На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Образование и карьера
Разделы в "Образование и карьера":
MBA

Волны

Обладание дипломом магистра делового администрирования Уортонской или Гарвардской бизнес-школы в определенной степени равносильно наклейке Intel Inside на компьютере или лейблу "Гуччи" на костюме. Да, наш мир тотально "забрэндован". А раз так, то и маркировка интеллектуального уровня человека становится настолько важной в деловом сообществе, что в большинстве консультативных фирм, которые, как известно, собирают интеллектуальные сливки, просто нельзя подняться дальше позиции бизнес-ассистента, не являясь MBA. Правда, Accenture, Bain&Co, McKinsey&Co зачастую сами оплачивают деловое образование своих консультантов. Доверие, равноправие, связи, дисциплина — вот основные атрибуты, которые, очевидно, дает степень MBA и которые высоко ценятся в развитых странах.

Повышение спроса на людей с деловым образованием, прошедших курс MBA, проявилось в последнее десятилетие. Как свидетельствует статистика, с начала девяностых годов растет число заявок, подаваемых в ведущие бизнес-школы мира. Вначале специалисты требовались инвестиционным банкам, консультативным фирмам, промышленным предприятиям. Сейчас деловое образование стремятся получить не только те, кто мыслит свою карьеру в качестве менеджера в крупной корпорации, но и те, кто хочет создать собственный бизнес, - в Интернете, в рекламе, даже в дизайне, архитектуре или искусстве.

Рейтинг ведущих бизнес-школ

Мир изменился. На это повлияли распад СССР, капиталистическая эволюция Китая, создание единой Европы, в общем, все те события, которыми запомнился конец века. Что ни говори, но мир стал более открытым, свободным. Англичанин, японец, американец, немец или русский имеют почти равные возможности экономического, политического и социального самовыражения, было бы только желание эти возможности использовать. Профессионал - это гражданин мира, будь то предприниматель, менеджер, инженер. Компьютерные технологии и Интернет дали необходимую этому новому миру инфраструктуру общения и коммуникации.

Глобализация подстегнула спрос на деловое образование по одной простой причине - людям из разных стран мира нужен пропуск, паспорт в глобальную экономику, которым и служит диплом MBA. Образно выражаясь, бизнес-школы дают своим выпускникам пропуск в мир равных возможностей. Деловые журналы, да и сами бизнес-школы регулярно проводят опросы среди дипломантов, чтобы составить четкое представление об их судьбе и карьере после окончания бизнес-школы. Зарплаты выпускников, успешно нанятых крупными корпорациями, вне зависимости от национальности и места работы, - примерно равны и составляют в среднем около 100 тысяч долларов в год, для окончивших десятку лучших школ - 130-150 тысяч. Получение MBA, как правило, является стартом для стремительного делового взлета. Журнал Forbes провел исследование роста зарплаты лучших выпускников в следующие за окончанием бизнес-школы три года. К примеру, если на момент выпуска человек зарабатывал в среднем 40-50 тысяч в год, то три года спустя - уже около 150-170 тысяч. А для инвестиционных банкиров показатель выглядит просто фантастическим - от 40 тысяч на момент получения диплома до 330 тысяч через три года.

Ликбез

Зачем выпускники школ поступают в институты? Довольно часто попросту чтобы получить диплом, ведь высшее образование, как правило, является обязательным условием для приема на приличную работу. В то же время работодателю зачастую не так важно, какой вуз окончил претендент.

Любопытно, что похожая ситуация сложилась некоторое время назад и в области образования для менеджеров. Степень магистра делового администрирования для многих компаний некоторое время назад была чуть ли не основным требованием к кандидатам на высшие управленческие позиции. В результате резко вырос спрос на такого рода дипломы (не знания!), как кролики стали плодиться российские бизнес-школы, а счастливые дипломанты MBA полагали, что одно только это обстоятельство не просто увеличивает шансы найти достойную работу, но и, естественно, гарантирует очень высокую зарплату.

Однако, как отмечают представители агентств по подбору кадров высшего звена, период первоначального очарования выпускниками бизнес-школ у российских компаний прошел.

Первые впечатления от выпускников были самыми благоприятными: они умели себя подать, могли свободно и красиво говорить на любую тему, связанную с бизнесом… Но затем оказалось, что несмотря на неплохую теоретическую подготовку, с практическими задачами выпускники даже престижных западных бизнес-школ справлялись довольно посредственно. Поэтому если диплом MBA компании и не перестали расценивать в качестве сильной стороны специалиста, то уж во всяком случае более не рассматривали его как решающий фактор, например, при определении размеров заработной платы.

- По ряду позиций наличие западного бизнес-образования является существенным плюсом. Но это не значит, что за такого менеджера будут переплачивать, хотя при прочих равных при приеме на работу ему отдадут предпочтение, - говорит Юрий Барзов, партнер компании Ward Howell.

Что же касается запросов компаний на должности уровня генерального менеджера, то, по словам Юрий Барзова, степень МВА здесь вообще необязательна.

Более того, зачастую бизнес-образование вступает в противоречие с тем, что действительно нужно руководителю компании. Очень важно, чтобы он хорошо знал условия местного рынка. А теперь представьте, что руководитель уезжает на два года за рубеж учиться… Теоретические навыки он наверняка приобретет. Но вот сможет ли, приехав обратно, так же хорошо ориентироваться в рынке, как до отъезда? Да еще в таком динамичном и непредсказуемом, как российский!

Впрочем, по мнению Юрия Барзова, все это вовсе не говорит о бесполезности бизнес-образования. "Бизнес-школа для значительной части менеджеров помогает найти ответы на многие вопросы, которые они сами себе задавали в процессе собственной работы", - говорит он. Кроме того, обучение помогает сохранить необходимое качество - способность учиться новому. Да, можно сказать, большинство российских руководителей самостоятельно, на практике приобрели многие из тех знаний, которые предлагаются в бизнес-школах лишь на теоретическом уровне. Однако, по оценке Барзова, такие знания накапливаются не комплексно, а там, где проходит "линия огня". Для того же, чтобы обладать знаниями еще до того, как возникнет реальная потребность их применить, выход только один - учиться.

Получить бизнес-образование без отрыва от работы в компании можно, выбрав одну из российских бизнес-школ. Правда, кадровики высказывают сомнения в целесообразности такого обучения. "Шансы претендентов на должность, с которыми мы работаем, никак не связаны с наличием диплома об окончании российской бизнес-школы, - говорит Юрий Барзов. - Причем лично у меня возникает вопрос: почему человек провел два года в одной из российских бизнес-школ? Было бы все-таки больше пользы, если бы он это время потратил на бизнес, управление. Или даже на учебу за рубежом, где стандарты бизнес-образования достаточно высоки".

По его мнению, российские бизнес-школы пока не могут обеспечить качества образования, близкого к западному. "Профессорско-преподавательский состав российских бизнес-школ довольно слабый. Эти люди не учились и не варились в среде, определяющей передовые течения в бизнесе", - замечает Барзов. То же касается и практических навыков - их российские бизнес-школы пока, увы, дать не могут, в то время как западные учебные заведения могут выбирать деловые ситуации не из учебников, а из реальной работы крупнейших компаний. "К российскому бизнес-образованию я отношусь как к своеобразной и для некоторых действительно необходимой ликвидации безграмотности, но не как к некоему трамплину для достижения новых вершин в карьере. Для руководителя высшего звена российское бизнес-образование необходимым не является", - резюмирует Юрий Барзов.

Так что пока серьезной альтернативы западным бизнес-школам нет. Правда, несмотря на то, что многим бизнес-образование представляется необходимым, пока что выпускникам даже престижных западных школ мало кто может предложить условия, сравнимые с предложениями от западных компаний. А речь идет о заработках от 70 до 120 тысяч долларов в год и выше. Поэтому, по словам Юрия Барзова, многие из тех, кто окончил учебные заведения, предпочитают работать на Западе, нежели возвращаться в Россию. Хотя это и не исключает возможности вернуться обратно и найти хорошую работу - ценность такого специалиста может возрасти благодаря не столько диплому, сколько наличию опыта работы в компании. Что, согласитесь, часто гораздо важнее.

Юрий Сакун

Но, еще раз повторимся, дело не в деньгах — множество людей зарабатывают деньги и без MBA, и, к примеру, среди 6 миллионов американских миллионеров в лучшем случае треть имеет бизнес-образование. Дело в признании, и особенно это важно для тех, кто родился в развивающихся, посткоммунистических странах.

Число студентов-иностранцев в ведущих школах растет каждый год - сейчас в США их около трети (в Thunderbird - около 60%). В европейских школах зарубежных слушателей гораздо больше. Например, в Лондонской школе бизнеса доля иностранцев среди слушателей курсов MBA около 80%, в швейцарской IMD - 95%, французской INSEAD - 92%, испанских школах IESE и ESADE около 60%.

Рейтинги бизнес-школ, составляемые Financial Times, Forbes, Business Week, US News, весьма условны. Некоторые показатели меняются каждый год, ключевой из них - средняя зарплата выпускника, тоже весьма условная величина. Неизменна только сама первая двадцатка бизнес-школ, которые дают приблизительно одинаковые возможности на рынке своим выпускникам, и марки которых одинаково весят в глазах деловых людей во всем мире. В международном масштабе, особенно в плане мощности брэнда, несколько выделяются американские Wharton, Harvard, Kellogg, Stanford, Sloan, европейские Лондонская школа бизнеса, IMD, INSEAD.

В области ИТ лучшими, по признанию Business Week и Computerworld, считаются Carnegie Mellon при университете Карнеги-Меллон, Sloan при Массачусетском технологическом, Smith при университете штата Мэриленд, Haas при Калифорнийском университете в Беркли, Irvine при Калифорнийском университете в Ирвайне.

Некоторые бизнес-школы открыли специальные MBA-программы по электронному бизнесу. На сегодняшний день диплом "MBA in E-Commerce" выдают Sloan, Carnegie-Mellon, Owen при университете Вандербильта, "MBA in E-Business" - европейские бизнес-школы в Маастрихте (Голландия) и Копенгагене (Дания), "MBA in Computer & Information Technology Science" - Haas в Беркли и Michigan при Мичиганском университете. Понятно, что после завершения интернет-бума число таких программ только возросло.

Герои двух революций

За повышенным спросом на бизнес-образование скрывается желание современного делового сообщества, пережившего две революции - компьютерную и интернетовскую - обрести безопасность, уверенность, избавиться от ощущения спонтанности бизнеса в пользу правильности, которое, заметим, отнюдь не исключает творчества. В России, как, впрочем, и на других "новых рынках", спрос пока вызван другими причинами, но зерно его схоже — после хаотичного периода реформ, когда компании и деловые структуры возникали по воле случая, появилось желание иметь уверенность в том, что бизнес будет развиваться "правильно".

Парадоксально, но информационный век, построенный на точных науках, стал временем, что называется, великих личностей. Никогда раньше, быть может, кроме эпохи великих географических открытий, когда блистали имена предпринимателей-авантюристов Христофора Колумба, Франсиско Писарро, Диего де Альмагро, Фернандо Магеллана, Абеля Тасмана, роль личности в развитии коммерции не была столь заметной.

По образному выражению одного из авторов американского журнала Gentlemen Quarterly, языческие времена богов, тиранов и героев вернулись - в Интернете. Мы назвали их визионерами, что есть нечто среднее между библейским пророком и античным героем. В общем, творцами информационной революции.

Безусловно, визионеры присутствуют не только в высокотехнологическом бизнесе. Именно в информационном деле роль личности оказалась столь значительной. Кажется, развитие новой экономики прошло через горсть "вождей". Были отцы — венчурные капиталисты, такие как Артур Рок, Юджин Клейнер, Том Перкинс, стоявшие в тени, были пророки-изобретатели вроде Джека Килби, Роберта Кана, Тима Бернерс-Ли, которые творили революционные технологии, и были герои-визионеры, подхватывавшие идеи и создававшие из них коммерцию.

К девяностым годам, когда "отцы-основатели" и первое поколение визионеров уже создали финансовую, технологическую инфраструктуру, приучили людей к информационным технологиям, мы пережили интернет-бум. Интернет-бизнес на время обрел ореол романтики, словно был не сектором современной экономики, а новым Диким Западом - безграничным пространством, в котором возможно творить чудеса.

Американская мечта в ее концентрированном виде - простые парни, реализуя свои лучшие идеи, создают успешные предприятия, дают работу тысячам людей.

Все живые легенды компьютерной и интернетовской революций были в большинстве своем "простыми парнями". Во всяком случае, они не обладали большими деньгами, имели весьма смутное представление о ведении бизнеса и строили компании на интуиции и новизне.

Джек Килби провалил вступительный экзамен в Массачусетский технологический институт и так и не получил высшего образования. Стив Джобс и Стефан Возняк вынуждены были забросить учебу. Истории возникновения Amazon, AltaVista, eBay, Yahoo, QXL и Lycos похожи друг на друга - энтузиазм, финансовая поддержка, взрывное развитие. Но авантюрная, визионерская эпоха закончилась в 2000 году, с началом крутого пика NASDAQ.

Природа подобных скачков рынка очень проста. Ожидания, возлагаемые на новейшие технологии, в какой-то момент превосходят возможности этих технологий. Привыкание к возможностям происходит быстро, так же быстро, как ими насыщается рынок и удовлетворяется весь потенциальный спрос. Какое-то время технологии развиваются сами по себе, в то время как в обществе наступает легкое разочарование. Затем - пауза, во время которой происходит переосмысление роли технологий и понимание направлений развития. Образно говоря, технологии развиваются по экспоненте, а спрос представляет собой очень дерганую кривую. На первом этапе две прямые совпадают. Но нельзя усидеть на одной волне. Основная задача компании - правильно видеть движение технологий и рынка и верно настроить взаимодействие волн.

А здесь уже мало быть визионером или энтузиастом, надо знать природу бизнес-процессов и иметь навыки управления командой профессионалов.

Созданные визионерами технологические достижения и компании, возросшие в цене на фоне всеобщего восторга ИТ и Интернетом, надо осваивать. В первую очередь, сами компании должны найти пути дальнейшего стабильного развития. Иными словами, когда был достигнут потолок взрывного развития, понадобились качественно другие люди, в которых энтузиазм и творческий подход к делу сочетается со знанием теории и практики делового управления, хорошими связями в деловых кругах. На место простого парня в джинсах и свитере, единственный атрибут богатства для которого - спортивная машина, пришел молодой человек в костюме от Сalvin Klein, пятилетним опытом работы в American Express, дипломом Wharton, Harvard или Kellogg и с точным знанием бизнеса, рынка и приемов управления.

Владимир Ляпоров
Инфо-Бизнес

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100