Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Из ИТ в лагерь?Недавний отчет, выпущенный кадровой компанией Challenger, Gray & Christmas, вызывает достаточно противоречивые эмоции. С одной стороны, количество увольнений в интернет-компаниях в августе упало на 44% по сравнению с июлем. С другой, число закрывшихся фирм выросло на 133%. Глава CGC Джон Челленджер заявил, что кризис в интернет-бизнесе близок к завершению, но выравнивание рынка будет "долгим и сложным процессом". По его мнению, мы еще станем свидетелями закрытия достаточно большого количества фирм, связанных с интернет-бизнесом, так как некоторые продолжают держаться на плаву, но фактически уже обречены. За последний год закрылось около 248 "дот-комов", а с января в данном секторе работу потеряло 87 795 человек. Недавно в Кремниевой долине открылся центр для потерявших работу сотрудников высокотехнологических кампаний, получивший название Recession Camp. Всем известная склонность американцев к групповой терапии получила новое выражение в этом своеобразном лагере беженцев от ИТ. Здесь, по замыслу его основателей, человек, оставшийся без работы, может встретить новых друзей, а главное, товарищей по несчастью. И понять, что все на самом деле не так ужасно. Один из основателей лагеря Эндрю Бреннер, бывший сотрудник коммуникационной компании Mspect, пояснил: идея создания подобного сообщества родилась у него в тот момент, когда он понял, что ему нужны люди, с которыми он мог бы общаться не только в выходные, так как все его старые знакомые пять дней в неделю проводят на работе. Еще более открыто сформулировал идеологию лагеря Дейв Моррис, бывший консультант по интернет-стратегии EventZero. "Если уж никто пока не хочет брать тебя на работу, почему бы просто не расслабиться и не повеселиться, пока есть время", — заявил он. Джон Челленджер отметил, что кризис уже докатился до самых крупных игроков рынка, например AOL (недавно компания заявила о сокращении 1 200 рабочих мест). Не так давно Walt Disney Internet Group уволила 135 человек в ABC.com и ABCNEWS.com. В январе этого года Walt Disney также объявляла о сокращении 400 служащих и закрытии убыточного портала Go.com. "Большие игроки смогли выстоять во время бури благодаря своим позициям в бизнесе, финансовым ресурсам и другим факторам, но это не значит, что проблемы обошли их стороной", — сообщил он. По мнению Челленджера, в ближайшее время могут прийти сообщения о новых сокращениях в штатах крупнейших игроков рынка. Неблагополучно обстоят дела и у вендоров. Компании Toshiba, NEC, Hitachi, Fujitsu объявили о сокращениях и реструктуризации, причем планируется увольнять сотрудников, работающих на территории Японии. Xerox объявила сегодня о сокращении еще четырех тысяч человек в первом квартале, что составляет 4,5% от общего числа занятых, и последующих увольнениях во втором полугодии. Около 2 тыс. человек было уволено в последние недели прошлого года. Такие меры вызваны убытками компании в последнем квартале 2000 года, которые составили 198 млн. долларов. Некоторые компании пытаются смягчить антикризисные меры, например не увольнять сотрудников, а отправлять их в отпуск. Например, Hewlett-Packard попросила персонал взять дополнительные восемь выходных до осени этого года или добровольно отказаться от части зарплаты. HP уже прибегала к подобным мерам в октябре. Руководство также приняло решения отказаться от ряда других статей расходов, в частности от бесплатных машин для руководителей, и ограничить разговоры по служебным сотовым телефонам. HP — не единственная крупная американская ИТ-компания, решившая прибегнуть к подобным мерам для повышения прибыльности. Один из крупнейших производителей микросхем National Semiconductor в прошлом квартале попросил сотрудников взять по пять лишних выходных, а Philips Semiconductor отправила рабочих одного из заводов в отпуск на три недели. Руководство Dell Computer "подарило" работникам пять неоплачиваемых выходных. Среди других компаний, решивших принять подобные меры, — Sun Microsystems, Applied Materials, Adobe Systems и Xilinx. "Эта тактика восходит к основателям компании Билли Хьюллету и Дейву Паккарду, — заявила представитель HP Сьюзетт Стефенс. — Такие шаги позволяют избежать более серьезных мер". Несмотря на это, компании все же пришлось недавно уволить 1,7 тыс. сотрудников. Также руководство HP попросило менеджеров компании подождать пока с повышениями зарплат, а также воздержаться от найма временных сотрудников. Back to the USSR Пока во всем мире крупнейшие ИТ-компании сокращают десятки рабочих мест, в России по-прежнему достаточно высок спрос на квалифицированных специалистов. Правда, наибольшее количество людей привлекают компании, ориентированные на западный рынок, которым нравится высокая квалификация местных работников и достаточно демократичные стандарты оплаты труда. По данным Brunswick Warburg, в 1999 году в стране было задействовано в оффшорных услугах по компьютерному программированию 70 миллионов долларов при мировом годовом обороте 560–580 миллионов долларов. Международный институт Мак-Кинси в свою очередь сообщает, что оффшорный программный бизнес в России увеличивается на 50% в год. Однако многие компании все еще с осторожностью доверяют проекты российским предприятиям. Эти опасения связаны с вероятностью столкнуться с негибким менеджментом, неспособностью выполнить условия контракта, языковыми и культурными барьерами и незащищенностью конечного продукта. Полноценной альтернативой проектам по аутсорсингу для оффшорных предприятий, которые завоевали большую популярность за последние несколько лет, является вывод персонала за штат (staff leasing), считают представители компании Kelly Services. Вместо того чтобы делегировать весь проект оффшорной компании и, таким образом, передавать ей контроль за производимыми операциями, компания-клиент оформляет свой персонал в штат агентства по подбору персонала, но остается непосредственным руководителем и принимает участие во всех аспектах работы над проектом, начиная с подбора команды. Агентство, которое предоставляет услуги по выводу персонала за штат, в дальнейшем координирует работу отобранной бригады, выполняя функцию отдела кадров и бухгалтерии. Помимо этого оно занимается административными вопросами, отвечает за соблюдение трудового законодательства и, наконец, общается с государственными органами. Рост лизинга персонала по часам По словам директора компании ComTel Personnel Любови Куликовой, в результате спада в секторе ИТ в США и Европе в России появляется все больше высококвалифицированных специалистов, в поисках работы вернувшихся из-за границы. "Мы часто получаем резюме очень хороших специалистов, проработавших несколько лет в западных компаниях. Такие сотрудники обычно без труда находят работу в России, единственной проблемой остается то, что местные компании не могут предложить им заработную плату, сопоставимую с той, что они получали в США или Европе", — пояснила Куликова. Уровень зарплат в российском ИТ-секторе также не пострадал от негативных известий, приходящих с Запада. Более того, по словам Куликовой, размер зарплат по большинству позиций постепенно растет и сейчас достиг докризисного уровня. Хорошо квалифицированные ИТ-специалисты очень редко оказываются в ситуации, когда они вынуждены искать работу. Работодатели и кадровики буквально сами к ним "приходят”, зачастую используя нестандартные методы поиска специалистов. Кандидаты, пользующиеся наибольшим спросом, — это люди с опытом работы в западной компании в течение нескольких лет, свободно владеющие иностранным языком. Как правило, найти такого специалиста — большая удача: у них всегда есть хорошо оплачиваемая работа и они не ищут ничего другого, пояснил Мэтью Игел, генеральный директор Kelly Services CIS. С этим согласна и Любовь Куликова: "Хороший специалист работу не ищет, она ищет его сама”. Что же касается профессионалов среднего уровня, то для них среднее время поиска работы составляет около месяца. При этом учитывается и то время, которое они тратят на общение с потенциальными работодателями: собеседования, ожидание решения компании и проч. В последнее время ИТ-компании и кадровые агентства проявляют большой интерес к начинающим специалистам. Отчасти это объясняется тем, что опытные ИТ-специалисты более консервативны и медленнее усваивают новые технологии. Выпускники же имеют хорошее образование, необходимые навыки, у них значительно ниже ожидания по зарплате и социальным льготам. Желание привлекать выпускников вылилось в большое количество договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями ИТ, работающими на рынке аутсорсинга. Компании пытаются наладить контакт с подающими надежды студентами-программистами старших курсов для того, чтобы сразу после окончания вуза взять их на работу. Кроме того, эти фирмы сотрудничают с университетами, организуя специальные тренинги для студентов и приглашая их на стажировку в компании. Так что перспективные студенты обеспечивают себя работой еще до окончания вуза. Спрос на российских специалистов будет достаточно высок на рынке ИТ, считают специалисты Kelly Services. Индустрия аутсорсинга продолжит развиваться быстрыми темпами. Существующие компании будут расширяться, появятся новые, в результате спрос на квалифицированных специалистов возрастет. Рост спроса, наряду с продолжающимся отъездом специалистов за границу, приведет к тому, что работодатели будут предъявлять гораздо более низкие требования к кандидатам, в то время как ожидания последних по зарплате и социальным льготам повысятся. Услуга вывода персонала за штат будет еще более востребована, особенно аутсорсинговыми компаниями и другими организациями, занимающимися программными разработками на отечественном рынке ПО. "Охота за головами" станет наиболее эффективным методом поиска высококвалифицированных специалистов, что приведет к росту роли кадровых агентств. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|