Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Техника коллажа. Работа со шрифтами.Работу со шрифтами в композиции (и коллаже) можно рассматривать с двух точек зрения - технической и художественной. Вторая подразумевает результат или часть его, а первая - приемы и способы достижения результата. Современный стилевой и художественный дизайн предоставляет предоставляет авторам широчайшие возможности. Рассматривать в таком контексте работу только лишь Photoshop не имеет смысла, так как и другие графические пакеты обладают огромными возможности. Компьютерные шрифты по сравнению с рукописными (выполненными рукой художника-каллиграфа) имеют один недостаток (он же и их достоинство) - это неизменяемость начертания. Для применения в текстовом наборе (газеты, журналы и прочее) это большой плюс. Для акциденции (заголовков, подзаголовков и прочего) в обычном варианте также... Но в последние годы практически во всех видах носителей работа со шрифтом приобрела определяющий характер. Шрифт используется наравне с изображением не только для передачи пользователю смысловой текстовой информации, но и как элемент композиции, художественное средство. Иногда иллюстрация вообще строится на базе только шрифта с применением композиционных, трансформационных и оптических приемов и эффектов. В контексте этой статьи шрифт нам важен не как средство передачи смысловой
логической информации (мысли), а скорее как средство, помогающее создать или
полнее раскрыть какой-то эмоционально-чувственный образ. Любой алфавит в фазе своего становления и развития прошел путь от картинки до символа, символ (логический или образный смысл, определенное более или менее обобщенное понятие) воплощается в знаке или графеме. Вся тонкость нашего восприятия в том, что любой знак из знакомого нам алфавита мы наделяем уже готовым смыслом или понятием, а незнакомый (например, китайский иероглиф) мы рассматриваем как абстрактную картинку, в лучшем случае у нас где-то промеж ушей появляется ощущение восточной экзотики, и не более того... Пока мы работаем с понятиями, обозначающими реально существующие в этом мире предметы (СТОЛ, СТУЛ, ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА) - у нас все неплохо получается на уровне простых изображений, рисунков или фото. Но как только мы попытаемся изобразить образные или смысловые понятия на уровне эмоций, состояний (СОН, МЕЧТА, СТРАХ, ХОЛОД) - как тут же ощутим потребность в промежуточном средстве-носителе смысла или состояния. И зачастую нам нужен символ в виде обобщенного изображения - пиктограммы или набора графем, означающих слово. И для англичанина набор знаков СОН не будет тем, чем он является для нас. А вот набор SLEEP будет в самый раз. И дело даже не в самих графемах (французу, использующему латиницу, SLEEP тоже покажется не совсем тем, что нужно ему для обозначения этого понятия). Композиционная работа со шрифтом.Композиционные приемы шрифтовых композиций, как и всех других, зависят прежде
всего от идеи композиции. А идея определяет уже пластический
мотив, пространственное (или плоскостное) построение элементов композиции.
Пластический мотив можно выразить через схему. В данном случае - схема движения,
а вернее, нескольких движений. На встречном движении может быть построена схема
конфликта, столкновения, диссонанса. Если мы фоновые надписи соберем достаточно компактно, то у нас объявится третий объект в виде пятна, и нам уже надо будет озадачиться его компоновкой. Композиционные схемы в коллаже или в шрифтовой композиции мало чем отличаются от традиционных схем, применяемых в живописи или графике. При этом пятно шрифтового нагружения может выполнять как роль несущего информацию блока, так и чисто декоративную функцию. На следующем примере показано, как за счет пятна шрифтового блока и цветовых ухищрений можно создать ощущение чего-то зимнего (хотя и не понятно пока чего). Но стоит нам добавить пару узнаваемых естественных элементов, как тут же пейзаж становится осмысленным. Вот примерно так за счет пятен, ритма и цвета передается настроение и состояние на абстрактном уровне. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|