Считая вузовские программы
недостаточными для подготовки готовых
специалистов по информационным
технологиям, российские компании,
работающие в данной сфере, решили
самостоятельно заняться обучением и
развитием IT-персонала. Так, усилиями группы
компаний «Лаборатория Новых
Информационных Технологий» (ЛАНИТ) в 1995
году было создано негосударственное
образовательное учреждение
дополнительного образования — «Сетевая
Академия ЛАНИТ». Академия создавалась в
период бурного развития отрасли
информационных технологий и острой
нехватки специалистов. Поэтому, начав
обучение по единственному направлению –
продукты и технологии Novell, за несколько лет
центр стал одним из крупнейших
образовательных учреждений, обладающим
дюжиной авторизаций и насчитывающим более
сотни курсов в каталоге. О реалиях
современного обучения в IT-секторе
рассказывает Дмитрий Изместьев, директор
учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ».
CF: Как вы оцениваете уровень вузовского IT-обучения?
Насколько часто выпускников вузов
приходится «дообучать»?
Д.И.: Несмотря на качественную работу
отечественных вузов, уровня подготовки
выпускников в области IT зачастую
недостаточно для работы в компаниях. Это
связано, прежде всего, с академическим
стилем преподавания в вузах — студенты не
получают практического опыта, необходимого
для участия в конкретных проектах.
Показательно, что вузовские преподаватели
обычно не могут работать в авторизованных
учебных центрах: их методика преподавания
не применима при проведении краткосрочных
тренингов с большим количеством упражнений.
Благодаря усилиям специалистов нескольких
российских вузов в последнее время стали
появляться программы, более приближенные «к
реальности». Но общий уровень практической
подготовки остается низким. Как следствие
— выпускникам вузов приходится
доучиваться на авторизованных курсах, уже
работая в какой-либо компании.
CF: Какова структура обучения в Академии
ЛАНИТ?
Д.И.: Мы, в основном, придерживаемся «классической»
формы обучения, то есть обучения под
руководством инструктора на
авторизованных курсах или технических
тренингах. Наши тренеры обладают
технической сертификацией, все они прошли
специальные экзамены и авторизованы в
качестве инструкторов. Почти половина
знаний дается на практических занятиях.
Лекционный материал подается с
использованием мотивационных упражнений и
специальных приемов для лучшего усвоения и
запоминания пройденного.
Разумеется, приходится использовать и
элементы дистанционного обучения. Однако
перспективы этой формы обучения пока не
ясны. Обучение под руководством
инструктора продолжает оставаться
наиболее эффективным методом повышения
квалификации. Если на очном курсе тренер
легко может определить, кто из слушателей
недостаточно понял материал, кому нужна
помощь в выполнении упражнения, то
дистанционное обучение дает ограниченные
возможности общения — инструктор не может
гибко реагировать на запросы слушателей.
Поэтому в нашей стране, как и во всем мире,
дистанционное обучение в чистом виде
постепенно отходит на второй план и все
чаще используется смешанная форма обучения.
Имеются в виду программы, в которых
изучение простых курсов проходит в
дистанционной или заочной форме наряду с
удаленным тестированием и сопровождается
очным обучением на продвинутых курсах, где
нельзя обойтись без непосредственного
общения с преподавателем.
CF: Какой формат проведения занятий по IT вы
считаете наиболее эффективным?
Д.И.: На этапе создания Академии был
выработан оптимальный формат курсов для
специалистов в сфере IT, а именно —
краткосрочные тренинги (около 5 дней),
собранные в последовательные программы.
Авторизованное обучение подразумевает
множество элементов: учебники, презентации,
специально подготовленные лабораторные
работы и тому подобное. Такие курсы
позволяют донести информацию,
укладывающуюся в печатном виде на 500-600
страницах учебника всего за одну неделю. По
прохождении курса специалист получает
сертификат об окончании обучения, а после
прохождения тестов в авторизованном центре
тестирования — сертификата специалиста от
компании-вендора, например, Microsoft, Novell, Oracle и
других.
CF: Какие из предлагаемых Академией курсов
наиболее востребованы?
Д.И.: Разумеется, первое место в рейтинге
курсов для IT-специалистов занимают курсы
Microsoft. А именно: курсы по MS Windows 2000, MS SQL Server 2000,
MS Exchange 2000. Обучение по новому продукту Microsoft
— Windows Server 2003 – пока не пользуется такой
популярностью, как курсы по предыдущей
версии, но за ним будущее. Также имеют успех
курсы Novell, обучение по UNIX и Linux-системам,
курсы по СУБД Oracle и технологиям Intel. В
последнее время возрос интерес к
программам по безопасности, представленным
в нашем учебном центре программой SCP (Security
Certified Program). Среди курсов для руководителей
неизменной популярностью пользуются курсы
по управлению проектами.
CF: Кто выступает в роли разработчиков
программ обучения?
Д.И.: Как правило, компании-производители
программного и аппаратного обеспечения.
Возьмем, к примеру, корпорацию Microsoft,
выпускающую операционную систему Windows Server
2003. Специальный отдел в компании
разрабатывает программы обучения и
конкретных курсов. Microsoft организует выпуск
учебных пособий, создает программу
сертификации специалистов.
В свою очередь, корпорация авторизует
учебные центры, убеждаясь в том, что они
способны предоставлять услуги по обучению
на высоком уровне. Инструкторы также
проходят процедуру сертификации, доказывая
свою способность вести занятия по новому
продукту. Microsoft не проводит курсы
самостоятельно, полагаясь в этом на своих
партнеров, но жесткая процедура
авторизации позволяет обеспечить
высочайший уровень учебных материалов и
преподавания.
Конкурировать с вендором в разработке
учебных пособий — дело неблагодарное, хотя
бы потому, что в том же Microsoft над созданием
курса могут работать до нескольких
десятков человек: инструкторы, методисты,
разработчики, которые их консультируют,
специалисты по верстке и печати.
Поэтому мы занимаемся разработкой
авторских учебных пособий только в том
случае, если в мире не существует
авторизованной программы обучения.
CF: В каких случаях становится необходимым
обучение IT-специалистов?
Д.И.: Динамика в IT-секторе чрезвычайно
высока: постоянно совершенствуется техника,
появляются новые решения и технологии,
выпускаются новые программные продукты и
обновляются уже существующие. Все это не
просто поощряет специалистов к освоению
нового материала, но и делает невозможным
их успешную деятельность без постоянной
работы с новой информацией. Другое дело —
как именно специалисты проходят обучение.
Для достижения собственных целей повышения
квалификации любые средства хороши:
самообучение, дистанционное обучение и
прочее. Однако, на мой взгляд, лишь
авторизованные курсы предоставляют
возможность за короткий срок получить
максимальное количество знаний и, что еще
важнее, навыков работы с системой.
CF: Является ли наличие системы обучения
персонала в компании основополагающим
фактором при трудоустройстве/смене работы
в IT-бизнесе?
Д.И.: Фирмы, проводящие регулярные тренинги,
безусловно, более привлекательны для
профессиональных работников. Стремление
компании к повышению квалификации
сотрудников показывает, что она готова
инвестировать в их будущее. Дивиденды
получает и компания – новые знания
позволяют специалистам лучше справляться с
работой, делая информационную систему,
обслуживающую компанию, эффективнее и
надежнее.
Часто руководители боятся, что сотрудники
обучатся за счет фирмы и покинут ее. Однако
все зарубежные исследования утверждают
совершенно противоположенное. Специалист,
прошедший обучение и сертификацию за счет
фирмы, более лоялен по отношению к ней. Это
подтверждается и опытом "Сетевой
Академии": обученного специалиста
гораздо чаще можно найти через год на
прежнем месте работы, чем специалиста,
который проявлял интерес к обучению, но так
и не смог получить на это деньги от
руководства.
CF: Сертификация IT-обучения: как
работодателю обезопасить себя от лже-специалистов?
Д.И.: На Западе найти работу с достойным
уровнем доходов в IT-секторе без сертификата
практически невозможно, а некоторые
вакансии рассчитаны только на
сертифицированных специалистов. В западной
практике сертификация понимается как
стандарт качества работы специалиста,
позволяющий грамотно работать с продуктом.
Прохождение сертификации необходимо не
только для повышения ценности специалиста
на рынке, но в первую очередь, для
подтверждения квалификации, упорядочения
имеющихся знаний и навыков, а также
определения программы дальнейшего роста.
По данным исследования корпорации Oracle, 89%
сертифицированных специалистов отметили,
что получили полезные знания в процессе
подготовки к сертификации и приобрели
уверенность в собственных силах.
На сегодняшний день среди сертификаций
есть как широко известные, например, MCSE (Microsoft
Certified Systems Engineer), так и распространенные лишь
в узком кругу, но весьма уважаемые
сертификации, например, от компании Cisco.
Чтобы не иметь дело с «бумажными»
инженерами, учившимися по книжкам и не
имеющим реального опыта, при приеме на
работу, у кандидата следует осведомиться не
только о сертификате от вендора, но и о
прослушанных в учебном центре курсах.
CF: Что представляют собой курсы обучения
для IT-руководителей? В чем заключается
специфика менеджмента в отрасли
информационных технологий?
Д.И.: Как правило, нынешние IT-менеджеры вышли
из «технарей», переросших позиции
администраторов, программистов, аналитиков.
Это высокообразованные специалисты, но со
специализацией в технических областях. С
одной стороны, техническая грамотность
позволяет им разумно управлять бизнес-процессами
по созданию и развитию информационной
системы. С другой — их знания в области
управления, маркетинга, методологий
планирования и организации работы часто
бывают недостаточны. Поэтому многие IT-менеджеры
сегодня посещают курсы по неизвестным им
ранее дисциплинам, например, по управлению
проектами. Популярностью также пользуются
курсы по международным методикам
управления IT-подразделениями: ITIL (Information
Technology Infrastructure Library), MSF (Microsoft Operations Framework).
Полагаю, в ближайшие годы рынок обучения IT-руководителей
будет существенно развиваться.