Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Бизнес-образование: Кампус. Агитация молодежиСколько человек на место? Обострившаяся конкуренция на рынке труда западных стран подтолкнула многих менеджеров к идее вновь сесть за парту. В этом году Чикагская бизнес-школа вдвое увеличила количество мест - с 36 до 78, и все-таки количество претендентов на одно место достигало пяти человек. В других бизнес-школах наблюдается похожая ситуация. "Пожалуй, у нас никогда еще не было такого количества желающих", - говорит Энн Макгилл, профессор бизнес-школы при Чикагском университете. В школе Келлогг при Северо-Западном университете число абитуриентов, подавших заявки на первый этап конкурса, выросло в этом году на 68% , по словам Мишель Роджерс, заместителя декана и главы приемной комиссии школы. "Быть может, после первого этапа это количество и сократится, но школа все равно явно выиграла от наметившегося в экономике спада и конца "доткомовской" эры", - считает Роджерс. Между тем выгодность сложившейся ситуации для бизнес-школ можно было бы поставить под сомнение: число предложений о трудоустройстве уже начавших обучение студентов в США сократилось на 20 - 30%. О сокращении набора выпускников заявили, в частности, ряд консалтинговых компаний, куда традиционно уходила работать немалая часть выпускников. Кроме того, возрастной состав новой волны желающих получить степень MBA вряд ли особенно радует бизнес-школы, ведь многие из этих людей уже проработали по нескольку лет в различных компаниях. Именно людей, возраст которых достиг или почти достиг 30 лет, бизнес-школы, похоже, уже не так рады видеть среди своих студентов, как раньше. Трудный возраст Бизнес-школы обеспокоены, что за последнее десятилетие сложилась тенденция "старения" их студентов. В поисках диплома за парту нередко садятся и 50-летние руководители, уже преуспевшие в своем бизнесе, в головах которых какие бы то ни было теоретические знания остались на уровне средней школы. Многие учащиеся давно обзавелись семьей. По мнению Энн Макгилл, это может вызвать серьезную проблему. "Если выдергивать с рабочих мест менеджеров 30-летнего возраста, вместо того чтобы дать им возможность получить те же знания в самом начале их карьеры, это может сказаться на бизнесе и экономике в целом", - утверждает она. Чем раньше студент бизнес-школы начинает обучение, тем легче он усваивает программу: в 28 лет довольно трудно снова возвращаться на школьную скамью. С другой стороны, для многих людей приближающееся 30-летие является достаточно проблемным возрастом. Немало менеджеров, работающих в международных компаниях, именно к этому времени решают получить степень MBA. В то же время работодатели боятся отпускать ценных работников. Для этого у компаний есть основания. По статистике, меньше половины выпускников бизнес-школ продолжают работать в компании, которая направила их на учебу. Например, 61% студентов-европейцев, получив престижный диплом, покидает родную компанию. Решающим критерием для выпускников часто оказывается способность или неспособность компании использовать полученные ими новые знания и по достоинству оценить их возросшую квалификацию. Понятно поэтому, что, с точки зрения работодателя, вопрос о спонсировании обучения менеджера в бизнес-школе практически всегда мучителен. Многие компании так и не идут на риск. А чтобы удержать инициативного сотрудника, они продвигают его внутри корпорации. Многие абитуриенты не попали в бизнес-школы просто потому, что побоялись или не захотели оставить перспективную в карьерном плане работу в возрасте 27 - 28 лет. Для тех, кому за 30? Существует мнение, что оптимальный возраст абитуриентов бизнес-школ - 27 - 28 лет. Остается неясным, откуда оно взялось. Не исключено, что оно сложилось по недоразумению, говорят представители бизнес-школ. Вполне возможно, что сами абитуриенты, изучая информацию, публикуемую бизнес-школами, видят средний возраст студентов и считают себя слишком юными для поступления. Похоже, у академических юношей, только что покинувших студенческую скамью, теперь есть больше возможностей затмить на семинарах своих умудренных корпоративным опытом коллег. Несколько месяцев назад представители приемных комиссий 10 ведущих американских бизнес-школ провели в четырех городах (Нью-Йорк, Атланта, Пало-Алто и Лос-Анджелес) презентации своих учебных заведений. Десятку составили бизнес-школы при Гарвардском, Колумбийском, Стэнфордском, Чикагском, Массачусетсском и других университетах Соединенных Штатов. На встречах с представителями бизнес-школ было заметно, насколько аудитория, состоявшая из абитуриентов, помолодела по сравнению с предыдущими годами. Если раньше заявление в бизнес-школу подавали, как правило, менеджеры со стажем работы, чей возраст уже приближался к 30, то на нынешнюю презентацию пришли молодые люди, всего пару лет назад окончившие университетский курс. Сравнительно юный возраст аудитории на презентациях объясняется тем, что они проводились в рамках совместного проекта главных американских бизнес-школ под названием "Карьерная инициатива молодежи". Проект предложила Гарвардская бизнес-школа. Его цель - разоблачение устоявшегося мифа, что для поступления в бизнес-школу необходимо иметь солидный опыт работы. Брит Дьюи, глава приемной комиссии Гарвардской бизнес-школы, подчеркивает, что университет никогда не настаивал на формальном требовании иметь солидный трудовой стаж. По ее словам, это условие всегда представлялось руководству лишним. "Совершенно не в наших интересах, чтобы люди убивали время в ожидании, когда они достаточно постареют для поступления в бизнес-школу", - соглашается с ней Энн Макгилл. Гарвардская школа усиленно пытается привлечь молодежь уже второй год. Но, по словам Дьюи, говорить о каких-то конкретных результатах нововведения пока рано. "Это долгосрочный проект", - объясняет она. Хотя, по ее словам, уже в этом году средний возраст поступивших был меньше 27 лет. Возможно, особенно важно для бизнес-школ, стремящихся заполучить молодых студентов, привлечь молодых женщин. Практика показывает, что женщинам 27 - 28 лет вкладывать свою энергию и деньги в дорогостоящее обучение в бизнес-школе еще сложнее, чем их ровесникам-мужчинам. До недавнего времени американские бизнес-школы были не слишком благосклонны к абитуриентам женского пола. По данным МВА2001, ежегодного рейтинга программ МВА, публикуемого Financial Times, из ведущих американских школ только в Стэнфорде количество студенток достигает 40%. В Колумбийском университете их 35% , в Гарварде - 32% , в Уортоне - 28% , в Дартмуте - 31% , в Чикаго - 26%. Профессор Макгилл надеется, что тенденция к раннему построению карьеры приведет в бизнес-школы больше женщин, которые сегодня выбирают для себя, скажем, юридическую сферу. Впрочем, Макгилл отрицает, что новая инициатива означает смену возрастных или половых приоритетов ведущих американских бизнес-школ. "Основной смысл нашей инициативы - не только открыть путь к MBA для молодых студентов, но и показать, что получить высшее бизнес-образование можно в любом возрасте, - говорит Макгилл. - Мы задумались над тем, какой возраст больше всего подходит для поступления в бизнес-школу, и пришли к выводу, что подходит любой". Наталья Кун |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|