На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Web-графика

FreeHand 9: Начинаем рисовать

Кривые и точки Безье
Рисование инструментом Перо
Прямые и ломаные линии
Рисование гладких кривых
    Упражнение 1. Рисование гладкой кривой
Типы точек Безье
Редактирование по ходу рисования
    Упражнение. Втягивание и вытягивание манипуляторов
    Упражнение. Кривая с угловой точкой
    Упражнение. Кривая с соединительной точкой
Инструмент Безигон
    Упражнение. Рисование инструментом Безигон
Рисование "от руки"
Карандаш
    Упражнение. Рисунок Карандашом
Кисть и Каллиграфическое перо
Что нового мы узнали
  • Кривые и точки Безье
  • Рисование инструментом Перо
  • Инструмент Безигон
  • Рисование "от руки"

B этом уроке мы научимся рисовать кривые и точки Безье, чтобы вы смогли рисовать более сложные контуры, чем стандартные фигуры - квадраты, овалы, звезды.

Кривые и точки Безье

При рисовании сложных линий используется техника кривых Безье. Если вы работали с такими векторными графическими редакторами, как Adobe Illustrator или CorelDraw, вы знаете, что это такое. Для тех, кто не знаком с подобной техникой рисования, следует дать некоторые пояснения.

При рисовании прямого отрезка вы задаете конечную и начальную точку, а программа соединяет их прямой линией. При рисовании кривой Безье также задаются конечные точки, но кроме их местонахождения, вы можете задать направление касательной и радиус кривизны в них.

В результате программа соединяет нарисованные точки (они называются точками Безье) не прямой, а кривой линией. Впрочем, она может быть и прямой, если вы просто щелкнете в этих точках, не задавая кривизны. Точки все равно будут точками Безье, и в любую минуту ваша прямая может быть преобразована в кривую.


Для рисования кривых Безье, как правило, используется инструмент Pen (Перо), с помощью которого вы сами расставляете точки Безье и регулируете в них кривизну линии с помощью манипулятора кривизны (см. ниже).

Для создания контуров очень сложной формы можно воспользоваться инструментом Freehand (От руки), позволяющим рисовать "от руки". Затем программа сама преобразует нарисованную линию в кривые Безье. Этот инструмент имеет три модификации: Карандаш, Кисть и Каллиграфическое перо.

Рисование инструментом Перо

Прямые и ломаные линии

Выберите инструмент Перо. Щелкните в одной точке, затем в другой, в третьей и т. д. Тем самым, вы создали несколько опорных точек, а программа автоматически соединит их отрезками прямых.

Обратите внимание, что перед созданием первой точки указатель мыши имел вид крестика со значком полого квадратика внизу, а после этого значок исчез. Полый квадратик напоминает, что вы начинаете рисовать новый контур. Его отсутствие означает, что продолжается начатый контур. Чтобы завершить контур, в последней точке щелкните дважды. При этом рядом снова появится квадратик - сигнал, что вы можете начать новый контур.


Рис. 1. Рисование ломаных инструментом Перо

Для рисования строго вертикальных, горизонтальных линий или линий, лежащих под углом 45°, создавайте новые опорные точки при нажатой клавише Shift. FreeHand пытается "угадать", какую именно из перечисленных линий вы хотели провести, и делает это за вас. Для того чтобы клавиша Shift ограничивала перемещение указателя другими углами, измените угол ограничения.

Для создания замкнутого контура надо последнюю точку поставить точно на месте первой точки контура. Вы узнаете, что попали на нее, по значку квадратика - он станет черным. Контур при этом автоматически заканчивается, и вы сразу же можете рисовать следующий.

Рисуя Пером попеременно мелкие или крупные детали, вы можете временно переключать указатель мыши в режим работы с Лупой. Для этого надо держать нажатыми клавиши Ctrl+пробел (увеличение) или Ctrl+Alt+пробел (уменьшение).

Рисование гладких кривых

Кривые линии можно рисовать с помощью этого же инструмента Перо, но сделать это несколько сложнее, поэтому подробно опишем эту операцию на примере. Пока не будем давать точного определения, что такое гладкая кривая, думаю, интуитивно это и так ясно. К концу этого параграфа мы подойдем к определению кривых и точек Безье.

Упражнение 1. Рисование гладкой кривой
  1. Установите указатель на пустом месте страницы или монтажного стола, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, ведите указатель строго вверх (рис. 2, а). Чтобы сделать это было проще, нажмите и подержите нажатой клавишу Shift. Отпустите кнопку, а затем клавишу Shift.

    Вы видите, что из опорной точки, которую вы таким образом создали, выходят направляющие прямые - касательные к кривой в данной точке. На их концах находятся направляющие точки.

    Направляющие прямые и направляющие точки - это вспомогательные средства для рисования кривых, их часто называют манипулятором кривизны. На печать они не выводятся. Направление манипулятора кривизны определяет касательную к кривой, а длина его ручки (расстояние от опорной точки до направляющей) определяет радиус кривизны в этой точке - чем меньше расстояние, тем круче кривая.

  2. Теперь установите указатель в другое место, снова нажмите кнопку и тащите направляющую прямую вниз. Когда длина манипулятора второй точки сравняется с длиной манипулятора первой точки, у вас получится полуокружность (рис. 2, б). Отпустите кнопку.

  3. Продолжите ту же кривую, нарисовав еще одну опорную точку. На этот раз не отпускайте сразу кнопку мыши, подвигайте указатель в разные стороны и последите за тем, как в зависимости от направления манипулятора и его длины будет меняться форма линии. Получив желаемую форму кривой, отпустите кнопку мыши. Чтобы закончить контур, щелкните в любом месте страницы, держа нажатой клавишу Ctrl.


Рис. 2. Рисование кривой

а - построение первой опорной точки,
б - построение второй опорной точки


Рис. 3. Рисование кривой
а - манипуляторы соседних точек разнонаправлены, б - однонаправлены;

В рисовании гладких кривых вам помогут следующие правила:

  • чтобы нарисовать гладкую кривую без перегиба, всегда тяните манипулятор первой точки в ту сторону, куда смотрит горб кривой, а второй точки - в противоположную сторону (сравните рисунки 3.3, а и 3.3, б);

  • длина ручки манипулятора должна быть равной примерно одной трети длины нужной вам дуги;

  • чтобы точно вести направляющие прямые вертикально, горизонтально или под углом 45°, проводите их при нажатой клавише Shift. Программа "угадает", куда вы хотели направить прямую, если вы не слишком отклонитесь от нужного направления.

Для создания замкнутого контура надо последнюю точку поставить точно в первой точке контура. Вы узнаете, что попали в нее, по значку квадратика - он станет черным. Контур при этом автоматически заканчивается, и вы сразу же можете рисовать следующий.

Типы точек Безье

У манипулятора две ручки: входящая и исходящая. Первая определяет кривизну входящей линии (той, что ближе к началу кривой), вторая - выходящей (ближе к концу). У точек, которые мы до сих пор рисовали, обе ручки лежат на одной прямой и направлены в разные стороны. Такая точка называется гладкой, и проходящая через нее кривая тоже гладкая. Как вы поняли из предыдущего упражнения, чтобы нарисовать гладкую точку, надо щелкнуть и сразу же тащить указатель в любую сторону.

Кроме гладких, во FreeHand имеются угловые точки и соединительные. Манипуляторы в угловой точке могут находиться под углом друг к другу, и вы можете поворачивать обе ручки независимо друг от друга. Кроме того, угловая точка может иметь только одну ручку манипулятора или не иметь их вовсе. Точка соединения двух прямых также является угловой. Чтобы нарисовать такую точку, надо просто щелкнуть. Для создания угловой точки с одной ручкой манипулятора (исходящей) надо щелкнуть и тащить манипулятор, держа нажатой клавишу Alt.

Соединительные точки обеспечивают плавный переход прямой в кривую. Манипулятор кривизны в этой точке имеет только одну ручку, и она является продолжением этой прямой. Отсюда вывод: при рисовании этой точки прямая уже должна быть. Если вы не можете обеспечить такой порядок рисования, сделайте эту точку угловой, а потом в готовой кривой смените ее тип в инспекторе Объект (см. ниже).

Чтобы нарисовать соединительную точку, щелкните правой кнопкой мыши, держа нажатой клавишу Alt, и тащите ее вдоль прямой. Направление манипулятора вы изменить не можете, но зато, меняя его длину, можете регулировать радиус кривизны в точке соединения.

Редактирование по ходу рисования

Не прекращая рисования, можно перемещать последнюю нарисованную точку и управлять ручками ее манипуляторов. Кроме того, можно управлять исходящей ручкой манипулятора предпоследней точки. Короче говоря, вы можете редактировать только последний сегмент кривой.

Для временного перехода инструмента Перо в режим редактирования держите нажатой клавишу Ctrl. Так, чтобы переместить точку, щелкните на ней при нажатой клавише Ctrl и перетащите на новое место. Там отпустите кнопку мыши и клавишу Ctrl. Для поворота или изменения длины ручки манипулятора щелкните на ее конце, то есть на направляющей точке, и тащите ее, соответственно, в сторону или вдоль манипулятора. Это, опять-таки, надо делать при нажатой клавише Ctrl.

У последней точки можно изменить тип, для этого используются кнопки инспектора Объект:

  • - гладкая точка;
  • - угловая точка;
  • - соединительная точка.

При работе с инспектором клавиша Ctrl уже не нужна. Кроме того, с помощью этого инспектора можно втягивать ручки манипулятора у последней точки:

  • - входящая ручка манипулятора;
  • - исходящая ручка манипулятора.

У гладкой точки будет втянута исходящая ручка манипулятора, если щелкнуть на ней еще раз уже после ее создания. Угловая точка автоматически преобразуется в гладкую, если щелкнуть на ней и вытянуть из нее манипулятор (это можно сделать только для исходящей ручки).

Если вам надо отредактировать предпоследний или более ранний сегмент, можно удалить один-два сегмента, чтобы сделать его последним, но лучше отредактировать позже уже готовую кривую.

Для удаления сегментов нажимайте клавишу Del. Ее последовательные нажатия удаляют по одному сегменту за раз, начиная с последнего. После удаления или редактирования вы можете продолжить рисование дальше.

Чтобы разобраться в куче приведенных выше сведений, попробуем использовать их на практике, нарисовав несколько типов кривых.

Упражнение 2. Втягивание и вытягивание манипуляторов

Нарисуем кривую, состоящую из двух дуг и соединяющей их прямой (рис. 4).

  1. Первую кривую нарисуйте так же, как в предыдущем упражнении.

Рис. 4. Линия из двух дуг и прямой
  1. Щелкните на второй точке. При этом нижняя ручка манипулятора исчезнет - втянется в точку. Теперь из этой точки выйдет прямая. Точка при этом все равно останется гладкой, и при последующем редактировании вы сможете вытянуть из нее и второй манипулятор, если захотите.

  2. Щелкните на другом конце прямой, создав третью точку. Эта точка угловая, но мы сейчас превратим ее в гладкую.

  3. Снова щелкните на третьей точке и тащите указатель вверх, вытягивая таким образом из нее манипулятор. Когда он будет такого же размера, как манипуляторы первых двух точек, отпустите кнопку мыши. Обратите внимание, что при этом в инспекторе Объект высветилась другая кнопка - точка из угловой превратилась в гладкую.

  4. Четвертую опорную точку создайте безо всяких ухищрений, это обычная гладкая точка с двумя ручками. Для завершения линии щелкните в любом месте монтажного стола при нажатой клавише Ctrl.

Упражнение Кривая с угловой точкой
  1. Нарисуйте две опорные точки, как в упражнении 1.

  2. Теперь следует сделать вторую точку угловой (рис. 5). Откройте инспектор Объект нажатием клавиш Ctrl+I и щелкните на кнопке . Точка стала угловой, и теперь вы можете независимо менять обе ее ручки манипулятора.

  3. Нажмите клавишу Ctrl. Не отпуская ее, щелкните на направляющей точке нижнего манипулятора и перетащите его вверх. Можете точно совместить его со входящей ручкой или немного развести обе ручки в стороны, как показано на рисунке.


Рис. 5. Кривая с угловой точкой
  1. Постройте третью опорную точку обычным способом, и вы получите второй горб кривой.

Упражнение 4. Кривая с соединительной точкой
  1. Щелкните в первой точке, начав рисование отрезка прямой (рис. 6).

  2. Установите указатель на конец отрезка, создадим здесь соединительную точку. Нажмите клавишу Alt. Не отпуская ее, щелкните правой кнопкой мыши и тащите указатель вдоль прямой (от нее). От того, насколько вы вытянете манипулятор, зависит крутизна перехода от прямой к следующей кривой. Отпустите кнопку мыши.

  3. Создайте третью и четвертую точки, как обычные гладкие. Направление манипуляторов видно на рисунке.


Рис. 6. Кривая с соединительной точкой

Инструмент Безигон

Для облегчения рисования кривых Безье в программе FreeHand имеется инструмент с несколько странным названием Bezigon (Безигон). Это название - гибрид слова Bezie (Безье) и polygon (многоугольник).

Пользуясь этим инструментом, вы просто расставляете точки, выбирая только их тип, а кривизну FreeHand подбирает сам, сообразуясь со своими встроенными алгоритмами, и сам же создает нужные манипуляторы. Вы, конечно, можете регулировать эту кривизну, вращая и вытягивая ручки манипуляторов. Это можно делать либо сразу, либо потом, когда кривая уже будет нарисована.

Чтобы нарисовать точку какого-либо типа, проще всего просто щелкнуть в нужном месте, и сейчас же выбрать ее тип с помощью кнопок инспектора Объект:

  • - гладкая точка;
  • - угловая точка;
  • - соединительная точка.

Можно сразу расставлять точки нужных типов. Чтобы поставить угловую точку, надо просто щелкнуть. Для создания гладкой точки надо щелкнуть при нажатой клавише Alt. Если при этом щелкать не левой, а правой кнопкой мыши, получится соединительная точка.

Для того чтобы новая точка была создана в строго горизонтальном, строго вертикальном направлении или под другим углом, кратным 45°, ставьте ее при нажатой клавише Shift. Если вы хотите рисовать под другим углом, измените угол ограничения в окне Constrain (Ограничить).

Вы можете редактировать кривую по ходу рисования так же, как и при рисовании инструментом Перо, за некоторыми исключениями. Ручки манипулятора можно втягивать только с помощью кнопок инспектора Объект:

  • - втянуть входящую ручку манипулятора;
  • - втянуть исходящую ручку манипулятора.

Вытягивать ручки на ходу вообще нельзя. Это можно сделать только после того, как рисование кривой закончено (см. ниже).

Чтобы завершить линию, щелкните в любом месте при нажатой клавише Ctrl. Для создания замкнутого контура последнюю точку нарисуйте поверх первой.

Нарисовать этим инструментом плавную линию, состоящую из гладких точек, достаточно просто. Для примера нарисуем рыбу (рис. 7).


Рис. 7. Рисование инструментом Безигон
Упражнение 5. Рисование инструментом Безигон
  1. Выберите инструмент Безигон.
  2. Щелкните в крайней левой точке, помеченной углом. Этим вы создадите угловую точку.
  3. Следующие 5 точек, составляющие спину рыбы, поставьте при нажатой клавише Alt - это будут гладкие точки. После создания каждой точки проверяйте, не слишком ли предыдущий сегмент отличается от того, что вы хотите получить. Если он слишком выпуклый или слишком плоский, поворачивайте его исходящую ручку, держа нажатой клавишу Ctrl.
  4. Точку в середине хвоста (на рисунке она также помечена уголком) сделайте угловой, просто щелкнув в ней кнопкой мыши.
  5. Четыре точки на брюхе рыбы нарисуйте при нажатой клавише Alt, чтобы сделать их гладкими.
  6. Последнюю точку поставьте точно над первой точкой, щелкнув в ней, когда квадратик рядом с указателем станет черным.

Рисование Пером и Безигоном - два режима одного и того же процесса. Поэтому при рисовании одного контура вы можете переключаться между ними: в плавных местах рисовать Безигоном, а в местах, где крутизна резко меняется, - Пером. После окончания контура уже никто, даже сам FreeHand, не поймет, каким инструментом был создан контур: Пером, Безигоном или Карандашом, о котором речь пойдет сейчас.

Рисование "от руки"

Процесс рисования инструментом Freehand (От руки) похож на рисование карандашом или кистью на листе бумаги: линия повторяет траекторию движения указателя. С помощью этого инструмента довольно трудно нарисовать сразу что-нибудь приличное, поэтому вам дается возможность по ходу рисования стирать неудачные участки и продолжать их рисование.

При рисовании от руки FreeHand сам расставляет опорные точки, в зависимости от сложности вашей кривой. Затем вы сможете отредактировать их: передвинуть, удалить, добавить новые, покрутить манипуляторы кривизны.

Во FreeHand есть три режима рисования от руки: один обычный, когда рисуется линия (назовем его Карандашом), и два режима, когда вместо линии рисуется замкнутый контур. При его заливке получается имитация рисунка кистью или каллиграфическим пером, поэтому так и назовем эти две ипостаси инструмента: Кисть и Каллиграфическое перо. Кнопка инструмента в каждом режиме выглядит по-своему, поэтому можно, вообще-то, считать, что это три разных инструмента. Принципы рисования во всех трех режимах практически одинаковы.

Карандаш

Режим Карандаш используется по умолчанию, но если вы переходили на режим Кисть или Каллиграфическое перо, можно вернуть Карандаш, если дважды щелкнуть на кнопке и в диалоговом окне Freehand Tool (Рисование от руки) включить переключатель Freehand (От руки).

Упражнение 6. Рисунок Карандашом
  1. Чтобы начать рисование, выберите инструмент . Указатель мыши превратится в такой же крестик, как при рисовании инструментом Перо.

  2. Щелкните и ведите указатель, не отпуская кнопку мыши - "не отрывая руки". Нарисуйте таким образом какую-нибудь линию (рис. 6).

  3. Нажмите клавишу Ctrl. Ваш карандаш превратился в ластик. Теперь вы можете пройти назад по нарисованной линии и стереть ее неудачную часть.

  4. Отпустите Ctrl, и ластик снова станет карандашом. Продолжите свой рисунок. Учтите, что стереть можно только то, что нарисовано "не отрывая руки".

  5. Отпустите кнопку мыши. Как только кнопка отпущена, контур считается законченным, но вы можете всегда продолжить его рисование. Если установить указатель мыши точно на одну из конечных опорных точек контура, рядом с указателем появится значок (крошечный крестик) - это сигнал, что вы можете продолжить контур. Щелкните на этой точке и проведите линию дальше.

Для облегчения рисования прямых участков контура используйте клавишу Alt. Когда она нажата, линия перестает тащиться за указателем и вы можете свободно перемещать его, не рискуя испортить рисунок. Отпустите Alt, подобрав направление и длину прямого участка. Далее рисование продолжится обычным образом.

Если кроме Alt держать нажатой и клавишу Shift, прямая будет ограничиваться углами, кратными 45°. Эти углы могут отсчитываться как от нуля, так и от другого угла ограничения, который вы зададите в окне Constrain (Ограничить).

В окне Freehand Tool (Рисование от руки) можно выполнить некоторую настройку. Если установлен флажок Tight fit (Повторять точно), то полученная кривая Безье содержит максимальное число точек. Контур с большой точностью повторит движения вашей руки, но зато будет занимать больше памяти.

Если установить флажок Draw dotted line (Проводить пунктир), то в процессе рисования будет видна лишь пунктирная линия. Окончательный вид контур примет только после того, как вы отпустите кнопку мыши.

На рис. 8 вы видите этапы создания рисунка Карандашом. На первом рисунке всего один контур, на втором их уже 11, а на третьем - гораздо больше.


Рис. 8. Рисунок Карандашом

Кисть и Каллиграфическое перо

Для переключения на режимы Кисть или Каллиграфическое перо дважды щелкните на кнопке и в окне Freehand Tool (Рисование от руки) включите, соответственно, переключатель Variable Stroke (Волнистая линия) или Calligraphic Pen (Каллиграфическое перо).

Выбрав рисунок Кистью, вы сможете задать минимальную и максимальную ширину контура. Для этого служат два ползунка под общим названием Width (Ширина).

Если у вас есть планшет, чувствительный к давлению, то вы сможете менять толщину в процессе рисования, просто сильнее нажимая на стило. В случае обычного планшета или рисования с помощью мыши можно увеличивать ширину контура, нажимая на цифру 2 или на правую клавишу-стрелку, а уменьшать ее нажатием цифры 1 или левой стрелкой.

Рисунок каллиграфическим пером можно выполнять с постоянной или переменной шириной контура. В первом случае в окне Freehand Tool (Рисование от руки) в разделе Width (Толщина) включите переключатель Fixed (Фиксированная), во втором - Variable (Переменная). Ниже с помощью ползунка или вводом в текстовое поле задайте одну или две ширины контура (максимальную и минимальную).


Рис 9. Рисунок, выполненный Кистью

В разделе Angle (Угол) введите или установите на круге угол наклона пера. Например, если задать 90°, то вертикальная линия будет тоньше горизонтальной. На рис. 10 вы видите рисунок с наклоном пера 45°.

Для Кисти и Каллиграфического пера, как и для Карандаша, можно выбрать точность, с которой линия следует за движением указателя, и рисование пунктира (см. выше).


Рис. 10. Рисунок, выполненный Каллиграфическим пером

Кроме того, можно включить режим удаления обводки в местах, где контур пересекается сам с собой. Для этого надо установить флажок Auto remove overlap (Автоматически удалять наложение). В этом режиме рисование происходит медленнее и возможны накладки. Поэтому, вообще говоря, лучше проделать операцию удаления над готовым контуром, выделив его и выполнив команду Modify - Alter Path - Remove Overlap (Изменить - Изменить контур - Удалить наложение).

Принципы рисования Кистью или Каллиграфическим пером те же, что и у Карандаша. Так, прямые участки легче рисовать с помощью клавиш Alt и Shift, а удалять нарисованное - с помощью клавиши Ctrl (см. выше).

По окончании рисования рисунок представляет собой обычный замкнутый контур, который вы можете подправить, переместив какие-то опорные точки или изменив кривизну линии в них. О том, как это сделать, речь пойдет в следующим уроке.

По умолчанию этот контур имеет прозрачную заливку и черную обводку толщиной 1 пункт. Для сохранения иллюзии рисунка пером стоит залить его сплошной заливкой и сделать его обводку прозрачной или присвоить ей тот же цвет, что и заливке (как на рис. 10). Подробнее о том, как это сделать, см. урок 6.

Что нового мы узнали

В этом уроке мы усвоили такие понятия, как:

  • кривая Безье;
  • гладкая, угловая и соединительная точка Безье, она же опорная точка;
  • направляющая прямая;
  • направляющая точка;
  • манипулятор кривизны;
  • исходящая и входящая ручки манипулятора.

В этом уроке мы овладели следующими инструментами:

  • инструмент Pen (Перо);
  • инструмент Bezigon (Безигон);
  • инструмент FreeHand (Карандаш, Кисть, Каллиграфическое перо).

В этом уроке мы овладели следующими основными приемами:

  • перемещение опорных точек;
  • изменение кривизны линий вытягиванием и втягиванием ручек манипулятора;
  • изменение кривизны линий вращением ручек манипулятора;
  • изменение типа точки Безье;
  • удаление сегментов и точек по ходу рисования Пером или Безигоном;
  • стирание линии в ходе рисования Карандашом, Кистью или Каллиграфическим пером.

Полной версии книги на сегодняшний день нет в продаже, но вы можете оставить заявку, если заявок будет достаточно, возможно книга будет переиздана.(доступно только зарегистрированным пользователям)

Aвтор: Т. Панкратова
Источник: Издательский дом "Питер"

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100