На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Web-графика

Какого цвета Любовь? Часть II

1. ПРИНЦИП ТЕПЛОХОЛОДНОСТИ.

<з>Данный круг можно делить как на половинки, так и на четвертинки логикой понятий. Например, верхняя половина круга на нашем примере - "внутренняя", чувственно-эмоциональная. Нижняя половина - "внешняя", ментальная. Можете сами поэкспериментировать с цветом, понятием и своим внутренним ощущением на это взаимодействие.

Точно так же левую половину нашего круга вы можете определить как "идейное начало " (синяя стрелка), а правую - как "действенное начало" (оранжевая стрелка). В общем, у вас образуются четыре четвертинки круга с разной степенью активности и чувственности. Ну и движение по кругу в направлении часовой стрелки от красного до сиреневого дает убывание силы и нарастание чувства, и против часовой стрелки - разумеется, все наоборот.

Можно предположить, что и нарастание или убывание в композиции цветового начала (экстравертное или интравертное) определяется пластическим цветовым мотивом, движением цвета на зрителя или в глубину композиции.


И как вывод после всех этих хождений-упражнений: теплые цвета более "сильные, активные, грубые", холодные - "чувственные, тонкие, слабые, эмоциональные". Ну а где ЯН и ИНЬ - эзотерики пусть сами догадаются.


2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА.

Это цвета, расположенные на схеме друг против друга. При совместном использовании они дают максимальное эмоциональное напряжение, а при оптическом смешении - белый свет, например, на экране монитора (ибо в цвете такого не получится из-за механических свойств объектов, красителей и отражающих поверхностей). Уже достаточно знакомые примеры из прошлых статей, но необходимые в силу педагогического принципа "троюродной тетки" (повторения материала).


Первый ряд примеров показывает влияние одного цвета на другой, максимальный акцент на фоне дополнительного цвета.

pic10.gif (692 bytes) pic11.gif (1000 bytes) pic9.gif (1765 bytes)

Далее "партнерство", взаимодействие дополнительных цветов на нейтральном фоне. При таком мощном напряжении пара цветов в любом случае перетянет внимание целиком на себя, а цвет фона будет выделять и подчеркивать всегда наиболее светлый или наиболее теплый элемент пары, а второму придется либо гармонично соподчиниться, либо "погаснуть", обычно это более холодный цвет.

3. ГАРМОНИЧНЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯ (КОНСОНАНСНЫЕ)

В данном случае гармония подразумевается не по эстетическому воздействию (это на деле не так просто), а по эмоциональному... что это вообще значит, и какая между этими понятиями разница?

  • Эстетическое восприятие - это визуальный вкус человека, настрой глаза плюс некие ментальные определения относительно его цветовых, тональных или других пристрастий. Это наработанное созерцанием, размышлением, и отбором параметров по личным симпатиям (гармониям) восприятие. Это достаточно стабильный параметр, изменяющийся постепенно месяц за месяцем или год за годом в процессе развития личности.

  • Эмоциональное восприятие - это глубоко внутреннее чувствование, редко отражаемое в полной мере сознанием, но изменяющееся ежедневно, а можно сказать, и ежечасно.


Эстетику восприятия мы можем как-то отфиксировать при помощи стилей, направлений, манер, а вот эмоциональную часть этого процесса просто никак, это "зашито" в человеке от рождения и изменяется от его внутренних процессов, влияния на его восприятие внешней среды. Эмоциональная часть восприятия в огромной мере правится эстетической хотя бы на уровне опыта восприятия, но при отсутствии такого опыта как такового мы имеем дело с чистыми непосредственными эмоциями в виде "дикой" эстетики. Плохо это или хорошо? Все хорошо в наличии гармонии между непосредственностью восприятия и неопытностью осознания. При возрастании опыта теряется непосредственность. Тупик? Отнюдь :o) Если развести в стороны эти процессы в пространстве и во времени (котлеты отдельно, мухи отдельно), то и проблема исчезает.

Вот гармоничные цвета и дают нам такой "опыт" в виде уже готовой гармонии на уровне эмоций. На схеме это цвета в "треугольниках", тригонах друг к другу. На схеме из 12 цветов их будет четыре. На более сложных - больше. Но усложнять нам пока ни к чему. Дай Бог с этим разобраться... Если к чувствам и эмоциям, то эти тригоны определяют то, чего нам хочется. Наиболее простой и естественный путь идеи.


Принцип "Белого Света" верен для любой триады так же, как и для пары дополнительных цветов. То есть при оптическом смешении цветов любого тригона мы получим белый цвет. Как это? На примере триады "синий-красный-желтый"...

  • Синий и красный в сумме дадут фиолетовый, являющийся дополнительным к желтому. Результат есть.
  • Красный и желтый дадут в сумме оранжевый, также являющийся дополнительным к синему. Результат опять есть.
  • Синий и желтый при смешении дадут зеленый, являющийся дополнительным к красному. Результат все есть и есть.

Точно также работают цвета и в других тригонах.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР РАЗЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВ С СОБЛЮДЕНИЕМ ЭТОГО ПРИНЦИПА.

Мы имеем синий фон (как условный пример). Выстроим цветовую линейку... а справа обозначим наш рабочий формат.


Далее с соблюдением общего принципа обозначаем второй цвет. По схеме он оранжевый. Единственной проблемой будет определить разумные для конкретного случая количественные соотношения цветов, массы цветовых пятен. Можно определить монументальное равновесие, а можно создать сентиментальную картинку с ностальгическим позывом во что-то... Давайте условно возмем соотношения 2:3 синего и 1:3 оранжевого.


Цветовой баланс "белого света" соблюден, а эмоциональная составляющая достигается при помощи масс цвета.
Далее мы можем оранжевый представить в виде желтого и красного (массы цветов определят нам соотношения "мысли" и "силы").


Мы изменили понятийные составляющие, изменилось наше эстетическое восприятие-впечатление, но эмоциональное осталось прежним. Изменился способ его восприятия-осознания-осмысления. При оптическом смешении цветов на двух последних картинках все равно должен сохраниться "баланс белого" с синим ностальгическим оттенком (белый с синим дают голубой - цвет мечты по таблице наших "понятий"). При изначальном стартовом равновесии масс мы получили бы оптический белый, но эмоциональная составляющая отсутствовала бы...


Винсент Ван Гог,
"Ночное кафе"
холст, масло

Есть повод подумать, в каком виде являются нам эмоции на картинах и в дизайне.

4. ДИССОНАНСНЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯ

В примерах с цветом и его восприятием термин "диссонанс" не значит плохо или негармонично. Просто для осознания и внутреннего приятия такого цветосочетания требуется достаточно большое внутренее усилие, некое преодоление внутренних стереотипов и устоявшихся, накатанных гармоник. Усилие требует энергетических, чувственных и эмоциональных затрат, подвижек и внутренней работы, но при благополучном преодолении такого барьера у индивида появляются новые возможности понимания и осознания цветовых сочетаний, обогащается его "внутренняя палитра". Соответственно, и в своей творческой работе он будет оперировать уже более широким набором эмоциональных понятий. Внутренняя работа такого типа может идти в двух направлениях - "в ширь", и "в глубь". Первое направление - это расширение качеств "внутренней палитры", диапазона восприятия. Второй вариант подразумевает более тщательную проработку уже имеющихся эмоциональных и чувственных понятий с целью обогатить их большим набором звучаний, дополнительными тембрами. Проще - можно к уже имеющемуся в наличии желтому цвету добавить восприятие соседних оранжевого и зеленого, а по второму варианту - обогащать желтый дополнительными оттенками и нюансами.

Диссонансные цвета в нашей схеме соблюдают "квадратный шаг", но если в тригоне мы имеем три цвета, то в квадрате их четыре. Это и есть дополнительный рост "в ширь", хотя и требующий пересмотра внутренних чувственных и эмоциональных позиций. А если учесть, что и понятийный набор квадрата изменяется, то можно предположить, что при изменении шага цветовой гармонии можно задавать заведомо другие, новые ощущения, эмоции и чувства.


Разумеется, как все новое, это поначалу потребует такой же перестройки от автора, а равно и от зрителя... но при добровольных их внутренних напрягах и успешном их преодолении зритель также может обогатить свой внутренний мир расширением палитры своего осознания внешнего мира. Квадрат мягче по действию мощного противостояния дополнительных цветов, он не ставит напряжение эмоций на максимум, а как бы немного смещает в сторону новизны привычные гармонии. Нельзя сказать, что квадрат определит то, чего нам "не хватает", но он в состоянии указать направление движения, вектор цели.

Для дизайнера использование сочетаний "по Квадрату" является достаточно рискованным творческим актом. Он может оказаться "непонятым" на уровне самых простых вещей... и он должен быть мудрым при использовании любой "новизны". И уж совсем неразумно использовать "квадраты" без внутреннего их понимания и приятия самим дизайнером. И начинать такое понимание дизайнеру лучше с компромисса и улаживания отношений с самим собой. Ведь цветов на деле не 12, и даже не 256... а следовательно, переход от тригона к квадрату может быть очень плавным, поступенным, растянутым во времени. Собственно, часто так и происходит: дизайнер долго работает вроде с определенными привычными сочетаниями, как бы усложняя их "в глубь", но в какой-то момент сам вдруг обнаруживает качественные перемены, ощущает в себе как бы резкий переход на новый уровень понимания, хотя подъем этот был долгим и незаметным.

Есть и обратный путь, характерный для новичков и непрофессионалов. Цветовые сочетания используются на "авось", на "глазок"... потом опытным путем выбирается несколько "удобных" сочетаний, и далее они используются во все и вся без особого риска нарваться на неприятности быть непонятым или не принятым широкой публикой. На стадии обучения такой процесс естественнен, но далее без внутреннего развития дизайнер рискует "заштамповаться" своими же банальностями.

Практическое использование "квадратов" бессмысленно в прямом виде, за исключением редких случаев. Они могут показать цветовой диапазон между применяемыми цветами, а четыре цвета с равнозначными промежутками распестрят любой дизайн, если только это не коробка с конфетти. В практике полезно убрать из квадрата один цвет, получив некое подобие тау-квадрата. Количество вариаций резко возрастает (на каждом квадрате можно построить четыре тау-квадрата). В музыке такой прием можно найти в джазовых композициях. Так что любителям "джаза", импровизаций такой прием придется по душе.

5. КАРДИНАЛЬНЫЕ ЦВЕТОСОЧЕТАНИЯ

Это по схеме две пары дополнительных цветов, на схеме образующих крест. По сути, это очень похоже на квадраты, но построение цветовых пар идет именно от двух противостояний. В квадрате можно остановиться на цветовой паре или трио тау-квадрата, при таком кресте пути назад нет. Напрягать так напрягать...

Максимальное напряжение в каждой паре дополнительных цветов мощно усиливается взаимодействием диссонансных разверток этих пар. По сути - это комплекс дополнительных и диссонансных, такого напряжения не удастся достичь никаким другим способом. Для дизайнера это максимальный риск, для зрителя это почти шок, и для большинства зрителей вообще неодолимый барьер.


Нужно ли искусственно создавать такие барьеры? И зачем? Понятно, как основа цветовидения для определенного дизайнера такой подход заведомо поставит крест на его профессиональной карьере, либо сделает его исполнителем особых задач в дизайне (и в искусстве вообще), когда нужно изменить общий подход к восприятию... этакий революционер-комикадзе. И основная проблема кардинальных сочетаний цветов в их жесткости, непримирости друг с другом. Если требуется разрушить или перенаправить устоявшийся липкий поток сладкой патоки гармоничных цветов в намозоленной серии картинок - лучшего способа не найти. Важно главное - разрушив устоявшее, тут же предложить что-то новое, свежее и не менее ценное, чем разрушенное. А на это кардинальные цвета в принципе не способны. Они не могут создавать, их задача - трансформировать ситуацию, сознание автора или зрителя на отдельном промежуточном этапе. А на каком этапе? Как могут в реалии, во времени выглядеть эти этапы, когда нужно что-то разрушать (правильнее - видоизменять, трансформировать)?

Автор долго и упорно работает над стилем, стиль долго и упорно работает со зрителем, зритель долго и упорно воспринимает стиль автора. И все три эти позиции со временем так надоедают друг другу, что от привычного, пусть даже хорошего, начинает тошнить. Но если даже заменить одни сладкие конфеты на другие - проку будет мало. Требуется что-то пусть не такое сладкое, но новое, другое. Не обязательно это новое станет постоянным атрибутом к чаю, но сладкий вкус убрать в состоянии.

  • Главный вывод - кардинальные цвета свей работой, своей силой тесно связаны с понятиями движения и времени. Они не всегда могут создать "вечный образ", но они могут указать путь к смене такого образа у автора и зрителя через смену ассоциативного и эмоционального ряда на другой. Понятно, что такой переход возможен только через ментальный уровень, с применением разумного начала. Вы должны знать и понимать, что вы делаете таким ходом. В противном случае лучше продолжить путь постепенной эволюции через другие приемы работы с цветом и образом.

  • Второй вывод - применение кардинальных цветов приемлимо на смене потоков восприятия, эмоций. На стартовой позиции проекта они могут изначально, с первой минуты начать разрушать идею (разумеется, если автор не хочет просто прослыть большим оригиналом).

Как это может выглядеть на жизненном примере в пространстве и во времени, и вкупе с цветом любви и ассоциативным рядом? Есть счастливая, преуспевающая семья, есть устроенный быт, есть направленный жизненный поток. Муж-император, жена-королева - все славно. Но таков закон жизни, что приедается даже сладкое... И в какой-то момент яркий цветной фантик поднимает свою пушистую голову с подушки и ложится на коврик у дверей. Меняет образ и ассоциативный ряд. Теперь он собака, охраняющая домашний покой, пусть даже дон-кихотствующая (от незримых врагов в виде мельниц).
Естественно, ассоциативный ряд сменится и у его зрителя в лице дражайшей половины. Сначала шок, потом напряг, потом сомнения... И если при этом Дон-Кихот окажется в трезвом уме и твердой памяти - всплеску романтизма Дульсинеи не будет границ. Через час они окажутся снова на привычных подушках, но вспоминать будут еще долго. Есть риск, что попадание идеи в романтизм непривычной новизны будет стопроцентным, и потом всю жизнь придется спать на коврике, но искусство требует жертв...


Виктор Вязьминов. Самурай
Adobe Illustrator

Виктор Вязьминов
MrDeSign

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100