Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Клыки Красной шапочкиГораздо драматичнее обстоят дела с так называемыми "советскими" брендами - фирмы-производители борются за них не на жизнь, а на смерть. Так, со знаменитыми конфетами "Красная шапочка" ситуация дошла до абсурда: петербургские кондитеры в лице фабрики имени Крупской успели запатентовать фирменный сине-белый фантик с изображением юной француженки, москвичи же в лице "Красного октября" увели у них из-под носа само название конфет. Тогда в Петербурге в исторический фантик стали заворачивать исторические конфеты, перекрестив их на современный лад в "Маленькую страну". Но не тут-то было! Увидев фотографию певицы Наташи Королевой, которой дарят коробку конфет с названием ее песни, руководители фирмы "Петроимпорт" возмутились - оказывается, это название они уже зарегистрировали "на себя". В итоге сегодня многострадальную "Шапочку" фабрика Крупской продает как "Сказки Перро". Не пришлось бы переименовывать еще раз - могут же объявиться наследники Шарля Перро и заявить протест. Вообще питерские кондитеры, пустив дело на самотек, потеряли целый ряд, казалось бы, на века принадлежащих им брендов. Чтобы хоть как-то спасти положение, примерная девочка "Аленка" превратилась в "Озорную Аленку", а шоколад "Дорожный" - в "Авторалли". Пришлось также восстановить справедливость в отношении Арины Родионовны (теперь шоколад "Сказки Пушкина" в Петербурге выпускают под маркой "Нянюшкины сказки"). Несколько больше повезло "Мишке на севере" - эту исконно питерскую марку удалось все же отстоять, хотя и с огромным трудом. А началась "медвежья война" с пива. Как рассказала патентный поверенный Валерия Назарова, самарские пивные бароны пытались приватизировать название "Жигулевское"; в ответ на эту акцию остальные отечественные пивзаводы, объединившись, подали заявление в апелляционную палату Роспатента и "большинством голосов" победили: несмотря на свои волжские корни, "Жигулевское" было признано общероссийским брендом. Самарцы обиделись и, в свою очередь, подали возражения против более 30 различных брендов, сомневаясь в правомерности их регистрации. Среди опальных торговых марок был и "Мишка на севере". Производители хмельного напитка строили свой иск на параллелях: если "Жигулевское" - общее, то с какой стати "Мишка" - частный? И были по сути правы. "Мишкины" адвокаты признаются, что их подзащитный уцелел только за счет игры на юридических тонкостях (отсутствии или наличии конкретных названий в соответствующих ГОСТах). Интересно, что вскоре на рынок было выброшено пиво "Белый медведь" с мишкой на этикетке... А тем временем кондитеры по всей России и даже за ее пределами продолжают работать под "Мишку на севере". Например, одесситы предлагают по сходной цене очень похожие на петербургские конфеты "Северный мишка". Справка "Известий". "Пивной" и "шоколадный" бренды "Балтика" и "Аленка" оцениваются в 10 миллионов долларов каждый. А самый дорогой российский бренд, по оценке английского журнала "Интербрэнд" - водка "Столичная", его стоимость составляет около 1 миллиарда 800 миллионов долларов. Для сравнения, по оценке того же журнала, "Кока-кола" как торговая марка тянет на 72 миллиарда долларов, "Майкрософт" стоит более 70 миллиардов, "Ай-би-эм" - 53, "Нокиа" - 38. В то время как бренд петербургского мясоперерабатывающего завода "Самсон" оценивается всего в два миллиона долларов. Впрочем, по словам юристов, это едва ли не больше тех активов, которыми сейчас располагает предприятие. Кстати, в качестве бренда может быть зарегистрировано то, что мы воспринимаем на слух и на глаз: слова (в том числе искусственно созданные), сочетания букв и цифр, фамилии и имена реальных и вымышленных людей, слоганы, названия, выполненные оригинальным шрифтом, рисунки, эмблемы, объемные формы (бутылки, куски мыла и т. д.), звуки. Ароматы в качестве товарных знаков в нашей стране пока не регистрируются, хотя на Западе это достаточно распространенная практика. Например, в Германии, Швеции, Финляндии запах свежескошенной травы – это фирменный знак производителя теннисных мячей. В.Стрельникова |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|