнять эту работу на офисной бумаге и обычном принтере нельзя: низкое качество при высокой себестоимости ни к чему хорошему не приведет. Значит, придется обратиться к услугам одной из многочисленных полиграфических компаний… Вот только документы, созданные в обычном текстовом процессоре, совершенно не годятся на роль макета. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию обзор четырех наиболее популярных пакетов для верстки из присутствующих на рынке с оценкой достоинств и недостатков каждого из них. С чего начатьСегодня, чтобы получить работу верстальщика, вовсе не обязательно обладать дипломом Полиграфического института. Современные программы позволяют во многом абстрагироваться от тонкостей предпечатной подготовки документов и последующих технологических процессов. От пользователя требуется всего лишь умение разбираться в базовых инструментах пакета, основных понятиях работы со шрифтами, в управлении цветом и т. п. Если учиться всему этому параллельно с освоением профессиональной издательской системы, то риск потерять зря массу драгоценного времени довольно велик. Куда как разумнее начать знакомство с менее функциональной, зато более простой и понятной программы. И на эту роль практически идеально подходит Microsoft Publisher — хорошо зарекомендовавшая себя система начального уровня. Publisher изначально разрабатывалась как возможный компонент Microsoft Office (и даже входила в некоторые редакции этого пакета), поэтому весь ее интерфейс выдержан в знакомом любому пользователю РС духе. В помощь новичку — большой набор Мастеров и готовых шаблонов на все случаи жизни. Создав свой первый макет в автоматическом режиме, его можно отредактировать вручную, чтобы понять, как работают самые разные инструменты, представленные в пакете. В качестве основы годятся и документы Microsoft Word: программа умеет читать их и импортировать в собственный формат. Попробовав свои силы в создании пары пробных документов, можно перейти и к более серьезным проектам. Последняя версия пакета, Publisher 2002, знакомит пользователя с управлением цветом, поддерживает пробную печать с разделением цветоканалов и многое другое. Спектр форматов для экспорта набранного документа также впечатляет. Вместе с тем цена на программу не идет ни в какое сравнение со стоимостью профессиональных систем — чуть больше $100 против обычных 600–900. О «братьях наших меньших»Поскольку мы уже затронули альтернативную программу верстки в лице Microsoft Publisher, грех не упомянуть о совсем скромных утилитах. Большинство из них распространяется бесплатно или стоит копейки по сравнению с гигантами рынка настольных издательских систем. В основном они предлагают некий набор шаблонов для решения различного рода задач: от подготовки резюме, визиток, флайеров до создания более солидной печатной продукции вроде газет, рекламных брошюр и пр. Их КПД значительно ниже, чем у признанных лидеров, часто за счет отсутствия, собственно, типографских функций (например, цветоделение, работа в CMYK-палитре и т. д.). Фактически они представляют собой продвинутый текстовый процессор типа MS Word, а некоторые попросту являются надстройками к этому популярному редактору. Однако если вы не предъявляете высоких требований к уровню конечного продукта, подобные утилиты с успехом заменят упомянутые в обзоре системы. В качестве примера приведем программу для верстки небольших печатных изданий PUBLISH-iT. Adobe InDesign 2.0Итак, компания Adobe поддерживает на сегодняшний день две конкурирующие между собой настольные издательские системы — PageMaker и InDesign. В чем загадка такого положения дел? При более детальном знакомстве с представителями обоих пакетов ответ напрашивается сам собой. Линейку PageMaker искусственно не закрывают потому, что огромное число профессионалов продолжают использовать эти программы, да и издательский процесс целых компаний зачастую сосредоточен вокруг них. Обратная совместимость программных продуктов — слишком существенный рыночный фактор, чтобы выступать в маркетинговых расчетах Adobe наравне с качественными оценками сравнительных возможностей InDesign и PageMaker. В том же случае, когда преемственность не играет большой роли или же пользователь вообще не имеет опыта работы с программами верстки, его выбор очевиден. Тем более что с самого начала InDesign позиционировалась ни много ни мало, как «убийца QuarkXPress». Первой версии пакета выполнить поставленную задачу не удалось, зато у второй есть все шансы «догнать и перегнать Америку». Точнее, Швейцарию, если вспомнить, откуда родом Quark Inc. Вопреки впечатлению от первой версии Adobe InDesign 2.0 оказался более чем серьезным пакетом, оптимизированным под верстку документов самого широкого профиля, от одностраничных буклетов до толстых книг. Им в полной мере поддерживается полноцветная печать (доброе наследие PageMaker!), здесь также появились новые инструменты для обогащения визуального восприятия обрабатываемых материалов и упрощения труда дизайнера. В InDesign 2.0 гармонично сочетаются классические и инновационные средства. Например, пользователь может создавать и позиционировать кадры вручную в том случае, когда ему точно известны их размеры. Но гораздо проще доверить выполнение этой операции программе. Или же взять такой инструмент, как таблицы: пакет не ограничивается простым внедрением их в документ, а позволяет автоматически форматировать импортируемые данные из самых разнообразных структурированных источников вплоть до баз данных. При помощи регулируемой прозрачности мы создаем эффект отбрасывания тени любого векторного объекта Что касается подготовки Интернет-публикаций, то здесь Adobe InDesign 2.0 если и не обгоняет Quark, то по крайней мере нисколько не отстает. Хотя динамика пользователю пакета будет недоступна, статические HTML-страницы выходят довольно хорошо, практически не теряя сходства с оригиналом. Опять-таки повторим: издательские системы никогда не заменят собой специализированных web-редакторов. Основная их задача заключается в том, чтобы создать максимально близкий к исходному электронный документ, не привязанный к какой-либо отдельной платформе и воспроизводящийся широким спектром устройств. InDesign 2.0 умеет экспортировать проект в формат XML, что и является залогом подобной универсальности. Добавить файл изображения на страницу можно самым простым способом — при помощи метода drag and drop Если говорить об «изюминках» программы, то наиболее интересными возможностями Adobe InDesign 2.0 являются, пожалуй, работа со шрифтами и поддержка прозрачности. Шрифты всегда были одной из сильных сторон продуктов Adobe, и в настоящем пакете был не только воплощен аккумулированный опыт последних полутора десятков лет, но и внедрено несколько инноваций, например кодировка Unicode, которой так не хватало предыдущему поколению издательских систем. Прозрачность же перекочевала в InDesign 2.0 из графических редакторов, она позволяет создавать такие эффекты, как размытость, отбрасывание тени и т. п., причем за основу можно брать не только геометрические примитивы и растровые изображения, но и любой объект, включая текст. Конечно, прозрачность — капризный и сложный инструмент, требующий опыта не только дизайнера, но и печатника. Не все, что выглядит красиво на экране, останется таким же и на бумаге, поэтому слишком увлекаться эффектами все же не стоит. Интерфейс InDesign 2.0 может показаться на первый взгляд перегруженным, зато все, что надо, под рукой Богатство возможностей, большой выбор рабочих инструментов и технологий имеют свою обратную сторону: InDesign 2.0, в отличие от своего предшественника, более не является продуктом начального уровня и требует от пользователя теоретического и практического опыта. Кроме того, сам процесс обучения работе с программой далеко не так легок, как, например, в случае с QuarkXPress. Сложность пакета компенсируется отчасти высоким качеством конечной продукции, отчасти — великолепным интерфейсом, выдержанным в классическом духе Adobe, с учетом всех последних наработок в данной области. Цена Adobe InDesign 2.0 — $700. Adobe PageMaker 6.5 PlusAdobe PageMaker — это серьезный пакет с довольно сложным интерфейсом, запутанной системой команд, но в то же время высокой производительностью и богатыми возможностями. По ряду отдельных показателей и в первую очередь — работе с цветом, он оставляет далеко позади продукцию других фирм. Вместе с тем в каждой новой версии разработчики чересчур много внимания уделяли сохранению преемственности деталей, а в результате раз за разом получался все более архаично выглядящий продукт, в котором не просто разобраться и не слишком удобно работать. Наиболее широко распространен на сегодня Adobe PageMaker 6.5 — и это при условии, что последняя, седьмая, редакция появилась в продаже еще в прошлом году. Однако пользователи не спешат переходить на нее, так как никаких коренных изменений она не привнесла. Многие считают, что если и отказываться от версии 6.5, то в пользу другого пакета Adobe — InDesign. При попытке импорта сложного структурированного фрагмента из документа MS Word PageMaker неверно истолковал его как чисто текстовой, переложив всю работу на плечи пользователя Adobe PageMaker 6.5 оперирует классическими инструментами компьютерной верстки — кадрами, содержащими разнообразный контент; слоями, на которых дизайнер размещает фреймы, и т. п. В этом отношении программе трудно чем-либо удивить пользователя. Самая ценная особенность PageMaker при подготовке бумажных публикаций — это мощнейший механизм работы с цветом. Пакет гарантирует точную цветопередачу на всех этапах создания документа без каких-либо потерь или искажений. В том случае, когда к публикации готовится сложное полноцветное издание, без этого не обойтись и зачастую именно этот фактор перевешивает все неудобства, связанные с чересчур усложненной моделью управления программой. Adobe PageMaker 6.5 поддерживает и web-публикации, хотя этим функциям пакета отведена явно не центральная роль. Во-первых, документы для Интернета не рассматриваются программой как полноценные, а пользователю не разрешается изначально помечать проект как ориентированный на WWW. Во-вторых, сам механизм перевода страниц в HTML-формат (именно HTML — ни XML, ни каскадные таблицы стилей не поддерживаются в принципе) работает с многочисленными ошибками и добиться тождества бумажного и сетевого документа в PageMaker 6.5 практически невозможно. Поэтому останавливать свой выбор на этом пакете, если в ваши планы входит одновременное размещение материалов в Сети и распространение их бумажных вариантов, не стоит. Выбор оптимального формата данных для экспорта графических файлов Как уже говорилось, пользовательский интерфейс Adobe PageMaker 6.5 сложен и кое в чем несколько устарел. Однако при первом знакомстве с программой это вряд ли бросится в глаза: пакет использует минимальное количество панелей инструментов (в отличие, скажем, от Corel Ventura, речь о которой пойдет далее). В результате на экране нет нагромождения окошек и кнопок, заслоняющих сам редактируемый документ. Другое дело, что у такого дизайна есть и обратная сторона: добрая половина операций потребует долгих путешествий по командам меню или же в качестве разумной альтернативы запоминания комбинаций горячих клавиш. Последний путь вообще характерен для продуктов Adobe. Также стоит отметить наличие в программе средств создания собственных сценариев наподобие существующих, скажем, в Photoshop. Благодаря им выполнение рутинных операций над большим количеством страниц удается полностью автоматизировать. Цена пакета — $500. Corel Ventura 8Ventura была в свое время самой первой средой верстки для РС и если и утратила за прошедшие годы пальму первенства, то все еще пользуется заслуженным авторитетом и заметной популярностью. Покупка прав на программу компанией Corel, произошедшая несколько лет назад, негативно сказалась на качестве продукта. По всей видимости, разработчики решили подогнать новое приобретение под стандарты своих собственных проектов, в результате чего Ventura не только лишилась индивидуальности, но и сильно потеряла в функциональности. Последняя, восьмая, версия программы является своего рода работой над ошибками, исправлением поспешно внесенных изменений и попыткой возвращения пакету былых достоинств, надо сказать, весьма успешной. Еще в начале своей истории Ventura ориентировалась в первую очередь не на сформировавшийся сектор верстки и предпечатной подготовки в целом, где, как известно, в те годы правили бал компьютеры Apple, а на самую широкую аудиторию, использующую более демократичные детища IBM. То же самое наблюдается и сегодня: хотя РС уже прочно вошли в издательский бизнес, Corel Ventura 8 стремится охватить максимально широкий спектр потенциальных пользователей, от профессионального дизайнера крупного журнала до секретаря, время от времени сталкивающегося с необходимостью набрать макет новой визитки для босса или составить и распечатать полсотни цветных буклетов для приближающейся выставки. Ventura предлагает большое количество заготовленных разработчиками шаблонов, которые выполняют практически любой запрос пользователя Механизм обработки документов в Corel Ventura 8 базируется на таком объекте, как тег (tag), структурной единице, к которой применяется большинство операций форматирования. Если вы знакомы с языками разметки подобными HTML, то в целом представляете, о чем идет речь. Каждый тег уникален сам по себе (за счет имени), но позволяет задавать необходимые параметры, например регулировать размер кернинга, если речь идет о текстовом фрагменте. Более того, теги поддерживают создание иерархичных структур, что намного ускоряет работу над однотипными или объемными проектами. Однако для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами данной технологии, нужно не только понимать в деталях принципы ее работы, но и уделять немало времени практике. Другими словами, освоение Corel Ventura 8 с нуля далеко не простая задача. Возможность публикации документов в Интернете была реализована еще в предыдущих версиях программы, а в Corel Ventura 8 она качественно обновлена. В основе экспорта страниц лежат каскадные таблицы стилей — наиболее прогрессивное из доступных на сегодняшний день средств. Благодаря чему удается достичь практически полной идентичности бумажной и электронной версий документа. Кроме того, в редакторе появилась поддержка таких полезных средств, как, скажем, карта изображения. В общем, использование Ventura 8 в качестве HTML-редактора себя вполне оправдывает. Corel Ventura 8 вобрала в себя много свойств текстовых процессоров — да вот хотя бы проверку правописания русскоязычных документов Впрочем, не всегда стремление разработчиков к глобализации своего продукта приносит пользу. Corel Ventura 8 приобрела слишком много черт обычного текстового процессора, что в принципе системе компьютерной верстки не свойственно. Для набора и редактирования материалов предназначены специальные программы, вроде того же WordPerfect, поставляемого вместе с Ventura 8 абсолютно бесплатно. Кстати, о комплектации пакета стоит упомянуть особо. Если не вдаваться в детали и выбрать типовой сценарий инсталляции, то мастер установит не только саму Ventura, но и дюжину побочных продуктов, многие из которых подавляющему большинству пользователей не нужны, за исключением разве что Corel PhotoPaint, довольно неплохого графического редактора. При таком раскладе можно смело ожидать, что девятая версия пакета начнет инсталляцию с замены вашей операционной системы на Corel Linux. Разобравшись с концепцией тегов, пользователь в полной мере ощутит всю заложенную в Ventura 8 мощь Интерфейс программы сильно перегружен и не оптимизирован. Найти необходимую кнопку среди бесчисленных панелей инструментов, заполонивших экран, порой оказывается нереально, и поиски приходится продолжать по «деревьям» меню. Это, а также уже упомянутая сложность в освоении и являются основным моментом, мешающим в полной мере оценить возможности программы. В целом же универсальность применения Corel Ventura 8 делает пакет неплохим приобретением для самой широкой аудитории пользователей. Только не забудьте получить с сайта Corel Inc. все вышедшие на данный момент апдейты, исправляющие многочисленные ошибки релиза. Розничная цена Corel Ventura 8 — $350. QuarkXPress 5.0Пакет QuarkXPress — один из ветеранов рынка настольных издательских систем. Его первая версия увидела свет в далеком 1987 г., а это значит, что в активе разработчиков программы 15-летний опыт адаптации своего продукта к постоянно эволюционирующим требованиям потребителей. И то, что многие пользователи, впервые познакомившись с пакетом в самом начале его истории, остались верны ему до сих пор, лишний раз подтверждает его качество и надежность. Хотя выход последней, пятой, версии программы был задержан на несколько лет, возможностей даже предыдущего релиза вполне хватило для успешной работы. QuarkXPress 5.0, как свидетельствуют многие эксперты, содержит достаточно инструментальных средств, чтобы справляться не только с текущими, но и с прогнозируемыми запросами рынка. QuarkXPress традиционно широко применяется в отраслях, где верстка печатной продукции является одним из основных направлений деятельности,— в издательствах газет и журналов, рекламных агентствах. Однако речь в данном случае идет скорее именно о традиции: пакет достаточно гибок, чтобы использоваться и в тех случаях, когда требуется выпуск профессионально оформленных печатных материалов, в том числе и некоммерческого плана (например, регулярные отчеты о коммерческой деятельности компании, распространяемые среди всех ее акционеров). QuarkXpress — один из ветеранов рынка настольных издательских систем QuarkXPress 5.0 предлагает новый подход к верстке макетов, основанный в первую очередь на применении слоев и таблиц. Работа с первыми в принципе мало чем отличается от использования аналогичного инструмента в других программах, последовательно выстроенный стек упрощает операции с отдельными элементами, содержащимися на странице, позволяет создавать инвариантные документы и т. п. А вот таблица в качестве средства разметки стала для пользователей QuarkXPress подлинной находкой. Принцип ее действия аналогичен используемому web-дизайнерами при компоновке сложных страниц с помощью единственного тега <TАBLE>. Теперь, вместо того чтобы привязывать детали к абсолютным координатам листа, достаточно соотнести их с соответствующими ячейками мета-таблицы, выступающей в роли универсального шаблона. Кроме того, стоит отметить отличный инструментарий для создания сколь угодно сложных кадров, вплоть до «нарисованных от руки». Создание документов для публикации Интернета в QuarkXPress поддерживается в полном объеме. При этом речь идет не просто об экспорте готовых файлов в формат XML, хотя, само собой, такое тоже возможно. Более того, именно таким путем созданный в программе документ обретает полную независимость от платформы воспроизведения и с одинаковым успехом отображается как на мониторе персонального компьютера, так и на экранчике холодильника, оборудованного выходом в Глобальную сеть. Открывая новую публикацию, пользователь сразу выбирает ее тип: традиционный «бумажный» или электронный. Во втором случае ему придется иметь дело с иным набором инструментов, более напоминающим своей номенклатурой визуальный HTML-редактор. Нельзя сказать, что он особо продвинут: с GoLive или Dreamweaver QuarkXPress и сравнивать смешно. Но, с другой стороны, вряд ли кому придет в голову создавать динамические web-узлы с мультимедийным контентом при помощи пакета для верстки. А со статичными страницами программа XPress справляется вполне адекватно. Характерный для программ верстки инструмент — кадры свободной формы. Даже нарисовав самый замысловатый контур, мы сможем обрабатывать его так же, как и простой прямоугольный фрейм QuarkXPress интересен и механизмом подключения расширений — так называемых XTensions. Не будет большим преувеличением сказать, что в том виде, в котором пакет продается пользователям, он лишен доброй половины своих потенциальных функций. Эту нехватку и компенсируют плагины, довольно много их выложено для бесплатной загрузки на сайте производителя. Таким образом, QuarkXPress настраивается под конкретные выполняемые задачи, а также усовершенствуется по мере появления новых модулей. Освоение QuarkXPress не отнимет у вас много времени. В качестве основы можно использовать прилагающуюся справочную систему, один из бумажных учебников (хотя книг именно по пятой версии пакета на российском рынке пока не замечено) или же специальное предложение компании Quark Inc. — онлайновый бесплатный курс. Фирменные модули расширения XTensions. Их состав определает сам пользователь в зависимости от конкретных задач Нельзя не упомянуть и о главном недостатке программы. Несмотря на то, что ее релиз состоялся в этом году, пользовательский интерфейс QuarkXPress 5.0 остался на уровне стандартов середины 90-х годов, если не древнее. Может быть, ветеранам он покажется комфортным, но нового пользователя скорее напугает, особенно если человек привык к современному эргономичному устройству рабочего пространства прикладных программ. Цена пакета в стандартной комплектации — $830.
Подведение итоговПроводя сравнительные оценки рассмотренных нами программ, мы нарочно не стали вдаваться в технологические тонкости, сгруппировав характеристики пакетов по наиболее типичным признакам. В целом же получилась следующая картина. Как и следовало ожидать, многолетний лидер отрасли — QuarkXPress и по сей день остается одним из самых привлекательных продуктов и уступает только новичку, InDesign 2.0. Последний демонстрирует наиболее широкий спектр возможностей, хотя и более сложен в освоении. К сожалению, обе эти программы достаточно дороги и не всегда вписываются в бюджет домашнего хозяйства или небольшой фирмы. В этом случае мы бы порекомендовали остановить свой выбор на продукте компании Corel, использующем в своем арсенале не самые стандартные средства, однако позволяющем получить качественный результат. Что же касается старого доброго PageMaker, то, судя по всему, он потихоньку уходит в историю. Редакция благодарит компанию SoftLine за предоставленное программное обеспечение. Юрий Анищенко |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|