На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Образование и карьера
Разделы в "Образование и карьера":
MBA

Вперед полным ходом

     Спрос на МВА по-прежнему велик. Многие искренне считают, что эта степень решит чуть ли не все проблемы. Но самые умные уже давно уяснили, что, во-первых, не во всякую бизнес-школу стоит поступать, а во-вторых, что будущее за специалистами-профессионалами. Поэтому выбирают не МВА вообще, а специализированную, и только в той школе, которая этой специализацией славится.

     Сливки собираются на Западе

     Специалистов широкого профиля выпускает только так называемая USA Magic 7 (M7: Harvard, Kellogg, Stanford, Wharton, Columbia, MIT, Chicago) плюс две европейские школы - LBS и INSEAD. Они берут людей с любым опытом и, что называется, открывают все двери. Считается, что обучение в одной из этих школ, вне зависимости от специализации, обеспечит стопроцентное трудоустройство.
     Понятно, что поступают в эти школы только самые лучшие и подготовленные.      Остальные школы в той или иной мере специализированы: они ориентированы на определенную сферу (маркетинг, консалтинг, финансы) или на определенный регион. Подавая документы туда, надо быть уверенным, что специализация вам подходит (или наоборот - вы подходите школе).
     Однако не каждый поступающий в бизнес-школу ясно представляет себе, чем хочет заниматься по окончании. По статистике компании МВА Consult, более 70% россиян поступают на MBA, чтобы сменить род деятельности. Кроме того, поскольку российские компании редко оплачивают обучение сотрудников, многие выбирают МВА, чтобы "развязать себе руки" - расширить карьерные возможности по окончании.
     Случается и такое. Человек выбирает специализацию, например, инвест-менеджмент. Потом в школе начинаются презентации рекрутеров, знакомство с работодателями и человек понимает, что ему было бы интереснее заниматься чем-то другим. Кто-то очень удачно сказал, что на встречах с рекрутерами студенты чувствуют себя, как дети в гипермаркете конфет: столько всего заманчивого, но что же выбрать.
     Но все же многие слушатели МВА - люди взрослые и опытные - знают, чего хотят. Они используют свой предыдущий опыт и предпочитают и дальше работать в той же сфере, но только на другой - более высокой - позиции. Резкий рывок вперед - карьерный и финансовый - один из главных мотивов поступающих на МВА.
     И хотя специализаций МВА достаточно много (см. ниже), а внутри каждой есть более узкие сектора, российские студенты предпочитают две - финансы и general management, другие сферы запрашиваются значительно реже. Имеет смысл подавать документы в бизнес-школы, лучшие по данной специализации (см. таблицы). Выпускники "топовых" бизнес-школ даже через пять - семь лет после окончания получают на десять, а то и сорок процентов больше, чем выпускники школ неэлитных. По мнению руководителя MBA Consult Вячеслава Давиденко, основное и существенное отличие школ первой десятки от остальных заключается совсем не в профессуре или рейтингах. Элитные бизнес-школы, именно в силу своей элитности имеют возможность отбирать самых лучших, самых сильных, самых перспективных студентов. При этом бывшие слушатели спустя пять лет зарабатывают больше денег не потому, что окончили престижную школу, а потому, что в этой школе учатся потенциально более сильные студенты. "Поэтому большое отличие наших школ от западных в том, что западная школа как бы собирает сливки со всего мира - самых ярких, неординарных, чего-то добившихся людей", - резюмирует Вячеслав Давиденко.      Ситуация с трудоустройством в России и за рубежом с каждым годом меняется, и достаточно сложно спрогнозировать, что произойдет через несколько лет. По мнению г-на Давиденко, два года назад возвращалось 10% выпускников западных бизнес-школ, а в следующем году вернется 40%. Связано это с тем, что в настоящий момент на Западе переизбыток специалистов со степенью МВА, а в России их не хватает. Дошло до того, что в августе "большая пятерка" аудиторско-консалтинговых компаний мира (Accenture, Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers) официально объявила, что этой осенью отказывается от набора новых сотрудников из числа выпускников МВА. Однако российских подразделений названных компаний это решение не коснулось - они продолжают увеличивать штат (в то время как на Западе его повсеместно сокращают). И только сейчас России начали требоваться именно узкие специалисты-профессионалы. Специализация, полученная в бизнес-школе, оказывается весьма кстати.

     К российской действительности адаптирована

     У западной бизнес-школы остается право выбора: принять или не принять претендента. В России потенциальные слушатели программ МВА пока еще сами принимают решение, какой школе отдать предпочтение.
     Критерии выбора следующие: известность и авторитет бизнес-школы и рекомендации выпускников, содержание программы, совпадение специализации программы с личными интересами, наличие государственного диплома, возможность выбора специализации, контингент коллег-слушателей, организация учебного процесса.
     Компаний, которые оплачивают обучение своих сотрудников по программе МВА, в России на порядок больше, чем тех, которые отправляют работников получать западный вариант степени. И это понятно: фирмам, позиционирующимся на рынке России, нужны грамотные специалисты, знающие местную специфику. Такие слушатели не затрудняются с выбором специализации, ясно представляют себе дальнейший должностной и финансовый рост.
     Если говорить о формальных перспективах карьерного роста, то они примерно одинаковы как у выпускников общих программ, так и у выпускников программ со специализацией. Общая программа дает более широкие возможности, в то время как программа специализированная повышает шансы именно в конкретной сфере.
     За последние годы и среди российских бизнес-школ появились свои "топовые" - это те, кто уже больше десяти лет на рынке.
     Институт бизнеса и экономики совместно с California State University, Hayward предлагает единственную в России программу МВА, получившую аккредитацию AACSB в США. Специализации - "Бизнес и экономика", "Финансы", "Маркетинг". Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" известна программами, аккредитованными London Guildhall University: "МВА-финансы" и "МВА-маркетинг". В ВШМБ пять специализаций: стратегический менеджмент и предпринимательство, управление финансами, управление внешнеэкономической деятельностью, маркетинг, малый и средний бизнес. Международный институт менеджмента ЛИНК предлагает многоуровневую систему подготовки на основе программ Британского открытого университета и программы МВА ЛИНК по российскому стандарту. В магистратуре МЭСИ готовят управленцев, хорошо разбирающихся в человеческих ресурсах и финансах, антикризисном и стратегическом менеджменте, логистике, маркетинге. Это обучение по классической программе General МВА. В Институте бизнеса и делового администрирования предлагаются программы "Стратегическое управление", Executive MВА и General МВА.
     Как точно заметила декан факультета магистерской подготовки МЭСИ, профессор Элеонора Вадимовна Вергилес, в России карьера менеджера зачастую складывается своеобразно. Успешного маркетолога "повышают", назначая вице-президентом по стратегическому развитию или передавая в его ведение службу логистики и т.п. Подобное назначение может стать карьерным взлетом, а может и привести к провалу. Чтобы последнего не случилось, узкой специализации порой недостаточно. Необходимы разносторонние знания и навыки в области экономики и управления.

     Портрет идеального кандидата на поступление в западную бизнес-школу

     Молодой человек 26-29 лет, работающий в западной компании, офис которой расположен в Лондоне или Нью-Йорке. Он свободно говорит по-английски, на момент отправки документов два-три года поработал за границей и у него есть опыт работы в известных компаниях. Среди его рекомендателей один из его боссов. А помимо работы, он еще активно занимается какой-то общественно-полезной деятельностью. Это разносторонний человек, у которого есть хобби, увлечения. Он интересен другим людям не только как специалист в своей профессиональной области, но и просто как собеседник.

     Специализации МВА

     Финансы, маркетинг, информационные технологии, управление человеческими ресурсами, бизнес-исследования, консалтинг, управление производством, стратегический менеджмент, гостиничный менеджмент, внешнеэкономическая деятельность.

Десять лучших школ по специализациям (рейтинг газеты Financial Times, 2001)

Финансы

1. University of Pennsylvania: Wharton
2. University of Chicago GSB
3. University of Rochester: Simon
4. Rice University: Jones
5. Colombia University GSB
6. New York University: Stern
7. Purdue University: Krannert
8. Indiana University: Kelley
9. Yale School of Management
10. University of Toronto: Rotman

Бизнес-исследования (США)

1. Harvard Business School
2. University of Pennsylvania: Wharton
3. University of Chicago GSB
4. Stanford University GSB
5. Colombia University GSB
6. University of Michigan Business School
7. University of Maryland: Smith
8. MIT: Sloan
9. University of California at Berkley: Haas
10. UCLA: Anderson

Бизнес-исследования (Европа)

1. London Business School
2. INSEAD
3. Nottingham University Business School
4. IMD
5. Leeds University Business School
6. University of Bath School of Management
7. Imperial College Management School
8. Norwegian School of Management
9. University of Oxford: SAID
10. University of Bradford Management Centre

Предпринимательство

1. Babson College: FW Olin
2. UCLA: Anderson
3. University of California at Berkley: Haas
4. Instituto de Empresa
5. University of Southern California: Marshall
6. Stanford University GSB
7. University of Maryland: Smith
8. University of Texas at Austin
9. Rice University: Jones
10. Southern Methodist University: Cox

Общее управление

1. University of Virginia: Darden
2. Dartmouth College: Tuck
3. University of Western Ontario: Ivey
4. Harvard Business School
5. IMD
6. University of Michigan Business School
7. University of North Carolina: Kenan-Flagler
8. Northwestern University: Kellogg
9. IPADE
10. Duke University: Fuqua

Информационные технологии

1. University of California at Irvine GSB
2. Carnegie Mellon University
3. MIT: Sloan
4. University of Maryland: Smith
5. University of Texas at Austin
6. Instituto de Empresa
7. Rotterdam School of Management
8. University of California at Berkley: Haas
9. University of Illinois at Urbana-Campaing
10. Texas University: Mays

Десятка лучших бизнес-школ мира (Financial Times, 2001)

Название Страна
1. University of Pennsylvania: Wharton США
2. Harvard Business School США
3. Stanford University GSB США
4. University of Chicago GSB США
5. Columbia University GSB США
6. MIT: Sloan США
7. INSEAD Франция
8. London Business School Великобритания
9. Northwestern University: Kellogg
10. New York University: Stern США

Редакция благодарит компанию MBA Consult, Высшую школу международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ, магистратуру МЭСИ и Московскую международную высшую школу бизнеса "МИРБИС" за помощь в подготовке материала.

Мария Степаненко
Журнал "Обучение за рубежом": № 10 октябрь, 2001

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100