Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Реклама прямая и не очень…В России по отдельным позициям товаров рынок уже насыщен, конкуренция обостряется. Реклама сама по себе теряет свою актуальность и начинает встраиваться в систему комплексных маркетинговых коммуникаций. Есть принципиальное отличие в целях бизнеса различных периодов. Если на начальном этапе об эффективности работы предприятия можно судить по доле рынка, занимаемой данной маркой (товаром или услугой), то сегодня основная цель — не экстенсивное продвижение продукции, а сохранение нормы прибыли! Очень наглядны эти тенденции в стратегиях развития мобильных средств связи. Когда новая услуга только появилась на рынке, основные операторы стремились лишь захватить просторы и главное — максимально проинформировать потенциальных клиентов, что «нас слышно везде». Теперь же главное — удержать своего пользователя, поэтому идет интенсивное наращивание набора услуг, мощный контрмаркетинг. «Вы еще платите за входящие звонки?» — «Beeline» или «Конкуренты отдыхают — МТС». Даже стремящийся завоевать рынок «Мегафон» с демпинговыми ценами, имеющий в запасе далеко не рыночное оружие — мощное правительственное лобби, не просто «окучивает» неосвоенную целину регионов, а именно отбирает часть рынка у противников. В общем, законы диктует маркетинг. Он выявляет проблему и ставит конкретную задачу, которую решают с помощью двух групп инструментов: ATL (above the line) — над линией и BTL (bellow the line) — под линией. «Above the line» — прямая реклама, распространяемая через СМИ и СНРИ (средства наружной рекламы и информации). Прямые рекламные материалы работают на информирование, узнавание, напоминание, формирование имиджа. То есть, несмотря на то, что реклама «прямая», коммуникативный канал с потенциальным потребителем получается опосредованный и без обратной связи. «Bellow the line» — это более изощренные механизмы: sales promotion, сonsumer promotion, trade promotion — непосредственная работа с потребителями, всевозможные акции, демонстрации, даже PR, а также другие «ходы и норы, прорываемые под рынком». Здесь важны не просто демонстрация товара и фиксированный акт покупки, а интерактивный канал взаимодействия покупатель–продавец и при этом возможность проводить вторичные исследования. К этой группе инструментов относится и «Direct marketing» — маркетинг «прямых контактов или обращений». Именно из него выросли программы лояльности (приверженности) потребителей: brand loyalty, loyalty program («второй стакан» бесплатно — предложил продавец «Coca-Cola» еще в конце XIX в.) и уже развернутые Customer Relationship Management (CRM) — управление взаимоотношениями с клиентами, ориентированные на потребителя. Почему же все так сложно? Почему сегодня недостаточно создать очень качественный продукт и проинформировать население, что он продается в таком-то месте? Можно, например, усилить ситуацию, не просто произвести товар, а упаковать его и снабдить особыми, «мистическими» качествами — «родить» брэнд, затем выйти с ним к покупателям, своевременно обратившись с призывами потреблять, приобретать, использовать… А спроса все равно не будет… Все дело в том, что важен не сам товар/услуга, а его встроенность в систему потребления. Именно налаженные контакты с клиентами, четкая система распределения и потребления предопределяют успех бизнеса. Чтобы получить реальную прибыль, нужно не просто вырастить максимально большое дерево, но и продать урожай яблок. Конечно, многое зависит от сорта и качества посадочного материала, насколько солнечно выбранное место и не «давят» ли окружающие растения. Не величина кроны определяет качество яблок. Наоборот, часто необходимо обрезать лишнее. Чтобы получить красивые, крупные и покупаемые плоды, агротехники рекомендуют оставлять на дереве не больше 40 яблок. Кроме того, дерево еще надо поливать, очищать кору, опрыскивать от вредителей, удобрять и рыхлить почву. Конечно, важны и квалификация садовника, и ловкость продавца, и какой гурман надкусит яблочко. На Западе такое садоводство называют законом пяти, иногда шести «P»: Product, Price, Promotion, Place, Package, People — Продукт, Цена, Продвижение, Место, Упаковка, Люди. Можно провести аналогию: прямая реклама — полив, который необходим только тогда, когда влаги не хватает. К тому же это и наиболее эффектное действие: шланг вьется, струя воды бьет, капли сверкают. Такое «водоснабжение» развилось у нас неимоверно, превратившись в целую индустрию рекламы. Именно сюда направляются миллионные бюджеты. По данным Gallup AdFact, компании Procter & Gamble и Nestle в 2001 г. истратили на российских рекламных просторах 526 и 306 млн. долл. соответственно. И все же общемировые тенденции говорят нам о перспективах неортодоксальных способов выживания. Прежде всего, с 1990 г. количество стабильных рынков превысило число все еще развивающихся. По данным журнала «The Economist», даже на молодых рынках Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия) в каждой торговой нише конкурируют 5–12 компаний. Соответственно, падают доходы от инвестиций. Хотя российский рынок находится еще на стадии развития, по определенным группам товаров уже наблюдается эта тенденция: молочные продукты, соки, прохладительные напитки, алкоголь, табак. Насыщение продукцией различных ниш не дает возможности вести маркетинговую стратегию, нацеленную на захват большей доли рынка. Таким образом, мы начинаем жить в условиях «перепроизводства», а это диктует свои правила игры. «С ростом общественного благосостояния под сомнение ставится сама необходимость экономического подъема», — пишет И. Анософф («Новая корпоративная стратегия»). При увеличении масштабов производства падает его эффективность. Несмотря на то, что мировые объемы продажи Coca-Cola постоянно увеличиваются за счет развивающихся стран Азии и Африки, а капитализация компании растет (за 2001 г. акции поднялись на 15%), корпорация в последнее время терпит убытки. Есть несколько объективных показателей изменений правил игры.
Эти тенденции наблюдаются повсеместно. Однако существует и исключительно российская специфика, которая диктует необходимость формирования особых коммуникативных каналов. Бизнес в России строится на личных связях (довольно часто можно встретить объявления о вакансиях, в которых сказано, что требуется специалист «со своей клиентской базой»). Поэтому актуально предусматривать отдельные бюджеты на выстраивание неформальных отношений с определенной целевой группой. Налицо «скрытые факторы» влияния на рынок: внутриполитическая нестабильность и коррупция, смена «кланов», стоящих у власти, неадекватное правовое регулирование, трудно прогнозируемое будущее. Все это обуславливает поиск узких межличностных каналов взаимодействия с людьми, принимающими решение. Наличие двойной бухгалтерии и юридические колизии ряда законов (например, конфликт НТВ развился именно благодаря противоречиям в законодательстве: Закон «О СМИ» декларирует избрание главного редактора творческим коллективом, а Закон «Об акционерных обществах» дает владельцу право ставить своего управляющего) позволяют спекулировать на общественном мнении, искусственно создавать кризисные ситуации и использовать манипулятивные технологии. Поэтому каждый директор, вкладывая деньги в любую торговую марку и разрабатывая стратегию ее продвижения, должен четко представлять, какие «серые волки» будут поджидать его в лесу российского маркетинга. Рекламный рынокПока в практике российского бизнеса все, что связано с оформлением и продвижением товара, услуг (ATL и BTL), подпадает под определение рекламы. По крайней мере, профессиональные справочные издания «Рекламный Гид» и «Рекламная Россия» включают в себя полиграфические комбинаты и фирмы, специализирующиеся на мерчандайзинге (искусстве оформления торговых площадей), промоушне и выпуске сувенирной продукции. Всего в стране так или иначе функционирует в этой индустрии около 3,5 тыс. компаний. Основная часть, порядка 2,5 тыс., естественно, сосредоточена в центре деловой жизни — Москве. В Санкт-Петербурге — плюс–минус 300, остальные — в регионах. Тенденция очевидна. Структура доходов рекламного рынка в России приблизительно такова: на размещение уходит до 80% (доля телевидения — 28%, радио — 5%, газеты — 16%, журналы — 9%, наружная реклама — 15%, рассылка — 6%, Интернет — 0,8%, реклама в кинотеатрах — 0,2%) и непосредственно на креатуру и производство — 20%. Что касается финансовых пропорций рекламной кампании, то из рекламного бюджета 30–40% идет на телевидение, до 5–10% — на радио, 10–25% — на наружную рекламу, остальное — на прессу. Однако эти пропорции весьма условны, т.к. рекламная кампания строится в зависимости от задачи. Есть ряд товаров, на которые по законам РФ распространяются ограничения на рекламу. Это оружие, медикаменты, табак и алкоголь. Полномасштабной рекламной кампании такой продукции в СМИ и в «наружке» не проведешь. Приходится выкручиваться, организуя всевозможные промоушн-акции. А, например, при анонсе концерта акцент, наоборот, смещается на наружную рекламу (плакаты, растяжки) и радио. В среднем фирма тратит на «свой полив» 2–4% оборота. Консалтинговые компании на всякие «поддерживающие клиентов» мероприятия могут расходовать до 10% оборота. Но надо понимать, что эффект от прямой рекламы (если не брать брэнд-событие: концерт, выборы и т.д.) не всегда явственный и легко просчитывается. Для некоторых товаров он может растянуться на пару лет. Все это ужесточает правила игры и заставляет придумывать неортодоксальные методы продвижения продукции, те самые «под линией» (известно, что Procter & Gamble в увеличивает бюджет на проведение промоушн-мероприятий). Таким видится рекламное поле с высоты стратостата: луга, перелески и перспектива до горизонта. Опустимся же на землю и посмотрим, с чем сталкивается обычный предприниматель. Фирменный стильПервый опыт «рекламных дел» обычно связан с изготовлением визиток. Если компания не особенно заботится о создании фирменного стиля, то заказать карточку по стандартному образцу без логотипа можно даже в книжных магазинах, где стоит оборудование для оперативной полиграфии. Надо только вписать данные. Другое дело, если фирма соблюдает современный деловой этикет, придает значение своему имиджу. В этом случае заказать разработку фирменного стиля следует у профессионалов. Цена этой услуги может варьироваться от 300 долл. у начинающего дизайнера до нескольких тысяч долларов в маститых студиях или агентствах. Специализированные компании берут на себя и регистрацию символики. Надо помнить, что фирменный стиль способствует не только идентификации предприятия, но и упрощению делопроизводства. Дизайнер трансформирует фирменный стиль на все виды деловой документации — от визиток до бланков и конвертов, которые можно заказать в многочисленных мелких центрах оперативной полиграфии, уже имея разработку (макет) на цифровом носителе. При заказе важно утвердить бумагу (иногда используют пластик), из которой будут сделаны ваши визитки, и способ изготовления. Технологии бывают разные: шелкография (объемные на ощупь буквы), офсет, тиснение (различными фольгами), конгрейв (вдавливание). Центры оперативной полиграфии предлагают и услуги собственного дизайнера. Здесь также можно изготовить листовки-флаерсы, календари с собственной символикой, упаковку, мелкие элементы для оформления мест продаж (наклейки, ценники и т.д.), нанести свой логотип на сувениры. В отличие от типографий эти центры специализируются на небольших тиражах — до 1000 экземпляров, работают в технике цифровой печати (лазерной, пьезопечати) и шелкографии. В типографиях другое оборудование — офсет. Оно требует серьезной предпечатной подготовки, стоимость которой раскладывается на единицу тиража. Поэтому в типографии рационально обращаться с многотысячными заказами. Наружная рекламаСледующий шаг — приобретение таблички, вывески или даже оформление витрины. В этом направлении работают компании, специализирующиеся на производстве наружной рекламы. Изготовить светящуюся вывеску — одно, смонтировать — совсем другое. Надо согласовать установку с городом (все по Правилам по размещению наружной рекламы г. Москвы). Фирма должна иметь лицензию на право проведения электротехнических работ, выполнить все СНиПы (строительные нормы и правила на монтаж). Наружная реклама в виде щитовых конструкций (билбордов) размером 6 х 3 м и 5 х 12 м имеет две составляющие: непосредственно саму конструкцию, так называемое «средство наружной рекламы и информации» (СНРИ), и то изображение, которое на этом «средстве» висит. Владельцы сети щитов (саплаеры) занимаются их обслуживанием (проверка освещения, покраска) и размещением плакатов. В Москве порядка 14 тыс. щитов (3 х 6). Формат 5 Ѕ 12 только развивается (особенно вдоль МКАД). Есть сеть так называемого «сити-формата» — это отдельные витрины, пилоны, тумбы и реклама на остановках (около 7,5 тыс.). При этом 80% поверхностей принадлежит пяти крупнейшим компаниям: «News Outdoor Russia», «АТОР», «ОММ», «XXII век» и «В.Е.Р.А.-Олимп». Информацию о владельцах можно прочитать на табличке на щите. Именно эти фирмы способны предложить комплексную рекламную кампанию на 150–200 поверхностей с заметным эффектом. Обычно задействуется 20–50 щитов, что для столицы явно недостаточно. Стоимость размещения билборда, например, на Новом Арбате, составляет 3000 долл. в месяц, а на периферии — 500 долл. Для меньших форматов — около 200 долл., но количество рекламных точек в этом случае должно быть более 200. Владельцы щитов имеют в арсенале минимум производственных площадей, но максимум специалистов по медиапланированию (размещению), монтажу и обслуживанию (инженеры, монтеры, шоферы, слесари, электрики, поклейщики). Часто в структуре есть и собственные дизайнерские студии, которые могут предложить изготовить макет плаката. Но печатать они будут не сами, а обратятся в компанию, которая имеет специальное оборудование для широкоформатной печати. В Москве 9 таких фирм. Они печатают либо на банерной ткани — виниле (печать с рулона единым полотном, стоимость — 15–20 долл. за кв. м), либо на бумаге (один плакат состоит из 10 бумажных частей, что упрощает поклейку, стоимость зависит от тиража — 3–10 долл. за 1 кв. м). Владельцы широкоформатной печати предлагают услуги и по другим видам наружной рекламы, вплоть до светодинамических установок, а также по оформлению мест продаж — оригинальные стойки, витрины. Цены на изготовление плаката варьируются незначительно, т.к. владельцы щитов (саплаеры) и печатники обычно имеют паритетные скидки. Заметное явление в наружной рекламе (ooh) — реклама на транспорте и на перетяжках-банерах. Городской транспорт обслуживают фирмы, информацию о которых можно прочитать на ветровом стекле водителя. Чаще всего встречаются «Нью-тон», «Фарбис», «Белтрау». Такая реклама «висит» 3–6 месяцев. Размещение на 3 месяца вместе с покраской–поклейкой изображения стоит в зависимости от престижности маршрута от 1000 до 3000 долл. О владельце места под перетяжку можно узнать из таблички на тросе. Безусловный лидер в этой области — фирма «Столица М», имеющая более 300 мест. Обычно таким образом размещают на 10 дней информацию о новостном событии (распродажа, скидки, открытие). Стоимость определяется адресом растяжки и варьируется от 1000 до 3000 долл. Если у вас запланировано маркетинговое мероприятие, например участие в выставке или организация семинара-презентации, то необходимо воспользоваться услугами директ-мейла, т.е. рассылкой приглашений. Можно, конечно, заставить собственную секретаршу клеить конверты, но лучше обратиться в агентство, которое предоставит вам адресную базу, поможет составить текст, оформит и отправит конверты. Эффективность такой рассылки не очень велика — до 4–6%, и 40% успеха составляет выверенность адресной базы. Хотя та же «ИКЕА» рассылала 1,5 млн. каталогов в московские квартиры, но подкрепляла эту акцию полномасштабной рекламной кампанией. Тираж каталогов «Шесть семерок» — 2 млн. экземпляров. Затраты на доставку в основном зависят от способа организации и веса отправления. Можно нанять распространителей, которые будут раскладывать рекламу в почтовые ящики за 10–50 коп. за адрес или воспользоваться услугами почты. Реклама в СМИТеперь перейдем к средствам массовой информации. Самое дорогое из них — ТВ. Стоимость 1 мин. рекламы на ОРТ может доходить до 100 тыс. долл. Все зависит от рейтинга (математическое мерило популярности) передачи. Но существует и довольно сложная система скидок, которые можно получить как на канале, так и в рекламном агентстве (последние имеют определенные скидки, в общую стоимость всегда закладывается и агентское вознаграждение). Конечно, обычно размещение идет на нескольких каналах и самому закупать это время нерационально. Более того, необходимо и подтверждение с эфира, что ваш ролик показали в целости и сохранности в указанное время. Компания «Видео Интернешнл» здесь вне конкуренции и «подавила» даже небезызвестный «Премьер СВ». Купить рекламу в прессе целесообразней в издательстве. Сейлеры (оптовики) сегодня все реже работают самостоятельно, а в основном при издательских домах. Здесь диапазон цен за полосу огромен и зависит от читатель-ской аудитории, престижа и тиража. Но иногда именно в издательствах можно добиться огромных скидок — до 60%. Человек хуже воспринимает аудиоинформацию, чем визуальную. С точки зрения эффективности радиореклама наименее интересна, но и менее затратна. Она требует многократного повторения. Общий бюджет российских центральных радиостанций раз в 20 меньше бюджета ТВ, хотя только МТС тратит за год на радиорекламу до 10 млн. долл. В Москве на УКВ работает 15 радиостанций, в режиме FM — еще 25. Цена на радиоспот зависит от времени эфира. Естественно, с учетом продолжительности кампании и количества выходов предоставляются скидки. Если же у вас нет желания тратить свое время на самостоятельную подготовку рекламной кампании, лучше обратиться в рекламное агентство полного цикла, которое все изготовит, разместит, отследит и отчитается перед вами. В Москве их более 200. Именно они ведут крупные российские и зарубежные брэнды. И не забудьте о собственном сайте. Сегодня это неотъемлемая часть культурного бизнеса. Цена на него — от 500 долл. и выше, и выше, и выше…. Анна Голова |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|