Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Как я изобрел бутылку, гвоздь и скворечникШлейф скандала сопровождает компании «Интеллект» и «Технополис» уже не первый год. В 1999 г. эти компании получили в патентном ведомстве более 90 патентов на изобретения. Если внимательно изучить описания к этим патентам, то можно обнаружить, что изобретениями этих компаний оказываются разнообразные бутылки, гвозди, шпильки, шурупы, болты, рельсы, источники тока, конденсаторы и даже скворечники. Есть патенты у этих компаний и в авиации, и в электронике. Отличает все эти патенты особая замысловатость формул. Так, например, в формуле стеклянной бутылки сказано: «Стеклянный сосуд, содержащий в поперечном сечении границы наружной и внутренней стороны, отличающийся тем, что по крайней мере на границе наружной и/или внутренней стороны часть линии границы по крайней мере одного из поперечных сечений выполнена в виде фрагмента или комбинации фрагментов косого конического сечения кругового конуса». Получив патенты, предприниматели решили, что настала пора действовать. Предприятия, выпускающие напитки в стеклянных и пластиковых бутылках и алюминиевых банках стали получать письма от «Технополиса» с предложениями заключить лицензионные соглашения за использование тары и отчислять владельцу патента 0,5% от годового объема реализации продукции. Заводы денег платить, естественно, не пожелали. И в конце прошлого года Очаковский пивзавод доказал в Роспатенте, что патенты следует признать полностью недействительными. «По оспариваемым патентам мы привели достаточно сведений для вывода о несоответствии изобретений по такому условию, как «новизна», - сказала «Фокусу» Татьяна Вахнина, партнер фирмы патентных поверенных «Иннотэк». Будет ли спор переброшен дальше, в арбитражный суд, - пока неясно. «В «Технополисе» пребывают в раздумьях», - сказал Владимир Хорошкеев, представлявший интересы этой компании. Другая история - о «Рижском черном бальзаме». Представители компании Latvijas balzams подчеркивают: «Этот бальзам - основной брэнд нашей компании, который был известен всему СССР и не потерял своего позитивного имиджа». Больше года назад представители Latvijas balzams обнаружили, что в Санкт-Петербурге производится напиток, поразительно похожий на продукт их компании. Опытный завод «Нива» не только производил бальзам, сравнимый по своему вкусу с латвийским. Важно то, что питерцы разливали свою продукцию в хорошо узнаваемые в России керамические бутылки «Рижского черного бальзама». Похожа была и этикетка. Напиток легко обнаруживался в розничной торговой сети Санкт-Петербурга. Если в Латвии глиняная тара охраняется в пользу производителя бальзама, то в России ситуация иная. С конца 90-х гг. тара, как интеллектуальная собственность, оформлена в Роспатенте только на имя самого производителя - Latvijas keramika. Их объемный товарный знак предназначен для бутылей, кувшинов и неких неназванных алкогольных напитков. «Наша компания зарегистрировала в патентном ведомстве России только этикетку «Рижского черного бальзама», - сказала «Фокусу» Рита Воронкова, консультант по связям с общественностью Latvijas balzams. Как допускают в этой компании, глиняные бутылки легко могли поставляться в Россию самой Latvijas keramika. Осенью прошлого года производитель бальзама обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга с иском, в котором требовал запретить заводу «Нива» производство бальзама. Началась череда судебных заседаний, но окончательного решения в этом процессе пока нет. Практически одновременно с началом судебной тяжбы новый совладелец Latvijas balzams, компания «Союзплодимпорт», по словам ее гендиректора Андрея Скурихина, «начала широкую продажу «Рижского черного бальзама» в России». При этом в компании решили отказаться от прежнего поставщика тары. По словам Риты Воронковой, «с недавних пор бальзам от Latvijas balzams разливается только в тару, поставляемую из Германии». Евгений Ариевич, партнер компании Baker & McKenzie, заметил «Фокусу»: «Функция объемного товарного знака (как и словесного) прежде всего в том, чтобы отличать один товар от другого. Если некий производитель оригинальной упаковки, зарегистрировав ее как товарный знак, затем продает ее всем подряд, то возникает вопрос: «Что такой знак отличает?» По единодушному мнению экспертов, по своей сути такую регистрацию скорее всего можно назвать промышленным образцом. Ведь если судить именно по регистрации товарного знака Latvijas keramika, в их оригинальную упаковку можно «заливать» практически любой алкогольный напиток. Еще одна регистрация тары в виде объемного товарного знака связана тоже с долгой судебной историей. Фирма «Поликор», бывший российский поставщик подсолнечного масла IDEAL от аргентинской компании Molinos, потратила немало времени в попытке аннулировать товарный знак - название продукта. Был соблазн доказать, что название IDEAL носит «хвалебный характер», и затем запустить свое собственное производство одноименного масла. Пройдя все инстанции патентного ведомства, аргентинцы доказали, что их знаки должны жить. Столкнувшись однажды с необходимостью защищать свою интеллектуальную собственность, аргентинцы решили пойти дальше. Их недавние товарные знаки - из объемных. Компания Molinos зарегистрировала в Роспатенте для такого товара, как «масло», свою фирменную упаковку - пластиковую бутылку. «Главное, чтобы объемный товарный знак «бросался в глаза» и отличался от знаков других производителей, товарный знак аргентинцев именно такой, - утверждает Евгений Ариевич. - Кроме того, вместе с другими товарными знаками - этикетками - он добавляет охранной силы самому товару». Вот такие разные цели приводят порой в патентное ведомство. А казалось бы, просто тара! Татьяна Самойлова |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|