Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Пусть меня научат!Новый учебный год общественность встретила с привычным энтузиазмом и пафосом. Всё как обычно - первый звонок, море вдруг подорожавших цветов, праздничные речи и линейки на асфальтированных школьных дворах. Впрочем, отработанные годами и почти не претерпевшие изменений с советских времен ритуалы выглядели в этом году несколько иначе. Очень уж бросались в глаза эклектичность всей отечественной системы образования, умудряющейся сочетать в себе "платность" и "бесплатность", новые учебники, судя по выступлению одного из членов Госсовета, предлагающие ученикам посчитать, сколько раз один школьник плюнул в стакан другому, и - бодрые песни недавнего прошлого, утверждающие, что не расставаясь с комсомолом можно добиться вечной молодости. Наконец, к всеобщему удивлению, шестилетние малыши снова в массовом порядке сели за парты, не получив (как и их родители) внятного объяснения, чему, как и, главное, сколько им придется учиться.
Благодаря умным правительственным референтам, решившим предварить начало нового учебного года в стране оценками сложившейся в сфере образования ситуации, мы узнали о том, что дела здесь обстоят не ахти, хотя вся конструкция и зиждется на прочных советских традициях, а следовательно, нуждается в изменениях плавных и неторопливых. Правда, те, кто ждал "реформы" системы образования в целом, не дождались. Может быть и к лучшему. В конце концов, знающие люди утверждают: в США ситуация в публичном (не частном) секторе народного образования еще хуже - там первоклассники чуть ли не год изучают одну-единственную дисциплину - американский гимн, а угнавший машину подросток, попавший в лапы полиции и называющий вымышленное имя, не в состоянии правильно его написать. Всё это было бы отличным поводом для того, например, чтобы в очередной раз поднять душераздирающую тему преподавания основ информационных технологий в отечественных школах и вузах. Однако ответы на все вопросы, которые пытливый исследователь готов поставить перед собой, к сожалению, хорошо известны, и пока нет никаких оснований для того, чтобы ожидать не то что революционных, а хотя бы значимых эволюционных изменений. Зато уже в течение нескольких лет на российском рынке ИТ продолжается дискуссия о необходимости и пользе специализированного бизнес-образования. И вот это куда более близкий нам разговор. Расстановка фигур здесь меняется пока мало, как и набор вводных тезисов. Рынок ИТ, как, собственно говоря, и большинство других рынков, складывался довольно стихийно; у руля большинства компаний, выстроенных так, как хотелось их владельцам, оказались люди с самым разным образованием, схожие, однако, лишь в одном - они успешно осваивали дисциплину под названием "бизнес" на практике, а не по учебникам, тестам и "кейсам". Однако в последнее время наметился и другой вектор. Всё чаще выясняется, что глава той или иной компании, ее собственник или менеджер среднего звена вдруг получил бизнес-образование в одной из школ MBA. Так, может быть, пришла пора всем поголовно участникам рынка без всякого стеснения и стройными рядами отправляться в аудитории, чтобы научиться делать бизнес не так, как получается, а так, как надо? Вполне возможно. Вот только на поверку выходит, что проблем в сфере переподготовки кадров для сектора ИТ не меньше, чем у школьников, вынужденных назло математическим задачкам с плевками в стаканы и историческим экзерсисам, утверждающим, что это США разгромили Гитлера, превращаться в достойных людей цифрового века. За парту? "Такое направление внутрифирменной жизни, как "развитие персонала", начало активно распространяться в среде ИТ-компаний где-то два - три года назад, - анализирует ситуацию менеджер компании "АйТи" по маркетингу и рекламе Ирина Горбачева, — ведь этот сектор был создан в основном людьми, имеющими техническое образование, на среднем уровне менеджмента находились такие же "технари". Поэтому, чтобы наполнить слово "менеджер" содержанием, компании и начали разрабатывать программы обучения, ориентированные на оптимизацию бизнес-составляющей специалистов: тренинги, отдельные курсы и т. д. Апогеем этого процесса стало направление сотрудников на получение степени МВА. Причем апогеем как с точки зрения стоимости такого обучения (которая, в зависимости от степени престижности, иногда достигала десятков тысяч долларов), так, естественно, и с учетом бульших ожиданий компаний в отношении выпускников. Но к сожалению, на практике с ожиданиями всё оказалось не так просто".
Создается впечатление, что в большинстве российских ИТ-компаний тема MBA и вообще идея дополнительного образования, "обучения менеджеров" сегодня одна из самых злободневных, причем на весах лежат всё те же гири: инвестиции и эффективность. Занятно, но при том, что, кажется, с маркетингом бизнес-школ в России дела обстоят очень неплохо, общее отношение руководителей компаний к необходимости переподготовки своих сотрудников по версии MBA остается, мягко говоря, критическим и настороженным. Так, по словам генерального директора компании "Электон" Александра Фузеева, после нескольких семинаров у него сложилось в основном негативное отношение к доступным в России услугам в области бизнес-образования: "Я хорошо понимаю, что в любом бизнесе срабатывает около 60-70% закономерностей и лишь оставшаяся часть относится к уникальным особенностям конкретного рынка, однако то, что "дают" на большинстве бизнес-семинаров, гораздо больше напоминает уроки научного коммунизма в эпоху застоя — много воды и мало практической пользы. Конечно, в нашей компании осознают необходимость получения менеджерами дополнительного бизнес-образования, но и напрасно выбрасывать деньги, причем дважды - за "обучение” и за отсутствие менеджера на работе, мы не собираемся". При этом чаще всего конфликт возникает на стыке бытующих в среде менеджеров представлений о путях собственного карьерного роста, усредненных клонов бизнес-образования и - практики российского бизнеса, в том числе высокотехнологического. Любопытный эпизод вспоминает директор компании "Велес-Дата" по маркетингу Михаил Зеленфройнд: Было это году в 1993-94, если не ошибаюсь. В нашем вузе на основе факультета управления и прикладной математики была создана бизнес-школа — вместе с британскими коллегами. Обучение для студентов поначалу было бесплатным, затем - платным. Я ходил на собрание, где рассказывали о школе, дисциплинах и прочих радостях, но больше всего мне запомнился разговор в кулуарах - беседовали две девушки, умненькие и вполне симпатичные. "Ты знаешь, - говорила одна другой, - если получить этот диплом, будешь зарабатывать не меньше 500 баксов в месяц!" (огромные по тем временам деньги). То есть речь шла не о качестве образования, полученных знаниях и новых возможностях, а о цвете бумажек — покажешь генеральному синюю бумажку и можешь просить у него пять зеленых". На взгляд исполнительного директора и регионального менеджера Fujitsu-Siemens Александра Казина, "степень МВА полезна, однако не дает пока существенных преимуществ в России. Полезна она для повышения собственного образовательного уровня и при планировании работы за рубежом. Ряд вакансий там может быть занят исключительно дипломантами МВА. Вот только в России это не так. Мы сталкиваемся с иллюзиями претендентов, будто степень МВА автоматически позволит им зарабатывать больше и занимать высокие посты. Однако в нашей стране отсутствует, в том числе и у меня, четкое представление о том, какие собственно бизнес-школы (российские или зарубежные) действительно обеспечивают достойный уровень подготовки, а какие занимаются фактически продажей таких степеней. На практике в нашей компании лучшие и самые работящие сотрудники не имеют степени МВА, они - специалисты-практики. Обучение же по программам МВА мы проводим скорее в виде поощрения, хотя у части сотрудников не хватает времени на обучение. Таким образом, вопрос об МВА это вопрос о том, что лучше — быть подкованным в теории или учиться на практике. Однозначного ответа, наверное, нет, но самое важное - понять, зачем человек стремится получить МВА. Если он целеустремлен, хочет научиться бизнесу — то это имеет смысл. Хотя такой человек, как правило, не пропадет и без МВА. А если степень МВА нужна лишь как "корочка" для получения неких преимуществ - это иллюзии. Тогда не стоит тратить время и деньги: всё равно любой работодатель будет оценивать конкретный результат работы, а не количество дипломов". Похожими ощущениями делится и генеральный директор Abbyy Сергей Андреев, утверждающий, что "в компании "к отучившимся" сотрудникам относятся хорошо, и, возможно, это даже помогло отучившимся стать столь ценными. Но поскольку я их учения не видел, то сказать наверняка, как на них повлияла учеба, не могу. Есть, однако, общее ощущение, что "учеба" помогает далеко не всем. Я видел достаточно людей, приходивших устраиваться на работу и козырявших престижными дипломами, но при этом совершенно бесполезных по существу. Прежде всего ценится опыт, ряд важных навыков, которые можно частично приобрести в том числе и при обучении. Но без опыта, без правильных личных качеств, ума, наконец, диплом MBA — мало значимый параметр". И всё же не будем утверждать, что российский ИТ-бизнес - уж вовсе не привлекательная в виду подобной настороженности аудитория для эмиссаров бизнес-образования. Так, Ирина Ревякина, директор группы компаний Verysell по маркетингу, утверждает, что обучение способно качественно изменить человека: "Представьте, что вы не умели читать, водить машину, не знали английского языка, не умели работать с компьютером… и вот, научились — неужели для вас не открылся совершенно новый мир? Бизнес-обучение — это не мода, а необходимость. Конечно, для тех, кто хочет развиваться, а не выполнять всю жизнь одни и те же отточенные операции. MBA - это дело личное, но компании обращаются в бизнес-школы для того, чтобы дать своим людям навыки, необходимые для улучшения их собственных результатов работы или результатов работы целых подразделений. И среди представленных в России бизнес-школ есть очень достойные. Впрочем, пока на отечественном рынке информационных технологий немногие компании обращаются к услугам бизнес-школ, в то время как представительства западных компаний, как правило, обучают своих сотрудников "внутри" благодаря отработанным системам тренингов, а некоторые менеджеры занимаются своим образованием самостоятельно”. Во многих случаях к стремлению сотрудников получить бизнес-образование в российских компаниях относятся спокойно и даже заинтересованно. Кроме того стоит иметь в виду, что первая волна желающих получить степень MBA уже прошла. По оценке директора компании "Эргодата" по маркетингу Арсения Даббаха, "на первом этапе, а он начался в год кризиса, люди получали MBA для повышения собственного статуса: это был пик моды на MBA. Теперь же многое изменилось, по крайней мере, у многих желающих получить бизнес-образование уже иное отношение к учебе, люди стали более прагматичными и уделают больше внимания знаниям, а не "корочке”. Да и в некоторых российских бизнес-школах уже можно получить хорошее образование, к тому же плюс российских курсов MBA в том, что они намного дешевле и позволяют учиться без отъезда за рубеж, часто — без отрыва от работы. Минусы же очевидны — качество образования и значимость диплома для потенциального работодателя. Так или иначе, в нашей компании положительно относятся к бизнес-образованию, как в виде тренингов, так и в виде получения полноценного MBA. Сотрудники могут получить полную или частичную компенсацию, хотя эти вопросы всегда решаются индивидуально". Так разрешима ли дилемма "знания - опыт"? Разумеется. Но - в каждом конкретном случае. То есть вот именно что - индивидуально. Генеральный менеджер компании "Марвел" по дистрибуции Константин Шляхов напоминает: "На Западе принято считать, что наличие у специалиста MBA повышает его стоимость как работника и позволяет претендовать на более высокий оклад. В этом смысле, кстати, мне показалась любопытной явно "переводная” статья в одном из журналов, посвященных кадрам и персоналу: дескать, "не надо поощрять" и уж тем более способствовать получению твоими сотрудниками MBA, поскольку такое желание со стороны сотрудника говорит о том, что он намерен затем либо искать иное место работы, либо - просить существенной прибавки к жалованью. И всё же в ведущих западных компаниях (в одной из которых я довольно долго работал сам и знаю это на личном опыте) считается, что год практической работы на руководящей должности в случае успешных результатов ценится выше, чем два года теоретической подготовки, не подкрепленные практическими успехами. Иными словами, бизнес-образование является "желательным", но вовсе не "необходимым" и уж явно не "достаточным" основанием для достижения успеха в бизнесе. А своих менеджеров мы в части обучения поощряем, помогаем оплатить обучение, которое, однако, должно осуществляться в свободное от основной работы время". Наконец, складывается ощущение, что операторы рынка бизнес-образования в России пока не слишком активно обрабатывали именно сектор ИТ, хотя в активности им не откажешь. В частности, 15 сентября в Москве и Санкт-Петербурге прошла выставка "Экономическое и бизнес-образование в России и за рубежом". Вот только не ясно, сколько менеджеров по кадрам и руководителей ИТ-компаний было в числе ее посетителей. *** В ходе недавнего заседания Госсовета, на котором рассматривалась ситуация в области образования, Президент Путин посетовал, что, дескать, российским гражданам повсюду и за всё приходится платить. Но похоже, что и небедным российским ИТ-предпринимателям хотелось бы получить, наконец, от представителей бизнес-образования ясные ответы на вопрос о том, во что выльются вложения в переподготовку специалистов: при современном развитии полиграфического дела дипломы и сертификаты давно перестали быть проблемой. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|