Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Wi-Fi -- беспроводное решение на многие случаи жизни?Можно назвать несколько технологий, бум которых ожидается в самое ближайшее время. Одна из них -- беспроводные сети 802.11b, она же Wi-Fi, претендующая на массовое внедрение сразу во многих сегментах. Впринципе, стремительно завоевывать рынок упомянутая технология начала еще в прошлом году, когда общемировой доход от продажи оборудования Wi-Fi по отношению к 2000 г. увеличился почти в два раза -- с 600 млн. долл. до 1,1 млрд. (по оценкам аналитической фирмы IDC). Сегодня эксперты называют несколько наиболее перспективных для Wi-Fi сегментов. Первый -- рынок потребительской электроники. Согласно данным Cahners In-Stat/MDR из 4 млн. узлов, установленных в домашних беспроводных сетевых средах, 70% пришлось на узлы на базе 802.11b. Соответственно, доля другой технологии -- HomeRF -- уменьшилась до 30% в сравнении с приблизительно 45% в 2000 г., причем экспертами прогнозируется дальнейшее ее сокращение (правда, производители, многие из которых поддерживают оба стандарта, высказывают мнение, что места на рынке вполне достаточно для них обоих, тем более что HomeRF с некоторых точек зрения, по их заявлениям, гораздо привлекательнее, нежели Wi-Fi). Среди основных движущих факторов, способствующих массовому внедрению Wi-Fi, отмечается быстрое снижение стоимости продуктов на ее основе: так, на текущий момент цена базовой станции находится в диапазоне $150--200, а сетевые карты предлагаются менее чем за $100. Здесь же отметим, что ведущими поставщиками оборудования для беспроводных сетей на мировом рынке SOHO по итогам прошлого года, согласно оценкам Synergy Research Group, стали Linksys (21,1% общих объемов продаж), Buffalo Technology (20,2%) и D-Link (10%). Кроме того, немалый вклад в рост популярности рассматриваемой технологии внесли широкое распространение ноутбуков, оснащаемых средствами Wi-Fi в стандартной комплектации, и встроенная поддержка Wi-Fi в последней версии Windows -- Windows XP. Многие крупнейшие западные провайдеры Internet рассматривают Wi-Fi как один из ключевых элементов в своей стратегии продвижения широкополосных служб, предполагая, что домашние беспроводные сети будут использоваться главным образом для обеспечения разделяемого доступа к Web. "Основной силой, подталкивающей домашних пользователей к развертыванию беспроводной сети, является необходимость в совместном доступе к Internet, а также к нескольким компьютерам и периферийным устройствам", -- отмечает вице-президент компании EarthLink Эрика Джолли (Erika Jolly). Однако подобная точка зрения считается справедливой лишь для ближайшей перспективы. Если же говорить о более далеком будущем, то, как полагают большинство специалистов, основным предназначением домашних беспроводных сетей станет взаимодействие между бытовыми электронными устройствами. "Действительно, в течение предстоящих одного-двух лет домашние сети будут применяться в основном для обмена данными или разделяемого доступа к файлам и Internet-соединениям, -- говорит аналитик Frost & Sullivan Вай Синг Ли (Wai Sing Lee). -- Но вот что касается более отдаленного времени, скажем трех--пяти лет, то тут, вероятнее всего, произойдет сдвиг в сторону "включения в сеть" таких устройств, как музыкальные стереосистемы, игровые консоли, телевизионные приставки и т. д., обусловленный желанием людей иметь прозрачный доступ и к информации, и к развлечениям". Второй перспективный для Wi-Fi сегмент представляет собой полную противоположность домашним сетям -- это вычислительные среды предприятий. К примеру, согласно результатам опроса, проведенного аналитической фирмой Sage Research, в течение нынешнего и следующего года приступить к развертыванию беспроводных систем планируют около половины американских фирм. Причем приоритетными движущими факторами тут являются обеспечение постоянного прозрачного доступа к сетевым ресурсам пользователям ноутбуков и карманных ПК (не персональных электронных секретарей) и уменьшение потребности в перестройке кабельной инфраструктуры при проведении модернизации. Соответственно ожидается, что одной из наиболее популярных "корпоративных" технологий станет все та же Wi-Fi. Правда, как отмечают наблюдатели, на пути внедрения данной технологии на предприятиях стоит одна заметная проблема -- безопасность. Разработанная для ее решения некоторое время назад схема шифрования Wired Equivalent Privacy (WEP), предполагающая применение 40-битового ключа, считается не особо надежной. Однако в последние месяцы все чаще звучат предложения использовать для защиты беспроводных сетей средства VPN (Virtual Private Network) либо какую-либо 128-битовую схему. В любом случае высказывается мнение, что в ближайшее время все сложности будут устранены, тем более что многие администраторы не считают беспроводные среды намного уязвимее проводных. Кроме того, не стоит забывать, что радиус доступа к WLAN сильно ограничен, а потому подобраться к ней потенциальному взломщику не так-то просто даже физически. Стоимость решений на базе Wi-Fi тоже вполне привлекательна: сейчас цена базовой станции корпоративного класса составляет менее $400, а сетевой карты -- немногим более $100. Лидирующими же поставщиками технологий для беспроводных сетей масштаба предприятия по итогам 2001 г. являются Cisco Systems (31,1% общего оборота), Agere Systems (20,4%) и Symbol Technologies (11,6%) -- оценка Synergy Research Group. Ну и еще один сегмент, во многом переплетающийся с предыдущим, -- службы беспроводного доступа к Internet в публичных местах, таких, как аэропорты, вокзалы, выставочные центры и т. п. В чем здесь заключается связь? Да в том, что проектируются они главным образом в расчете на корпоративных мобильных пользователей (хотя в дальнейшем не исключается их развертывание в местах отдыха, например в кафе). "В то время, как сотовые телефонные сети представляют собой решение, в большей степени ориентированное на массового потребителя, развитие систем "публичного" широкополосного доступа к Internet, за исключением специализированных киосков, стимулируется преимущественно потребностями пользователей из сферы бизнеса", -- подчеркивает аналитик Cahners In-Stat/MDR Эми Крэвенс (Amy Cravens). Соответственно во многом перспективы подобных систем зависят от того, насколько быстро будут крупные компании внедрять у себя технологии VPN, переводить своих сотрудников на ноутбуки и PDA и т. д. Нельзя не упомянуть, что одно из достоинств Wi-Fi в сравнении, скажем, с мобильными сетями 3G заключается в том, что используемая ею полоса радиочастот (около 2,4 GHz) не требует лицензирования ни в Соединенных Штатах, ни в Европе. Одним из первых примеров масштабного решения для доступа к Internet по беспроводным соединениям на базе Wi-Fi является служба, которая была недавно запущена фирмой Boingo Wireless, основанной, к слову, создателем EartLink Скаем Дейтоном (Sky Dayton). Она охватывает крупнейшие аэропорты и гостиничные сети США, но использует инфраструктуру других компаний, заключивших с Boingo соответствующие партнерские соглашения. Когда абонент службы попадает в зону действия какой-либо из базовых станций, на экране его системы "всплывает" кнопка Connect, инициирующая процедуру установления соединения с Сетью. Ради интереса упомянем о расценках. Boingo предлагает три тарифных плана: Boingo Pro (месячная абонентская плата $24,95, включающая доступ в течение любых 10 дней, плюс $4,95 за каждый дополнительный день), Boingo Unlimited (неограниченный доступ за абонплату $74,95) и Boingo As-You-Go ($7,95 за доступ в течение одного дня). Согласно прогнозам Cahners In-Stat/MDR в 2005 г. оборот на мировом рынке услуг беспроводного доступа к Internet в публичных местах достигнет почти 225 млн. долл. в сравнении с 3,9 млн. долл. в прошлом году. Ну а что касается рынка оборудования Wi-Fi вообще, то тут, как полагают эксперты другой аналитической фирмы -- InfoTech Trends, объем продаж на тот момент будет составлять 4,1 млрд. долл. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|