"Москва продолжает оставаться
крупнейшим в России центром миграционного
притяжения, в котором роль экономической
миграции является превалирующей", - доклад
С.Г. Смидовича, председателя Комитета по
делам миграции Правительства Москвы (публикуется
в сокращении).
Миграция населения - перемещения
людей, связанные, как правило, со сменой
места жительства. Подразделяется на
безвозвратную, временную, сезонную.
Различают внешнюю и внутреннюю миграцию; к
внешней относятся эмиграция и иммиграция; к
внутренней - движение из села в город и др.
В знаменитом "Энциклопедическом словаре"
Брокгауза и Ефрона писалось, что поселения
иностранцев характерны для России с
древних времен. Здесь они могли селиться,
получать одинаковые права с русскими. И вся
восьми с половиной вековая история Москвы
является ярким тому подтверждением.
Вспомним лишь несколько наиболее ярких
эпизодов.
Во времена царствования Алексея
Михайловича особенно активно началось
привлечение иностранцев, создавалась
вблизи Москвы так называемая Немецкая
слобода, которая и стала первоначально
местом их заселения. Интересно также
отметить, что именно Петр I оказался
родоначальником политики "сманивания
чужих умов", или, как сейчас для нас
привычнее, "утечки умов". Позже, уже в
царствование Екатерины Великой, Москва
становится мощным центром притяжения
иностранных ученых, политиков и многих
других специалистов, в чьих знаниях и опыте
нуждалась Россия.
Современная же Москва является одним из
наиболее многонациональных и наукоемких
городов мира, своего рода "локомотивом"
современных экономических и политических
преобразований в стране.
До 60-х и начала 70-х годов численность
населения Москвы увеличивалась примерно
поровну за счет естественного и
миграционного прироста. За 1990 и 1991 гг. она
росла незначительно (менее 500 человек за год)
и только за счет положительного сальдо
миграционного прироста населения (разницы
между прибывшими и выбывшими), так как с 1989
года естественный прирост (разница между
родившимися и умершими) стал отрицательным.
И этот процесс продолжается и по
сегодняшний день.
В течение 1992-1993 гг. впервые со времен
Великой Отечественной войны было
зарегистрировано отрицательное сальдо
миграционного прироста, величина которого
составила в 1991 г. - 4051 человек, в 1991 и 1992 гг. -
17118 человек, в 1993 г. - 16740 человек.
Одно из возможных объяснений краткосрочной
отрицательной миграции в Москве
заключается в том, что после разрешения
приватизации и продажи квартир часть
москвичей, склонных к сельскому образу
жизни, продали свое жилье и переехали в
сельскую местность.
Начиная с 1994 г. показатель сальдо
механического прироста населения начинает
расти. Следует также отметить, что
современная миграция населения в Москве
аккумулирует в себе практически все ее
основные виды (переселение, сезонная,
маятниковая, эпизодическая) и категории (экономическая,
вынужденная, семейная, учебная и т. д.),
причем как в форме иммиграционного, так и
эмиграционного движения.
Но, если в 80-е годы преобладали внутренние
миграционные потоки, главным образом в виде
учебной, брачной и маятниковой трудовой
миграций, а вынужденная миграция в виде
вынужденных переселенцев и беженцев по
существу отсутствовала, то начиная с 1987 г.
миграционная ситуация все более и более
менялась и в 90-е годы стала совершенно иной.
Одной из особенностей состава мигрантов на
сегодняшнем этапе является явное
преобладание среди них мужчин. Особенно
значительна доля мужчин в миграционных
потоках между Москвой и странами СНГ и
Балтии. Сравнительно высокий удельный вес
молодежи отмечается только среди
межрегиональных мигрантов. Поэтому в
отличие от предшествующих этапов в
настоящее время нет оснований
переоценивать влияние миграции на
омоложение населения города.
Невысок удельный вес тех возрастных групп
населения, которые способны наиболее
эффективно интегрироваться в рынок труда.
Такой способностью обладает практически
только каждый второй мигрант. Относительно
низкой является доля мигрантов в
трудоспособном возрасте.
Несмотря на значительный рост
положительной разницы между прибывшими и
выбывшими за последние два года, обращают
на себя внимание изменения в соотношении
районов прибытия и выбытия мигрантов.
Например, удельный вес Центрального района
в общей величине сальдо механического
прироста населения снизился с 34,3% до 25,5%.
Вторым по значению стал Северо-Кавказский
район, третьим - Западно-Сибирский район. Из
бывших союзных республик наиболее заметную
роль в увеличении населения Москвы играет
положительный миграционный обмен с
Украиной, Грузией, Арменией и Азербайджаном.
Следует отметить значительную этническую
составляющую миграционных процессов в
Москве. Например, если во внутрироссийском
миграционном обмене Москвы явно выражено
преобладание русских, а среди других
этносов наиболее заметны украинцы и армяне,
то в разнице между прибывшими из стран СНГ и
Балтии и выбывшими туда удельный вес
русских гораздо ниже, а доля других
этнических групп, таких как украинцы,
армяне, грузины, азербайджанцы - выше.
Последствия миграции можно
рассматривать с различных позиций. Ответ на
вопрос: на кого или на что влияет миграция? -
не является столь простым и очевидным, как
это может показаться на первый взгляд.
Отметим наиболее важное.
Среди последствий миграции наиболее
очевидны демографические. Стабилизируя
численность населения города, миграция
выполняет свою традиционную роль,
привлекая в город молодежь. Однако такое
влияние вряд ли стоит переоценивать,
особенно с точки зрения влияния миграции на
рождаемость из-за большой доли
студенческой молодежи, не склонной к
деторождению до окончания вузов. Кроме того,
преобладание женщин в чистой миграции
усиливает давление на брачный рынок в
городе. Из-за значительной доли мигрантов в
старших возрастах заметным может быть
влияние миграции на смертность и рост
социальных расходов в городе.
Рынок труда
Существенны последствия миграции для рынка
рабочей силы. Судя по возрастному
составу мигрантов, весьма вероятно, что
уровень их занятости достаточно высок или,
по крайней мере, не существенно отличается
от уровня занятости коренного населения.
Этому могут способствовать хорошо
налаженные каналы миграции, большая роль
родственных, земляческих отношений, а также
нетребовательность части мигрантов к
условиям труда, в частности в неформальном
секторе.
По целому ряду составляющих миграция,
особенно незаконная, несет в условиях
непростого состояния рынка труда серьезную
угрозу экономической, социальной,
общественной и санитарно-эпидемиологической
безопасности столицы. В результате
массового притока в город избыточной
рабочей силы нарушается регулирование
рынка труда, понижается мотивация
работодателей к применению
трудосберегающих технологий. Падение
доходов населения из-за обесценивания
труда ведет к маргинализации отдельных
слоев населения и самих мигрантов,
сдерживает рост производства товаров и
услуг на предприятиях города.
Дисбаланс между притоком мигрантов и
возможностью найти работу с достойной
оплатой труда, а также несовершенство
миграционного учета и законодательства,
определяющего порядок регистрации граждан
Российской Федерации по месту пребывания, -
важнейшие причины вовлечения мигрантов в
противоправную деятельность,
криминализации экономической жизни города
под влиянием миграции, монополизации
отдельных секторов экономики
криминальными этническими группировками,
роста проституции, попрошайничества,
бродяжничества.
Угрозу социально-экономическому развитию
Москвы представляет также эмиграция (выезд)
населения, вызываемая, не в последнюю
очередь, негативными последствиями
избыточного притока мигрантов в город. Эмиграция,
развивающаяся на фоне депопуляции, - факт
серьезный сам по себе, но особую
серьезность он приобретает в связи с
качеством теряемого населения - выезжающие
являются, в основном,
высококвалифицированными специалистами,
оказавшимися невостребованными на
отечественном рынке труда. Развитие
данного процесса ведет к технологическому
отставанию, потерям в воспроизводстве ее
интеллектуального потенциала, упущению
возможностей повышения эффективности
экономики города.
Статистические данные показывают, что
Москва продолжает оставаться крупнейшим в
России центром миграционного притяжения, в
котором роль экономической миграции
является превалирующей.
Экология и социальная сфера
Значительными являются последствия
миграции для экологии и социальной сферы.
Экологи считают, что одному человеку для
жизни нужно как минимум два гектара
территории - только тогда он сможет "вписаться"
в природу и не разрушать ее. Следовательно,
только жителям Москвы, которых по
официальным данным насчитывается более 8,5
млн. человек, для бесконфликтной жизни с
природой необходимо 17 млн. га, или 170 тыс. кв.
км. А реальная площадь Москвы составляет
лишь 994 кв. км (показатель плотности
населения в среднем по городу составляет 7,8
тыс. человек на один кв. км).
В 90-е годы специалистами была проведена
комплексная оценка экологического
состояния городской среды Москвы, которая
дала далеко не утешительные результаты: в
столице только 720 тыс. москвичей, а это менее
десятой части жителей, проживают в
комфортных с экологических позиций районах.
В жилых районах с относительно комфортным
состоянием окружающей среды проживают 58%
москвичей. В дискомфортных экологических
условиях проживает свыше трети жителей
Москвы, из них более 20% в максимально
дискомфортных частях города - в пределах
Садового кольца, по МКАД.
Кроме того, анализ потенциальной емкости
территории Москвы показывает, что по
современным показателям она недостаточна
для жителей Москвы (даже при условии, что в
городе преобладает многоэтажный тип
застройки). Жилищная проблема до
настоящего времени в столице не решена.
Показатели обеспеченности жилой площадью
одного москвича не соответствуют
современным европейским стандартам
проживания в крупном городе. Сегодня при
самых приблизительных подсчетах на каждого
жителя города приходится 20 м2 общей площади,
и эта величина далеко отстает даже от
стандартов, принятых московской городской
программой "Жилище" (30-40 кв. м на одного
человека). Город обязался обеспечить
квартирами жителей пятиэтажного ветхого и
аварийного фонда, очередников, расселить
коммуналки, ликвидировать проживание
постоянных жителей Москвы в общежитиях. Улучшении
жилищных условий ожидают более
полумиллиона москвичей, и, следовательно,
мигранты составляют серьезную конкуренцию
постоянным жителям Москвы на рынке жилья
при приобретении (покупке) квартир, а также
получении (бесплатно или на льготных
условиях) социально гарантируемого жилья. А
это значит, что емкость территории Москвы,
большая часть которой уже в настоящее время
находится в дискомфортных экологических
условиях, допускает размещение строго
ограниченного числа мигрантов, в том числе
и вынужденных.
Одно из важнейших последствий миграции,
значение которого еще не совсем ясно,
состоит в увеличении разнообразия состава
мигрантов и населения Москвы по
национальности, языку, образу жизни.
Политика Правительства Москвы
Серьезный характер угроз, исходящих от
миграционных процессов в столице с их
значительной нелегальной составляющей,
ставят Правительство Москвы перед
необходимостью принятия дополнительных
мер, направленных на регулирование
численности и улучшение структуры притока
мигрантов, а также мер по сдерживанию
интеллектуальной эмиграции.
Во исполнение постановления Правительства
Москвы от 29.02.2000 г. "О Программе
регулирования миграции в г. Москве на 2000-2001
годы" департаментами, комитетами,
управлениями Правительства Москвы и
префектами административных округов обеспечено
сокращение привлечения иностранной
рабочей силы, усовершенствована и
существенно расширена система контроля за
незаконным ее использованием. Положено
начало учету потоков миграции на
транспорте: открыт (в порядке эксперимента)
пункт миграционного учета на Рижском
железнодорожном вокзале, ведется работа по
созданию аналогичных пунктов на других
направлениях. Завершается отселение
беженцев и вынужденных переселенцев из
городских гостиниц. Налаживается контроль
за использованием иностранной рабочей силы
на рынках города.
В связи с наличием неблагоприятных
составляющих в развитии миграционных
процессов в столице и в целях
противодействия негативным явлениям,
вызываемым миграцией, Правительством
Москвы в сентябре 2001 г. принято
постановление "О Московской городской
программе регулирования миграции на 2002-2004
годы", основной целью которого
является создание системы регулирования
миграционных процессов, соответствие их
параметров интересам устойчивого
социально-экономического развития столицы.
Таким образом, несмотря на всю
противоречивость явления, миграция
населения является объективным процессом,
требующим постоянного внимания со стороны
органов управления. Миграцию нужно
направлять в русло, благоприятное для
развития столицы России, - Москвы.
Статистические данные:
Постоянное население столицы на начало 2001 г.
- 8,546 млн. чел.
"Дневное" население города - 11,0-11,5 млн.
чел.
Численность родившихся в 2000 г. - 72,6 тыс. чел.
Численность умерших - 130,7 тыс. чел.;
Естественная убыль населения в 1992-2000 гг. в
среднем - 66 тыс. чел. в год.
Лица, прибывшие в Москву на постоянное
жительство в 2000 г., - 103,3 тыс. чел.
Численность выехавших - 36,6 тыс. чел.
Вынужденные переселенцы, беженцы и лица,
временно пребывающие на территории г.
Москвы, - 15,0 тыс. чел.
Лица, получившие российское гражданство, -
15,8 тыс. чел.
Задержанные за нарушения паспортных правил
и правил регистрационного учета - 2,1 млн. чел.
Общее количество лиц, пребывающих в Москве
без регистрации, - около 600-800 тыс. человек;
миграционный прирост населения города в 2000
г. - 66,7 тыс. чел.;
прибыло в связи с покупкой жилья - 32,1 тыс.
чел.;
зарегистрированные по месту пребывания
граждане -995,5 тыс. чел. (в т. ч. 643,3 тыс. чел. из
СНГ);
численность зарегистрированной
иностранной рабочей силы - 64,3 тыс. чел.;
иногородние, получившие постоянную
регистрацию по месту жительства в связи с
заключением брака, - около 48 тыс. чел.
В Москве проживают представители более 150
наций и народностей, в том числе:
русских - 8 млн.;
украинцев - 253 тыс.;
евреев - 175 тыс.;
татар - 157 тыс.
Мигранты из регионов РФ в 2000 г. - 51,326 тыс. чел.
Отрицательная величина внешней миграции со
странами за пределами бывшего СССР - 1,231 тыс.
чел.