Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Методика предпланового маркетингового исследования рынка сбыта бытовых услугДеятельность хозяйствующих субъектов в сфере сервиса находится в прямой зависимости от конъюнктуры рынка. Поэтому главной целью внутрифирменного планирования является обеспечение эффективного функционирования предприятия на целевом рынке сбыта услуг. Для этого необходимо проведение маркетинговых исследований, направленных на определение объема и структуры этого рынка. Однако осуществление исследований рынка услуг для предприятий бытового обслуживания затруднено по ряду причин. Такие предприятия, как правило, имеют небольшие размеры, а соответственно, и незначительные финансовые возможности. Отсутствие широкого спектра консалтинговых и маркетинговых услуг по доступным ценам, а также недостаточное количество упрощенных методик проведения маркетинговых исследований, рассчитанных на неспециалистов, приводит к тому, что предприятия сферы сервиса вообще не проводят маркетинговых исследований. В связи с этим возникает необходимость соответствующих разработок в области методического обеспечения маркетинговой деятельности в сфере услуг. В частности, Институтом экономики сервиса МГУС была разработана методика проведения маркетингового исследования рынка сбыта услуг для предприятия. Представленная методика была апробирована на нескольких предприятиях Москвы и Московской области, оказывающих парикмахерские и фотоуслуги. Разработка методики основывалась на следующих принципах:
Особенностью предлагаемой методики является то, что она:
Методика предназначена как для действующих предприятий, так и для предпринимателей, организующих предприятие сферы услуг. В первом случае при проведении маркетинговых исследований возникают следующие проблемы. 1. Необходимость сбора данных об изменении емкости потенциального рынка сбыта услуг ввиду:
2. Неопределенность того, насколько потребители готовы к внедрению на рынок нового вида услуг. Основной проблемой организующегося предприятия прежде всего является отсутствие информации, необходимой для выбора целевого рынка сбыта услуг. На рисунке 1 представлено дерево целей проведения маркетингового исследования рынка сбыта услуг какой-либо отраслевой группы в рамках определенной территории. Представленное дерево целей включает в себя главную цель — «выявление характеристик потенциального рынка сбыта услуг для предприятия» — и ряд подцелей трех уровней. Реализация подцелей более высокого уровня предполагает реализацию подцелей низших уровней. Постановка в качестве первой подцели 1-го уровня «изучения характеристик ареала обслуживания предприятия» обусловлена локальным характером функционирования сферы услуг. Количественными и качественными показателями ареала обслуживания во многом определяется размер совокупного фонда потребностей в услугах какой-либо отраслевой группы, а отсюда — и емкость и структура потенциального рынка сбыта услуг для конкретного предприятия. Рисунок 1 Дерево целей проведения маркетингового исследования потенциального рынка сбыта услуг для предприятия
При анализе характеристик территориальной единицы, где функционирует данное предприятие (1-я подцель 2-го уровня), выявляется наличие субъектов рынка услуг, оказывающих аналогичные виды услуг (т. е. конкурентов), а также оценивается уровень развития транспортного сообщения, выражающийся при его наличии в радиусе транспортной доступности, а при его отсутствии — в радиусе пешеходной доступности данного предприятия. При установлении границ ареала обслуживания данного предприятия (1-я подцель 3-го уровня) определяется, что будет выступать в качестве ареала обслуживания.
Площадь ареала обслуживания данного предприятия (2-я подцель 3-го уровня) определяется в зависимости от выбора одного из перечисленных вариантов: либо непосредственно по карте района, где указано месторасположение самого предприятия и его конкурентов, либо расчетным методом. Исследование демографических характеристик ареала обслуживания данного предприятия (3-я подцель 2-го уровня) предполагает определение количества человек, проживающих в ареале обслуживания. Необходимость проведения в рамках исследования сегментации потенциальных клиентов данного предприятия (2-я подцель 1-го уровня) определяется следующими моментами. Объем и структура потребностей в услугах неоднородны в различных группах населения. Кроме того, проведение сегментации потенциальных клиентов послужит основой для выбора целевого рынка сбыта услуг, на который предприятие будет ориентироваться в своей деятельности. Четвертая подцель 2-го уровня предполагает выбор критериев сегментации. В качестве таких критериев могут выступать следующие факторы, в наибольшей степени влияющие на формирование потребностей в бытовых услугах:
Выделение сегментов потенциальных клиентов данного предприятия (5-я подцель 2-го уровня) предполагает определение количества выделяемых сегментов и рамок, их ограничивающих (половозрастных, доходных). Расчет общего числа потребителей услуг данной отраслевой группы в ареале обслуживания предприятия (3-я подцель 3-го уровня) производится для каждого из сегментов. Общее число потребителей может увеличиваться за счет входящих миграционных потоков (сезонных или маятниковых). К потребителям, характеризующим занятый рынок сбыта услуг (4-я подцель 3-го уровня), относятся те, кто пользуется услугами конкурирующих предприятий, зона влияния которых распространяется на ареал обслуживания данного предприятия (кроме тех случаев, когда влияние конкурентов исключено при определении границ ареала обслуживания). Также в это число включаются потребители, которые в силу существования исходящих миграционных потоков (сезонных или маятниковых) пользуются услугами за пределами ареала обслуживания. Число потенциальных клиентов предприятия (5-я подцель 3-го уровня) определяется как разница между двумя предыдущими группами потребителей. Определение предпочтений потребителей в пользовании услугами (6-я подцель 2-го уровня) выражается в установлении для каждого сегмента доли потребителей, предпочитающих пользоваться той или иной услугой (по исследуемому ассортименту). Исследование периодичности пользования услугами данной отраслевой группы (7-я подцель 2-го уровня) заключается в определении того, сколько раз в течение года потребители пользуются той или иной услугой (по исследуемому ассортименту). Емкость потенциального рынка сбыта услуг для данного предприятия (4-я подцель 1-го уровня) определяется как произведение количества потенциальных клиентов и периодичности пользования услугами. При проведении исследования необходим сбор как вторичной, так и первичной информации. В качестве методов сбора первичной информации целесообразно использовать наблюдение и опрос. В таблице 1 указаны виды информации, которые возможно получить с помощью каждого из этих методов. В таблице 2 представлены возможные источники вторичной информации (внутренней и внешней). Время, необходимое для проведения исследования, зависит от размера ареала обслуживания предприятия, продолжительности предпланового периода, объема собираемой информации. На основе полученных в ходе исследования данных, может быть сделан выбор целевого рынка сбыта услуг для конкретного предприятия. Предприятие может ориентироваться в своей деятельности:
После определения целевого рынка сбыта услуг возможно рассчитать предполагаемый годовой объем реализации услуг в натуральном выражении. Колгушкина А.В. к.э.н., доцент Институт экономики сервиса МГУС Таблица 1
Таблица 2
А. Колгушкина |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|