![]() |
Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
||
![]() ![]() |
Какого цвета Любовь? Часть III6. МУТАБЕЛЬНЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯ.По своей сути это тот же крест, но уже сделавший шаг в сторону трансформации, мутации. Те же две пары дополнительных сочетаний, но образующих своими партнерскими окончаниями новое гармоничное начало (фрамент тригона). Его суть можно выразить одним словом - "движение". А если несколькими - "мутация", "трансформация", "приспособление". ![]() По сути, это два фрагментированных тригона в новой комбинации. С одной стороны, они имеют неполную гармонию двух тригонов, а с другой - уже мутирующую суть кардинального креста. В этой комбинации есть искушающая двоякость и неопределенность, но в дизайнерских примерах с акцентрованными другими принципами это может дать полиморфность и выбор зрителя по ассоциативному ряду практически в неограниченных направлениях. В силу двоякости мутабельный крест не может стать основной движущей силой, главным принципом композиции. Но он способен, как никакой другой крест или тригон, помочь другим принципам явить себя в композиции по новому. Такой принцип использования триады (справа внизу) наиболее удобен и распространен. В нем нет риска, а есть гарантия визуального успеха, достаточно вялого, но гарантированного. Способ определения триады в данном примере обозначен как напряженная пара дополнительных цветов в композиционном центре и фон по тригональной развертке. В таком виде пара работает сама по себе, а фон отдельно, у него (равно у зрителя) будет стремление загнать цвет фона обратно в тау-квадрат. Ибо большая цветовая масса фона не привязана к конкретной акцентной паре, а являюется принадлежностью второго, неопределенного порядка. Все дело в ее массе. Если же попытаться сделать его главным принципом композиции - есть риск "заморочить" восприятие зрителя неопределенностью факта идеи. То есть у зрителя может остаться впечатление незавершенности работы, ее "недодуманности", "неявленности". ![]() Как вариант решения такой проблемы будет распределение цветов ведущей пары между основной массой фона и основным акцентов, а второй ведущий цвет брать из тригона, но с меньшим гармоническим напряжением. ![]() И в этом случае второй ведущий цвет композиционного центра будет эмоциональной "связкой" между акцентом и фоном. А принадлежность его к тому или иному тригону определит напряженность композиционного центра (к чему ближе второй цвет, к фону или акценту?). 7. ФИКСИРОВАННЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯПо виду это максимально "сплющенный" мутабельный крест. Это зона в пространстве ассоциаций, в которой начинаются метания между мутабельным цветосочетанием, поиском перемен и стремлением расплющить все до одной плоскости обычной партнерской пары дополнительных цветов. И вполне логично, что при сильном сомнении один из цветов начинает звучать обособленно, "одиноко". И это "одиночество" не в нем самом, а в вялой поддержке его вторым цветом, в неуверенности этого второго цвета. И акцент основного, доминируещего цвета начинает обособляться, отрываться и разрушать визуальную плоскость. ![]() Обычно это момент огромного дизайнерского сомнения, баланса на грани. Это позиция подстраховки, когда из опасения быть неправильно понятым в ассоциативном ряду автор зафиксирует именно эту позицию. Хорошо это или плохо? А что такое вообще "хорошо"? "Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: -"Что такое хорошо, и что такое плохо?" (Владимир Владимирович Маяковский). Как мы можем присвоить определение "хорошо" конкретному цвету или цветосочетанию? Наверное, правильным (на уровне частного правила) будет сказать: мне такое нравится... И еще более правильным будет сказать: я чувствую то-то... или вообще: что-то чувствую, хотя и не понимаю, что... Что-то мне это напоминает... Видеть в оранжевом "апельсин" может только очень примитивный организм. ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛЛюбую проблему данной философии цвета можно обойти на уровне правила, хотя общий закон будет действовать не в полную силу. Чтобы понять эти исключения, давайте еще раз повторим наши постулаты.
Как, например, нарушить правило "одиночества" в пункте 7? Да очень просто... сдвинуть один из цветов активной пары в сторону на шаг. И получится весьма удобная модель для акцентации цветом в работе любого плана, дизайнерской, живописной или еще какой... ![]() По сути, это пункт 2 наших правил. Раньше мы его рассмотрели на уровне тригона... Два цвета при оптическом смешении дают дополнительный к противолежащему. Разница в том, что в тригоне между всеми вы можете выбирать любой цвет из трех в качестве акцента, а здесь он нам обозначен острой вершиной треугольника на схеме. А два других дадут дополнительный... ну и далее оптическое смешение, и эмоциональное равновесие. ПОСТРОЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫХ ЦВЕТОВЫХ СХЕМ.Вся предыдущая философия цвета построена на принципе равновесия. И все эти правила хороши при анализе композиций и поиске тупиковых ошибок. Само же творчество, особенно визуально-изобразительное, уже подразумевает в себе диалог со зрителем, и не только на ментальном уровне. Следовательно, всю эту философию придется забыть при творческой работе, и вытаскивать на стол только по мере нужды в ней. Какой прок в картине, если она не вызывает эмоций или не бередит (будоражит) чувства? Но при таком подходе автор должен четко проводить параллели между качеством цвета и ассоциациями, каковые этот цвет может вызвать в зрителе. Наша схема понятий может служить в качестве отправного пункта с тем условием, что автор сумеет благоустроить ее внутри себя, внутри своего эмоционально-чувственного спектра. Если на философском плане наши понятия и значения цветов могут как-то моделировать общую схему взаимодействия, то на уровне авторской личности расхождения могут быть значительными как в понятиях, так и в значениях цветов. Человек с переизбытком внутреннего желтого цвета воспринимает его как раздражающий фактор, "излишний" для своего спектра. А человек с недостатком такого цвета будет воспринимать его как благодатный и наполняющий, легко откликнется на все вибрации предлагаемого желтого. Должен ли автор стремиться "попасть" в спектр зрителя или же он должен выражать свое состояние на сей момент? "Чужая душа - потемки", и потому ответ не вызывает сомнений. Хотя автор должен подразумевать, что его работа не затронет однозначно всех. И тех, кого затронет - затронет неоднозначно. ![]() При такой схеме в работе будет звучать очень узкий спектр, и воздействие работы на зрителя будет также очень в узком спектре. И либо зритель удовольствуется созерцанием того, что есть, либо попытается внутренне дополнить работу недостающим цветом своих эмоций. Это трудно, ибо работать ему придется интуитивно-эмпирически. Но при удаче он будет вознагражден эмоционально-чувственным контактом с работой, появлением белого света между ним и картиной. Нам же в этом случае проще, мы можем "вычислить" недостающий цвет по схеме. Это дополнительный противолежащий к цвету в тупой вершине треугольника. А два других цвета такой триады в сумме дадут тот же "вершинный" цвет. Практически такой треугольник можно обозначить всего одним цветом, в прямом действии и опосредованном (при смешении других цветов триады). ![]() Виктор Вязьминов. Жена самурая Adobe Illustrator Еще одна схема. Ее можно назвать "Универсальная", если такое вообще возможно в этой самой нашей жизни. В чистом виде в ней нет ни одной "прямой" пары дополнительных цветов, но все четыре цвета в попарном смешении образуют такую пару. В примере на картинке синий и красный дают фиолетовый. А нижняя пара при смешении дает желтый, дополнительный к фиолетовому. Пожалуй, это единственная схема, дающая возможность использовать четыре открытых цвета без риска нарушить цельность цветовой гаммы. И вся цветовая гармония картинки будет зависеть только от грамотного определения массы каждого цвета. ![]() При изъятии одного цвета из нижней пары мы получаем вариант тригона со смещенной вершиной. Сразу напрашивается вариант об акцентации цвета, потерявшего свою пару, но все не так просто, и следует сто раз над этим подумать. Но этот момент затрагивает уже вопросы общей композиции, и здесь рассматривать его немного неуместно. В разговорах о цвете есть смысл поговорить о его тоне и насыщенности, яркости, но об этом в следующих статьях.
|
|
![]() |
![]() |
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |