Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в России
В этой статье мы продолжаем начатый в TCF №6
разговор о том, как российское трудовое
законодательство распространяется на
иностранных граждан.
Как работодатель, так и заказчик работ (услуг)
имеют право привлекать и использовать
иностранных работников только при наличии
соответствующего разрешения. Иностранному
гражданину для осуществления трудовой
деятельности также необходимо наличие
разрешения на работу.
Правда, из этого разрешительного порядка
существует ряд исключений, перечисленных в
пункте 4 статьи 13 Закона от 25.07.02. Так, он не
распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской
Федерации;
2) временно проживающих в Российской
Федерации;
3) являющихся сотрудниками дипломатических
представительств, работниками консульских
учреждений иностранных государств в
Российской Федерации, сотрудниками
международных организаций, а также
частными домашними работниками указанных
лиц;
4) являющихся работниками иностранных
юридических лиц (производителей или
поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные)
работы, сервисное и гарантийное
обслуживание, а также постгарантийный
ремонт поставляемого в Российскую
Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами,
аккредитованными в Российской Федерации;
6) получающих профессиональное образование
в учебных учреждениях Российской Федерации
и выполняющих работы (оказывающих услуги) в
течение каникул;
7) получающих профессиональное образование
в учебных учреждениях Российской Федерации
и работающих в свободное от учебы время в
качестве учебно-вспомогательного
персонала в тех образовательных
учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в
качестве преподавателей для проведения
занятий в образовательных учреждениях — за
исключением лиц, въезжающих в Российскую
Федерацию для ведения преподавательской
деятельности в учреждениях
профессионального религиозного
образования (духовных образовательных
учреждениях).
Тем не менее, статья 13 Закона от 25.07.02
ограничивает трудовые права и временно
проживающих в Российской Федерации
иностранных граждан: они не вправе
осуществлять трудовую деятельность вне
пределов субъекта Российской Федерации, на
территории которого им разрешено временное
проживание.
Статья 18 Закона от 25.07.02 закрепила, что квота
на выдачу иностранным гражданам
приглашений на въезд в Российскую
Федерацию для осуществления трудовой
деятельности ежегодно утверждается
Правительством РФ по предложению
исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ с учетом
демографической ситуации в том или ином
субъекте и его возможностей по
обустройству иностранных граждан.
Предложения же исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ
формируются по принципу приоритетного
использования национальных трудовых
ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
При этом квота, видимо, не будет
распространяться на иностранцев, прибывших
в Россию по иным приглашениям. То есть
иностранные граждане
не ограничиваются в праве вступать в
переговоры о трудоустройстве на территории
Российской Федерации. Важно подчеркнуть,
что законодатель установил квоту не на
разрешения на работу, а на приглашения на
въезд.
Работодатели или заказчики работ (услуг),
пригласившие иностранных граждан в
Российскую Федерацию для ведения трудовой
деятельности или заключившие с ними в
Российской Федерации новый трудовой
договор или гражданско-правовой договор на
выполнение работ (оказание услуг), обязаны:
1) иметь разрешение на привлечение и
использование иностранных работников;
2) обеспечить получение иностранными
гражданами разрешений на работу;
3) представить документы, необходимые для
регистрации иностранного гражданина по
месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего
учета о привлечении и использовании
иностранных работников в течение 10 дней со
дня
— подачи ходатайства о выдаче иностранному
гражданину приглашения для осуществления
трудовой деятельности,
— прибытия иностранного гражданина на
место работы или места пребывания;
— получения иностранным гражданином
разрешения на работу,
— заключения нового трудового договора или
гражданско-правового договора на
выполнение работ (оказание услуг) с
иностранным работником в Российской
Федерации,
— приостановления действия или
аннулирования разрешения на привлечение и
использование иностранных работников,
— приостановления действия или
аннулирования разрешения на работу
иностранному гражданину,
зарегистрированному в качестве
индивидуального предпринимателя,
— аннулирования разрешения на работу
иностранному работнику;
5) содействовать выезду иностранного
работника из Российской Федерации по
истечении срока заключенного с ним
трудового договора или гражданско-правового
договора на выполнение работ (оказание
услуг);
6) оплачивать расходы, связанные с
административным выдворением за пределы
Российской Федерации или депортацией
иностранного гражданина, принятого на
работу с нарушением установленного
настоящим Федеральным законом порядка
привлечения и использования иностранных
работников;
7) направлять в федеральный орган
исполнительной власти, ведающий вопросами
внутренних дел, или его территориальный
орган информацию о нарушении иностранным
работником условий трудового договора или
гражданско-правового договора на
выполнение работ (оказание услуг), а также о
досрочном расторжении подобных договоров;
8) направлять в федеральный орган
исполнительной власти, ведающий вопросами
внутренних дел, или его территориальный
орган и территориальный орган федерального
органа исполнительной власти, ведающего
вопросами безопасности, информацию о
самовольном оставлении иностранным
работником места работы или места
пребывания.
Иностранному гражданину не выдается или
аннулируется разрешение на работу, если он:
1) выступает за насильственное изменение
основ конституционного строя Российской
Федерации, создает своими действиями
угрозу безопасности Российской Федерации
или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские)
акты, оказывает содействие в их совершении
или совершает их, а также поддерживает
террористическую (экстремистскую)
деятельность;
3) в течение 5 лет, предшествовавших дню
подачи заявления о выдаче разрешения на
работу, подвергался административному
выдворению за пределы Российской Федерации
либо депортации;
4) представил поддельные или подложные
документы либо сообщил о себе заведомо
ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу
приговором суда за совершение тяжкого
преступления либо преступления, рецидив
которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую
судимость за совершение тяжкого
преступления на территории Российской
Федерации либо за ее пределами;
7) неоднократно (два и более раза) в течение
одного года привлекался к административной
ответственности за нарушение режима
пребывания (проживания) иностранных
граждан, установленного законодательством
Российской Федерации;
8) выехал из Российской Федерации в
иностранное государство для постоянного
проживания;
9) находится за пределами Российской
Федерации более 6 месяцев;
10) принимает наркотики или не имеет
сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции,
либо является носителем инфекционного
заболевания, представляющего опасность для
окружающих. Перечень таких заболеваний и
порядок подтверждения их наличия или
отсутствия утверждаются Правительством
Российской Федерации.
В случае аннулирования разрешения на
привлечение и использование иностранных
работников, а также прекращения
деятельности работодателя или заказчика
работ (услуг) иностранный работник имеет
право заключить новый договор с другим
работодателем или заказчиком работ (услуг)
на период, оставшийся до истечения срока
действия разрешения на работу, — при
условии, что до истечения этого срока
остается не менее 3 месяцев и что у нового
работодателя или заказчика работ (услуг)
имеется разрешение на привлечение и
использование иностранных работников.
Статья 32 Закона от 25.07.02 предусматривает
интересную санкцию, применяемую к
иностранным работникам, нарушающим
трудовую дисциплину. Если иностранный
работник нарушил условия трудового
договора или гражданско-правового договора
на выполнение работ (оказание услуг),
выданное ему разрешение на работу может
быть по ходатайству работодателя или
заказчика работ (услуг) аннулировано
федеральным органом исполнительной власти,
ведающим вопросами внутренних дел, или
территориальным органом, выдавшим данное
разрешение.
Особого упоминания заслуживает
распространенное среди некоторых юристов и
руководителей представительств
иностранных фирм ошибочное мнение о
своеобразном «иммунитете» их сотрудников к
ограничениям в сфере применения труда
иностранцев. Это связано с неудачной
трактовкой ими п.4 Положения о привлечении и
использовании в Российской Федерации
иностранной рабочей силы (утв. Указом
Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146). Закон
от 25.07.02 устранил эту неясность и отнес к
работодателям и иностранные юридические
лица.
В завершение стоит обратить внимание на
кране неэффективную санкцию за нарушение
законодательства о привлечении
иностранной рабочей силы. Согласно статье
18.10. Кодекса об административных
правонарушениях (Нарушение правил
привлечения и использования в Российской
Федерации иностранной рабочей силы)
нарушение работодателем правил
привлечения и использования в Российской
Федерации иностранной рабочей силы влечет
наложение административного штрафа в
размере от 10 до 20 минимальных размеров
оплаты труда, а нарушение иностранным
гражданином или лицом без гражданства
правил привлечения и использования в
Российской Федерации иностранной рабочей
силы — наложение административного штрафа
в размере от 5 до 10 минимальных размеров
оплаты труда с административным
выдворением за пределы РФ или без такового.