На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Консалтинг » Юридическая консультация

Защита авторских прав в цифровой среде

Автор: Сергей Атанасов
студия "LOVATA Group"

В силу специфики цифровой формы представления объектов авторского и смежных прав в отношении вопросов охраны авторских прав в цифровой среде высказывались различные и нередко достаточно радикальные точки зрения. Среди них можно выделить позиции о том, что:

  • охрана авторских и смежных прав в цифровой среде не нужна ни в каком виде, и ее распространение будет иметь больше негативных, чем позитивных последствий в виду самой специфики и исторической особенности развития цифровой среды, с апелляцией к принципу свободного доступа к информации. Примечательным в этом контексте является движение за открытые исходные коды программного обеспечения (Open Sources Software) - осознанная попытка сохранить свободный доступ к любой информации, касающейся систем программного обеспечения и предложению замены авторского права (копирайта) на копилефт, условия которого подразумевают, что любой пользователь программного обеспечения, сделанного общедоступным, должен в свою очередь также открыть для всеобщего доступа исходный текст программы.

  • охрана авторских и смежных прав традиционными силами правовой охраны невозможна, но осуществлять охрану авторских и смежных прав на основе новых нормы и подходов, отличающихся от традиционных, необходимо для достижения баланса между интересами создателей и правообладателей таких объектов и стимулирования их вложений в интеллектуальную индустрию и пользователями. В этой связи особое внимание уделяется, например возможности технического контроля и управления правами на объекты авторского и смежного права в цифровой среде.

  • охрана авторских и смежных прав традиционными силами правовой охраны необходима и возможна путем последовательного внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты. О возможности и тенденции такого решения свидетельствует практика введения рассматриваемых вопросов в национальные правовые системы, поиск адекватных решений судебной практикой и действия по совершенствованию охраны авторского и смежных прав на международном уровне.

При всем многообразии взглядов на влияние и ИТК на традиционные институты авторского права и оценок в отношении дальнейшего их соотношения, практика международных органов и национальных законодателей идет путем постепенной адаптации уже существующих положений и закрепления некоторых новых, связанной со спецификой электронной среды, норм, направленных на поддержание баланса интересов авторов и правообладателей с одной стороны и общества с другой в информационном обществе.

Для обеспечения надежной охраны произведений одних договоров недостаточно. Тематика защиты авторских прав, к сожалению, актуальна. Сегодня по Сети блуждает масса произведений, попавших туда и распространяемых без (и даже вопреки) согласию авторов. Порой произведения в процессе их растаскивания по сайтам теряют упоминания об авторе, а порой его просто изменяют, о чем свидетельствует статистика.

В нашем государстве объекты интеллектуальной собственности начинают пользоваться защитой с момента их создания, Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

  • латинской буквы "C" в окружности;
  • имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;
  • года первого опубликования произведения.

Нарушения авторских и смежных прав в цифровой среде происходили и происходят. Увы, они имеют массовый характер, но этому вопросу не всегда уделяется должное внимание правообладателями. Естественно, что защита авторских прав будет намного эффективнее, если позаботиться о них заранее.

К основным способам защиты электронных произведении следует отнести, например:

  • обнародование/публикацию на более традиционном (например, бумажном) носителе (самый простой и надежный вариант при условии, конечно, что дата обнародования/ публикации - раньше появления контрафактного экземпляра).
  • засвидетельствовать у нотариуса дату создания работы (этот способ защиты осуществляется путем нотариального заверения распечатанного материала с указанием даты и автора произведения).
  • используя возможности архивных служб или веб-депозитария
  • путем регистрации цифровой информации как программы для ЭВМ или базы данных в Управлении по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США.
  • каким-либо иным способом удостоверив существования работы на определенную дату (отправив себе письмо).

По мимо правовых целесообразно использовать и технические способы защиты. Технические механизмы, главным образом криптографические, постепенно позволят обезопасить доступ и передачу произведений и дополнить правовую охрану, предусмотренную законом и договором, эффективной технической защитой. Их цель - противостоять техническим угрозам с помощью самой техники. Этот этап хорошо отразил Чарльз Кларк в своей ставшей с тех пор знаменитой фразе: "Ответ на машину заключается в машине".

Технологии, которыми, вероятно, должны воспользоваться авторы и другие правообладатели для защиты своих произведений и исполнений в информационном обществе, чрезвычайно разнообразны. Некоторые из них специально предназначены для отражения угрозы цифровой среды авторскому праву, в то время как другие разрабатываются для охраны любого цифрового содержания на не дискриминационной основе, независимо от того, охраняется ли оно авторским правом.

Трудно составить специальный список технических устройств, находящихся в настоящее время в стадии применения или разработки, так же как невозможно предсказать будущее этих технологий применительно к произведениям, охраняемым авторским правом.

Технические средства защиты тема не маленькая и раскрывать ее в рамках данной статьи не представляется целесообразным. К сожалению, на сегодняшний момент не смотря на то, что наше законодательство защищает авторское право с момента создания произведения, правонарушения в данной сфере самые многочисленные и трудноконтролируемые.

Обсудить материал можно в форуме

В статье использованы материалы:

  • Северин Дюсолье, Ив Пулье, Мирей Бюйден. Авторское право и доступ к информации в цифровой среде // http://copyright.iile.ru/bullet/02_2001/2_2.html
  • Антон Серго "Интернет и право" http://internet-law.ru/book
  • C. Clark, The Answer to the Machine is in the Machine, The Future of Copyright in a Digital Environment, op. cit., pp. 139-146.
  • Судариков С. Технические меры защиты авторского права и смежных прав. // Интеллектуальная собственность. 2001. №8. С.44

Материалы по теме:

Автор: Сергей Атанасов
студия "LOVATA Group"

Другие разделы
Компании
Консультанты
Аудит
Налоги, бухучет
Юридическая консультация
IT-консалтинг
Управленческий консалтинг
Новое в разделе
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100