Обучение сотрудников в компании
остается одним из важнейших вопросов
кадровой политики, как в России, так и за
рубежом. В 2000 году в США такое обучение
прошли 54 млн. человек — почти половина
всего трудоспособного населения страны. На
каждого из них было израсходовано около $2
000. В отраслях, где удержанию ключевых
сотрудников уделяется особое внимание,
расходы на обучение еще выше. По прогнозам
специалистов, в ближайшее время 75-85%
процентов всех служащих на Западе будут
ежегодно проходить обучение на своих
предприятиях.
В последние годы наблюдается очевидная
взаимосвязь между вложениями, сделанными в
обучение и развитие персонала, и ростом
прибыли компании. Отмечается прямое и
косвенное воздействие инвестиций в
обучение на рост качества продукции,
увеличение объема продаж, повышение уровня
обслуживания клиентов. Предприятие
получает прямую выгоду от роста
профессионализма и опыта своих сотрудников.
По американской статистике, специалист
высшей категории приносит компании в
среднем на 127 % больше прибыли, чем
специалист средней категории. Возможность
проходить обучение считается фактором
привлекательности компании, благодаря
которому она может нанимать и удерживать
лучших специалистов в отрасли. А это, в свою
очередь, способствует повышению качества
продуктов и услуг компании.
Судить о новом взгляде на обучение
персонала можно по практике западных
компаний. Расходы на такое обучение весьма
значительны (иногда достигают 1-2% от оборота
компании), они являются инвестициями в
развитие основного ресурса каждого
предприятия — его персонал. Обучение
рассматривают как часть совокупной
программы, направленной на обеспечение
конкурентного преимущества компании.
Хорошо проработанная система обучения
включает выявление потребности в кадрах —
составляются перечни компетенций и
специалистов, требуемых предприятию в
настоящее время и в перспективе,
вырабатывается политика подготовки кадров
в соответствии с потребностями бизнеса. Эта
политика сопрягается с системой оценки
кадров, принятой на предприятии.
Предусматриваются ресурсы, требуемые для
реализации обучающих программ: выбираются
оптимальные технологии обучения, сроки,
ресурсы, место проведения занятий и пр.
Преподаватели используют как стандартные
аудиторные методы, так и элементы
дистанционного обучения. По окончании
занятий проводится оценка их
результативности и степени их соответствия
поставленным задачам. Затем
рассматривается новый статус сотрудников,
повысивших свою квалификацию, и решается
вопрос об их использовании с учетом новой
квалификации в новых условиях бизнеса.
Таким образом, внутреннее обучение решает
многоплановые задачи развития сотрудников,
как на благо компании, так и самих
сотрудников, — именно такую роль играет
система обучения персонала в американской
корпорации Oracle.
Обучение персонала относится к числу
приоритетных задач в корпорации. Очень
высокие требования, предъявляемые в
высокотехнологичном бизнесе к
специалистам по разработке программного
обеспечения, его продажам, внедрению и
поддержке, обуславливают необходимость
постоянного обновления знаний сотрудников
— необученный своевременно специалист
теряет имеющуюся квалификацию. Это
приобретает особое значение при постоянном
обновлении и расширения набора продуктов,
производимых компанией. Поэтому в США
ежегодно обучаются 20 000 специалистов Oracle —
эти цифры отражают ситуацию и в других
странах, где работают наши сотрудники.
Причем корпорация обучает не только своих
сотрудников, но и клиентов, партнеров. Много
лет успешно работает Корпоративный
Университет Oracle.
В прошлом году корпорация заявила о
подготовке Университетом Oracle полного
пакета обучения по прикладным программам
для управления предприятием, Oracle E-Business Suite.
Комплекс обучающих материалов является
основой получения первоначальных или
продвинутых знаний по всем прикладным
программам для «внедренцев» и
пользователей этого программного
обеспечения. Прошедшие обучение могут
сразу использовать полученные знания в
решении главных задач бизнеса.
«Мы предложили варианты изучения
прикладных программ, специально
рассчитанные на начинающих пользователей и
опытных пользователей. Благодаря этому
слушатели, проходящие обучение, смогут
досконально изучить предложенный материал
в полном соответствии со своими
возможностями и потребностями. В
результате они получат наиболее
эффективное и адекватное по стоимости
обучение»», — отмечает Джон Холл, старший
вице-президент компании Oracle.
Вот, что говорят слушатели, прошедшие наше
обучение:
— Программа для «внедренцев» помогла мне
уяснить все тонкости продуктов Oracle.
Преподаватели блестяще знают продукт и
отлично владеют техникой проведения
занятий. Завершив обучение в Университете
Oracle, я ощущаю полную уверенность в себе и
готовность отправиться на переговоры к
клиенту, оценить масштаб проекта и
рассчитать путь внедрения, наиболее
соответствующий интересам заказчика.
Обучающие курсы для пользователей Oracle
спроектированы под разные уровни
пользователей и дают реальный опыт работы с
прикладными программами. Курсы доступны в
разных объемах и формах подачи. Их можно
выбирать в соответствии с реально
исполняемыми обязанностями слушателей, их
профилем деятельности и бизнес-процессами
отдельных предприятий.
Университет Oracle получил престижную премию
2001 года, присуждаемую Национальной Лигой
Бизнеса. Он является глобальным ресурсом
для всех сотрудников, партнеров и клиентов,
работающих с Oracle E-Business Suite. В мире работают
более 100 000 сертифицированных партнеров Oracle,
ежегодно обучаются более 600 000 слушателей,
около 150 000 человек подписаны на онлайновое
обучение.
Специалисты корпорации Oracle понимают, что
реальным итогом успешного обучения
является способность компании–заказчика
повысить производительность своей
компании, ее прибыльность. Это отражается
на стремлении существенно снизить расходы,
и рационализация расходов — один из
побудительных мотивов использования
интернет-обучения в компании. Ежегодно
обучая колоссальное количество
специалистов, Oracle выбирает схему
совмещения обучения традиционного и
онлайнового. Оптимизация использования
рабочего времени сотрудников, возможность
проводить обучение в удобное время, в
удобном формате, возможность построения
индивидуальной программы обучения для
одного слушателя или целого подразделения
— веские основания для широкомасштабного
использования онлайновых курсов.
Решение о таком использовании интернет-обучения
было принято в корпорации в 1999 году.
Механический перевод курсов, проводившихся
«вживую», на обучающий сайт, был делом не
простым и не сулил особой
привлекательности. Запись длинных лекций
грозила отпугнуть слушателей
монотонностью — вряд ли многие из них
согласились слишком долго «висеть» на
сайте. После череды проб и ошибок удалось
выработать удачное сочетание компактных
сегментов курса, продолжительность каждого
из которых 10-15 минут. В курс обычно входят
предварительно записанные видео-лекции,
тесты, демонстрации, упражнения. На курсах
проводится самостоятельная регистрация
слушателей (если их по-прежнему можно так
называть). Они сами выбирают курс, время его
изучения. При необходимости могут прервать
обучение и вернуться к нему в удобное время,
а также пропустить уже знакомый материал,
еще раз просмотреть сложный раздел,
ознакомиться с архивом вопросов и
обсуждений материала, пообщаться в режиме
реального времени с преподавателем,
коллегами, разработчиками курсов,
экспертами по теме. Как показывает практика,
благодаря интернет-обучению общее время
обучения сотрудников корпорации не
уменьшилось (обычно в год каждый сотрудник
отводит на обучение около 35 часов) и
значительно возрос объем пройденного
обучения (благодаря компактности обучающих
материалов). Качество же обучения, как
отмечают сами слушатели, осталось прежним.
Я также могу это засвидетельствовать, так
как раньше неоднократно проходила в
компании традиционное обучение.
Достоинства интернет-обучения очевидны. Я
бы особо выделила возможность пообщаться с
коллегами из других стран, знакомиться с их
опытом и проблемами. Правда, на первых порах
было тяжело вынести высокий ритм обучения и
мешала моя неполная осведомленность в
английской терминологии изучаемых
предметов. Кроме того, при традиционной
форме обучения найти требуемый курс не
всегда просто — то его нет в расписании, то
я занята в это время.
Онлайновое обучение всегда «под рукой».
Всегда доступны практически все требуемые
материалы. Можно позволить себе
многократно «проутюжить» сложный материал
и мельком просмотреть знакомые темы.
Регулярно получаю уведомление о выходе
новых материалов и планах на будущее.
Замечу, что приверженность сотрудников
нашей компании к онлайновому обучению
объясняется еще двумя вескими причинами. Во-первых,
все продукты Oracle переведены на работу в
интернет-технологии, потому и работе с ними
нас обучают в той же архитектуре. Во-вторых,
в компании существует традиция: прежде чем
выпустить продукцию на рынок, ее надо «обкатать»
внутри компании. И «обкатываем» мы в данном
случае один из важнейших модулей, входящий
в пакет прикладных решений для управления
персоналом. Модуль этот так и называется —
«Oracle Интернет-обучение».
Наша справка о компании Oracle
В компании работают 41 000 сотрудников.
Крупнейший производитель корпоративного
программного обеспечения, годовой доход
компании превышает 10,8 млрд. долл.
Производит базы данных, средства
разработки, готовые решения для
предприятий.
Юлия Григорьева, консультант по приложениям для кадровых служб Компании Oracle The Career Forum