Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Чего хотят от выпускников МВА компании-рекрутеры?Меняется рынок – меняются требования Ситуация на рынках и в области технологий быстро меняется, что не может не влиять на деятельность рекрутеров. Часто компании ищут в будущих сотрудниках особое сочетание навыков и умений, причем эти требования меняются, отражая перемены на рынке. В середине 1990-х годов был огромный спрос на выпускников МВА со знанием немецкого языка – многие ведущие немецкие компании хотели «приобщиться» к интернациональной культуре и распространить свое влияние на восточно-европейские страны, где на немецком языке говорят многие люди. Затем последовал спрос на выпускников, способных успешно работать на стремительно растущих рынках Китая и других стран тихоокеанского региона, причем кандидаты должны были владеть знанием соответствующих языков и иметь представление о жизни в данных странах. Столь быстрые изменения привели к тому, что некоторые отделы трудоустройства начали жаловаться: у них возникали проблемы с определением того, что же нужно работодателям, появились подозрения, что работодатели сами не знают, что ищут. Было лишь общее пожелание относительно знаний и умений, а также тенденция нанять человека на конкретную работу, а не того, кто собирается делать карьеру. Преподаватели могут объяснить, что все работодатели сталкиваются с беспрецедентными переменами, поэтому политика рекрутинга должна отражать необходимость гибкого подхода к решению проблемы. Большинство компаний рассматривает долгосрочную карьеру как роскошь, которую уже невозможно предложить своим сотрудникам. Меняется отношение Кажется, работодатели уже не сомневаются в способностях выпускников МВА, даже в нетрадиционных для них сферах. Несколько лет назад руководители отделов человеческих ресурсов, особенно в европейских странах, предпочитали не набирать выпускников МВА из-за их заносчивости, нереальных ожиданий от карьеры и зарплаты. Выпускники плохо вписывались в рабочие команды и сложившиеся системы. Менеджеры видели в выпускниках МВА желание немедленного руководства, без затрат времени на получение необходимых практических навыков, или приобретения умения управлять другими людьми. По мере того, как иерархическая лестница в организациях становилась более плоской, старые структуры разрушались, освобождая место коллективной работе в команде, отношение к выпускникам МВА изменилось. Единственное, в чем компании упрекают бизнес-школы, так это в том, что у студентов неадекватные ожидания от карьеры. Школы утверждают, что как группа, большинство выпускников МВА хорошо осведомлены о тенденциях на рынке труда и, как все остальные, должны постепенно подниматься по карьерной лестнице. По словам представителей бизнес-школ, существует заметная разграничительная линия между нежелательным высокомерием, заносчивостью и нормальными амбициями, уверенностью в себе и своем интеллекте, что и внушают студентам МВА. Наблюдательность, присущая выпускникам старшего возраста Многие компании до сих пор жалуются, что прекрасные теоретические знания выпускников МВА не сочетаются со столь же хорошими навыками межличностного общения, а особенно с наблюдательностью, крайне необходимой менеджеру. Наняв в сотрудники выпускника МВА, ему нужно предоставить возможность узнать об этих навыках наблюдательности. Некоторые фирмы полагают, что студенты получают степень МВА в слишком молодом возрасте. Компаниям нужны молодые люди старше 20 лет, которые являются специалистами в области экономики, инженерного дела. Когда студентам уже 30 лет, программа МВА дает им необходимые знания в сфере общего менеджмента. Многие компании предпочитают программы part-time, курсы executive, дистанционное обучение – эти варианты лучше подходят менеджерам, к тому же, учиться можно в подходящее время. На программах full-time царит атмосфера, вызывающая радикальные перемены в мировоззрении, способствующая созданию чрезмерных ожиданий и приводящая к трудностям в адаптации. Консультанты по вопросам управления Несмотря на всеобщее увлечение компаниями dot-com, самыми важными рынками труда для выпускников МВА остаются сектор финансовых услуг и сфера management consulting. На это есть свои причины. Выпускников МВА привлекают не только высокие оклады, но и то, что в эту культурную среду им легче вписаться. Работодатели этих областей знают, на что способны выпускники бизнес-школ, как их заставить эффективно работать, они готовы платить выпускникам определенные суммы. А выпускникам, в свою очередь, не нужно бороться с антагонизмом и непониманием, так как остальные сотрудники имеют сходный бэкграунд. Учебная подготовка позволяет выпускникам справляться с поставленными перед ними задачами. Взаимные симпатии выпускников МВА и представителей области management consulting, по крайней мере в США, уходят корнями в прошлое (в 70-е годы), когда бизнес-школы первыми заявили рекрутерам, что не нуждаются в абитуриентах, только что закончившими колледж/университет. Однако несколько компаний все же захотели нанять обладателей диплома бакалавра с тем, чтобы они через 2 года работы поступили в бизнес-школу (без гарантий возврата на старое место). Все эти люди были консультантами по вопросам управления, первоначально их брали на работу помощниками для проведения исследований, а после окончания ими бизнес-школы их нанимали вновь. Неудивительно, что абитуриенты бизнес-школ приходят в основном из области консалтинга, соответственно и рекрутеры. Учебный план школ более приспособлен для консультантов, огромное значение придается также разработке стратегии. Иногда студенты, выбирающие работу в консалтинговой фирме, остаются там до пенсионного возраста. Многих привлекают высокие оклады, специфика работы, дающая им доступ к корпоративной жизни на высшем уровне. Но обычно выпускники МВА уходят из консалтинга через 3-4 года и начинают заниматься своим основным бизнесом. Традиционный подход Более традиционным подходом рекрутеров к выпускникам МВА является такой: они берут выпускников на должности, связанные со стратегическим планированием, где широта их познаний найдет хорошее применение. Иногда используют специальные учебные программы, где в роли личного наставника выступает кто-то из руководителей старшего звена. Через 1-2 года работы успехи сотрудника проверяют: проблемы возникают в том случае, если фирма продолжает относиться к нему как к выпускнику-бакалавру. Бывшие студенты бизнес-школ могут предложить компании гораздо больше. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|