На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Образование и карьера
Разделы в "Образование и карьера":
MBA

Как выбрать бизнес-школу

В декабре истекают последние сроки подачи заявлений в крупнейшие зарубежные бизнес-школы, российские же принимают слушателей круглый год. Как выбрать подходящее учебное заведение для совершенствования управленческих навыков?

В России, как и во всем мире, степень МВА — своеобразный пропуск на вершину карьерной лестницы. Уже 10 лет россияне имеют возможность получать в своей стране квалификацию мастера делового администрирования (МВА). Одни — дома, с помощью Интернета и специально обученных наставников (тьюторов), другие — посещая дневные и вечерние занятия в бизнес-школах. Однако курсы МВА, читаемые в зарубежных университетах и бизнес-школах (их стоимость — от 24 тыс. долл. за учебный год, в лучших бизнес-школах — не менее 40–50 тыс. долл.), по-прежнему привлекательны для тех, кто хочет стать менеджером высшего звена.

Преподаватели зарубежных бизнес-школ демонстрируют иной, нежели в России, подход к проблемам менеджмента. Это открывает перед слушателями новые горизонты и расширяет представление о возможностях управления.

В очной учебе на Западе российских менеджеров привлекает отлично налаженная система получения знаний. В некоторых знаменитых учебных заведениях, например в Манчестерской бизнес-школе, студенты на протяжении всего срока обучения участвуют в реальных проектах компаний–партнеров школы. Почти каждый учебный день строится на case-study, т.е. разборе и анализе конкретных ситуаций (в качестве домашних заданий слушатели получают самостоятельную работу над case, которая занимает от 3 до 8 ч). На разбор «кейсов», дающих возможность сделать анализ бизнес-ситуации, принять управленческое решение и выработать план действий отводится не менее 30% учебного времени. «Case-study — это один из самых современных методов. Он позволяет выявить весь потенциал слушателей в режиме «здесь и сейчас», — говорит Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства. Как правило, на занятиях в российских бизнес-школах применяются «мини-кейсы», рассматривающие в соответствии с изучаемой темой те или иные аспекты деятельности отдельных предприятий. Однако могут быть предложены и настоящие «кейсы», основанные на реалиях российского бизнеса и доведенные до гарвардского формата (когда на коллективный анализ проблемы и принятие управленческого решения у группы уходит до 16 и более часов).

У лучших западных бизнес-школ есть еще один плюс: строгий контроль над знаниями студентов. Поэтому выдаваемые ими дипломы МВА имеют большой вес в мире. Но едва ли не самой важной ценностью, которая окупает все расходы на обучение, российские менеджеры считают деловые контакты, полученные в таких учебных заведениях, как London Business School (3-я по рейтингу в Великобритании, 1-я — в Лондоне) или Imperial (2-я по рейтингу британских вузов в 2000 г., 1-е место в конкурсе международных бизнес-школ). Не удивительно, что крупнейшие российские корпорации, чьи сотрудники учатся в этих школах, считают расходы на их обучение оправданными.

Выпускники самых престижных мировых программ МВА высоко оценивают свои перспективы на российском рынке труда. «Если я, закончив обучение и получив степень МВА, останусь работать в Великобритании, я получу работу того же уровня, что и другие выпускники с дипломом моей степени. Вернувшись в Россию, я смогу перепрыгнуть через несколько уровней. На родине у меня больше шансов для карьеры», — объяснила свое желание вернуться на работу в Россию студентка Лондонской Бизнес-Школы Екатерина Широ. Она получила свою стипендию на обучение через Британский совет (www.britishcouncil.ru), который ежегодно презентует на своих образовательных ярмарках программы МВА ведущих британских университетов.

Студентов со степенью МВА зарубежных бизнес-школ охотно берут на работу крупнейшие корпорации, имеющие представительства в России. В будущем году компания Бритиш Петролеум (ВР) — одна из крупнейших нефтегазовых корпораций мира с общим годовым оборотом, превышающим 175 млрд.  долл., — планирует пригласить на работу более сотни россиян с дипломами этого уровня.

Учеба в Англии

Получить степень МВА или ее аналог россияне могут в любой стране Европы и в США. Информацию об этом можно найти в специализированных изданиях и на Интернет–порталах. Например, www.educationUK.ru предоставляет возможность познакомиться с британскими университетами и бизнес-школами при них и даже поступить в некоторые из них в режиме он-лайн (зачисление в большинство зарубежных университетов проходит за год до начала занятий). Обучение в Германии — www.hochschulkompass.de, www.higher-education-compass.de, www.campus-germany.de, в Швейцарии — www.edusviss.ch, во Франции — www.edufrance.fr.

Наибольший интерес у россиян (51%) вызывает Великобритания. Россия при обучении менеджеров среднего и высшего звена ориентируется не на американские, а на европейские бизнес-программы с их более прикладным характером (об этом см. ниже), среди которых британская программа МВА — образцовая.

В Англии традиционные программы МВА для иностранцев, обучающихся очно, компактны (всего 1 год вместо 2-х лет в США). Британцы более тесно связаны с российскими бизнес-школами через подготовку преподавателей для России по грантам ЕС и Всемирного банка. Еще одно преимущество учебы в Англии — получить визу в эту страну гораздо легче, чем в Америку (по статистике, ее получают 96% обращающихся). Поэтому россияне по возможности предпочитают ехать за бизнес-образованием через Ла-Манш.

Каждый год в Великобритании более 8 тыс. студентов получают степень МВА в бизнес-школах, созданных почти при каждом университете страны. Среди ведущих — Cranfield School of Management (создана в 1960 г. и занимает седьмое место в мире, согласно рейтингу газеты Financial Times 1999 г.), Judge Institute of Management Studies (Cambridge University) (создана в 1990 г. как центр преподавания менеджмента и исследовательских работ), Manchester Business School.

МВА в Великобритании относится к теоретическим постдипломным курсам. Эти курсы имеют три уровня в зависимости от количества часов. На первом уровне получают сертификат менеджера (низшая ступень), на втором — диплом по менеджменту (Diploma in Management Studies, DMS), на третьем — степень магистра делового администрирования (МВА). Все это доступно россиянам, имеющим диплом об окончании российского вуза, опыт работы менеджером и соответствующие языковые навыки. Для поступления достаточно сдать экзамен IELTS (International English Language Testing System), получив не менее 6,5 баллов.

С пятилетним опытом работы на высших административных должностях можно поступить на английские программы МВА без академической квалификации. В большинстве случаев кандидаты должны сдать вступительный тест по менеджменту (General Management Admission Test, GMAT) и набрать по нему не менее 500 баллов. Приемные заявления подаются в учебные заведения за год до начала учебы, в ноябре–декабре (для Кембриджа — до конца сентября). Ответ из бизнес-школы приходит в начале января.

Стоимость МВА курсов может варьироваться в разных университетах и на разных специализациях от 15 до 50 тыс. долл. Одногодичный курс МВА в Лондонской Бизнес-Школе стоит около 40 тыс. долл. Конкурс на одно место — 10–12 человек. Соискатель пишет по-английски сочинение: что нового он готов привнести в группу, чем может быть интересен для других элитных студентов. По принципу совместимости в бизнес-школах формируются небольшие (5 чел.) многонациональные группы. Средние затраты на проживание и питание в Великобритании — 5000–10 000 фунтов в год.

Как изменялись бизнес-школы

Целенаправленно обучать менеджеров в специальных школах в США начали с середины 30-х гг. ХХ в. Их готовили к конкретной деятельности на конкретных предприятиях. В 60–70-е гг., когда активно развивались экономико-математические методы для обоснования управленческих решений и корпорациями начали управлять на научной основе, в бизнес-образовании произошла революция. В это время сложилась концепция канонической программы МВА (Master of business administration), или МВА–general. Она отличалась академичностью и была основана на глубоком научном изучении отдельных бизнес-функций предприятия. В период расцвета бизнес-школ и невиданного спроса на специалистов МВА в Гарвардской школе бизнеса был разработан знаменитый метод case-study, который с тех пор повсеместно используется при преподавании МВА.

В начале 60-х гг. европейцы переняли насыщенный наукообразный стиль американских бизнес-школ. Однако уже через 10 лет вернулись к формам обучения, не слишком перегруженным теориями, опирающимся на жизненную практику.

На рубеже 80-х гг. ХХ в. элитарное бизнес-образование вошло в полосу кризиса. Бизнес-школы упрекали в оторванности от жизни. Они стали перестраиваться. Открывались «гибкие» курсы МВА-special, в которых большую часть времени занимали дисциплины по выбору и занятия по индивидуальным учебным планам.

В 90-е гг. бизнес-школы стремились не к тому, чтобы дать слушателям глубокие знания, а к выработке у них способности к адаптации и лидерству, навыков коммуникации и командной работы. Структура бизнес-школ менялась: появились отдельные возглавляемые директором программы, разработанные для конкретной группы слушателей. Возникли корпоративные университеты. Наиболее продвинутые школы бизнеса превратились из научно-исследовательских в учебно-консультационные центры.

В России только с середины 90-х гг. начали осваивать каноническую программу МВА. Лишь в 2000 учебном году 30 ведущих российских бизнес-школ получили государственную аккредитацию программ МВА. Теперь их выпускникам выдают диплом государственного образца.

Зарубежная степень МВА в России

Многие менеджеры среднего и высшего звена не могут позволить себе на год отрываться от работы в своей компании. Сегодня некоторые российские бизнес-школы предоставляют желающим возможность, не покидая страну, получить два МВА-образования и два диплома. «Программы МВА нашего и западного образца — это разные продукты, адресованные разным аудиториям. И ключевым является не вопрос: «Что лучше?», а вопрос: «Что принесет большую пользу?», — говорит Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ, крупнейшей бизнес-школы в России.

Те, кто владеет иностранным языком и у кого есть перспектива международной карьеры, чаще всего выбирают западную (в том числе в совместной бизнес-школе) программу МВА. С 1992 г., когда в России началась эра бизнес-образования (тогда в партнерстве с Британским открытым университетом был создан Международный институт менеджмента ЛИНК), оба курса МВА можно совместить в одном и получить два диплома.

Многие отечественные фирмы имеют партнеров в Европе. Поэтому среди российских менеджеров наблюдается интерес не только к английской или американской программам МВА, но и к их аналогам в континентальной Европе. МВА-программа Высшей коммерческой школы (www.edline.ru, www.begin.ru) была разработана совместно с Европейским институтом международного менеджмента (IEMI, Франция) и аккредитована Европейским советом по бизнес-образованию (ECBE). В этом учебном заведении можно получить также немецкий диплом — Diplom der Export Akademie Baden-Wuerttemberg. Программа MBA UFSIA Школы бизнеса Антверпенского университета и Академии народного хозяйства (АНХ) читается сначала российскими, а затем бельгийскими профессорами. То же самое относится к программе МВА Магдебургского университета (Германия) в АНХ. В той же Академии народного хозяйства можно получить и американскую степень МВА Калифорнийского университета.

По другому принципу построено партнерство в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС. Там создали свою программу МВА на российских реалиях, а британские эксперты из London Guildhall University оценили и аккредитовали ее, т.е. признали аналогичной собственным программам с точки зрения методов работы, оценки качества и т.п. После аккредитации программа МВА в МИРБИСе была дополнена курсами и лекциями, которые предложили английские партнеры. А в программу MBA Стокгольмской школы экономики (Санкт-Петербург) добавили курсы по российскому бухучету и курсы по новейшим компьютерным технологиям.

Любая из совместных программ МВА предполагает лекции российских экономистов либо западных экспертов, специализирующихся на проблемах России. На программах МВА Британского открытого университета в МИМ ЛИНК, Магдебургского университета в Академии народного хозяйства, Даулинг-колледжа в Московском университете ТУРО (www.touro.ru), программе Kingston в Академии народного хозяйства, филиала Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге часть занятий и курсов ведут преподаватели зарубежных бизнес-школ, часть — российские профессора, прошедшие специальную подготовку.

При поступлении на международную программу МВА в России слушатели должны выполнить ряд условий.

Требования по иностранному языку достаточно жесткие. Если вы не хотите брать в бизнес-школе спецкурс английского языка, то должны предъявить сертификат определенного языкового уровня. Этот документ можно получить в Высшей школе делового администрирования Международного университета в Москве или в МИМ ЛИНК, где желающим выдают Кембриджский сертификат FCE по английскому языку. Помните, чтобы получить настоящий зарубежный диплом МВА, нужно слушать лекции на иностранном языке.

Зарубежные программы МВА должны быть аккредитованы какой-либо крупной иностранной бизнес-школой или признаны национальной Ассоциацией бизнес-образования. В этом случае полученный диплом безоговорочно признается за границей и дает право занимать определенные должности в зарубежных компаниях.

В программу МВА должны входить не только спецкурсы и лекции зарубежных партнеров, но и активные методы обучения, в том числе case-study (на иностранных или российских образцах).

Иностранные партнеры бизнес-школы должны участвовать в проверке контрольных и зачетов по курсовым и дипломным работам и утверждать оценки.

Диплом должен быть того же образца, что и в зарубежной бизнес-школе.

Аккредитация

В иностранных государствах не существует эквивалента российскому понятию «государственный диплом». Программы МВА (и выдаваемые по результатам их прохождения дипломы о присуждении квалификации МВА) аккредитованы отдельными зарубежными университетами, бизнес-школами или профессиональными ассоциациями. Это значит, что они соответствуют чрезвычайно высоким требованиям, которые предъявляют к ним те или иные университеты или профессиональные союзы. По выводу Ассоциации МВА (www.mba.оrg.uk), в Британии из 100 бизнес-школ, обучающих по программам МВА, только 30 соответствуют стандартам. Одна из них — школа бизнеса Открытого Университета Великобритании (самая большая в Европе), где учатся менеджеры более чем 4000 ведущих мировых компаний, в том числе Роллс-Ройса, IBM, Форда, Рено, Филипса. Программы МВА Открытого Университета (основан в 1969 г. королевой Елизаветой) получили европейскую аккредитацию EQUIS. В России по этим программам занимаются слушатели Международного института менеджмента ЛИНК (www.ou-link.ru, www.link.msk.ru).

Программа МВА Высшей коммерческой школы и Школы делового администрирования Международного университета в Москве аккредитованы Европейским советом по бизнес-образованию. В России тоже существует Ассоциация бизнес-образования (РАБО). Однако главное слово в признании дипломов МВА в России принадлежит государству. Два года назад оно аккредитовало программы МВА в 30 ведущих отeчественных вузах.

Квалификация «Мастер делового администрирования» официально введена в РФ с 1999–2000 гг. Она присваивается тем, кто имеет высшее образование, опыт управленческой работы менеджером широкого профиля, дающий возможность руководить предприятием, организацией как самостоятельными структурными подразделениями. Наличие квалификации дает право занимать управленческие должности в организациях, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в условиях рынка (менеджер, начальник отделения, директор, гендиректор, президент фирмы).

Выбирая для обучения российскую бизнес-школу, надо поинтересоваться, есть ли у нее государственная аккредитация. Существует немало учебных заведений, которые утверждают, что они дают квалификацию МВА и диплом государственного образца. В действительности их программы обучения не соответствуют государственным стандартам. Поэтому такой диплом МВА не дает права занимать высокие должности в сфере управления.

Каким стандартам должны отвечать аккредитованные российские программы обучения менеджменту?

Для получения профессионального сертификата менеджера нужно в течение полугода прослушать 150–300 ч по таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы. После курса продолжительностью не менее 600 ч выдается сертификат о профессиональной переподготовке (эквивалентен получению 1-й ступени МВА «Professional Diploma in Management» в Великобритании). Но это еще не программа МВА. У каждого соискателя, допущенного к занятиям по программе МВА, должен быть диплом о высшем образовании и не менее 2-х лет работы в бизнесе. Чтобы получить диплом МВА, нужно не меньше чем за 1 год (при дневном обучении) и не меньше чем за 1,5 года (при вечернем) прослушать около тысячи аудиторных часов (европейский вариант МВА — 2400 ч, ускоренный — 1800 ч). Перечень дисциплин (содержание обучения) каждый вправе выбрать сам.

Как найти подходящую программу МВА

Сегодня у российских менеджеров среднего и высшего звена есть реальный выбор: можно найти для себя или своих сотрудников подходящую программу МВА как по содержанию, так и по форме обучения. Российское бизнес-образование начинает реагировать на потребности рынка. А на рынке сейчас требуются управленцы высшего класса с практическими знаниями в конкретной области.

Ранее в России преобладали программы МВА-general (обучающие общим принципам управления), сегодня бизнес-школы предлагают широкий выбор специализаций в дополнение к программам общего менеджмента. Это программы-special для менеджеров, точно знающих, в какой сфере бизнеса им предстоит работать. Среди новых направлений — менеджер инновационной деятельности (их готовят в Центре коммерциализации технологий Академии народного хозяйства, www.intb.ru), менеджмент в строительстве (МИРБИС).

Как правило, все менеджеры высшего и среднего звена учатся заочно. Российские бизнес-школы учитывают различную загруженность слушателей. Зачастую применяется европейская модульная система, очень удобная для руководителей высшего звена: курсы и предметы разбиваются на заочное, вечернее и дневное (в форме тренинга) обучение.

МИРБИС и Высшая школа делового администрирования Международного университета в Москве предусматривают обучение по индивидуальному плану. В ВШДА можно для прохождения отдельных дисциплин записаться даже вольнослушателем.

Международный институт менеджмента ЛИНК использует удобную для слушателей заочную форму обучения. По ней учатся более 40 тыс. преуспевающих менеджеров в 90 отделениях ЛИНК по России и СНГ. В том числе сотрудники КамАЗа, Уралмаша, ММК, Норильского никеля, Связьинвеста. ЛИНК — владелец эксклюзивных прав на проведение в странах СНГ обучения с использованием учебно-методических материалов Открытого университета. Все они адаптированы к реалиям российского бизнеса.

Каждому студенту при зачислении предоставляется полный комплект учебных материалов: книги, компакт-диски с компьютерными программами и текстами. Слушатели самостоятельно выполняют мини-проекты применительно к каждой рабочей ситуации. Письменные работы оценивает тьютор — своего рода наставник, ведущий слушателя по учебному материалу. Закрепление навыков проходит на тьюториалах — коллективных занятиях типа тренингов. Они проводятся в удобное для слушателей время с использованием активных методов обучения: деловых игр, групповых дискуссий. Отдел регионального развития ЛИНК отслеживает мнение студентов и тьюторов о качестве учебных материалов через директоров соответствующих курсов. Обучение завершается проведением Воскресной выездной школы, где занятия проходят в форме «погружения». Слушатели упорядочивают свои знания, обмениваются опытом, устанавливают деловые связи. Некоторые из них позднее сами становятся тьюторами.

Тьюторы обучаются в ЛИНКе в «институте» стажеров, потом посещают особые семинары (содержательные и проблемные). Опытные тьюторы создают собственные курсы и тренинговые программы, оказывают консалтинговые услуги, адаптируют зарубежные курсы менеджмента, ведут мастер-классы.

Светлана Кириллова
Директор-инфо

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100