Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Больше дипломов, хороших и разных!Тема бизнес образования сейчас, когда российская экономика находится на подъеме, а большинство компаний лелеют планы агрессивного завоевания рынка, как никогда актуальна. Раскрыв любой журнал, ориентированный на деловую аудиторию, вы наверняка наткнетесь на статью посвященную этой теме, а уж рекламные призывы, агитирующие получить "лучшее бизнес образование" и призывающие "стать членом бизнес элиты" глядят на нас со страниц красочных еженедельников, рекламных проспектов и щитов в метро. Светлым головам не светит…по крайней мере, в Америке. Но так ли оно необходимо, это "громко воспетое" бизнес образование? Давайте обратимся к зарубежному опыту. Попробуем разобраться, насколько надежны карьерные перспективы выпускника школ МВА. И если спорить о том, что бизнес-образование, в принципе полезно, не приходится, то надежды на стремительную карьеру недавних выпускников вполне могут оказаться блефом... По крайней мере, в Америке. Почти два десятка компаний, от небольшой
молодой фирмы Pixo до гигантской корпорации
Intel , предлагают бонусы в порядке извинений
или "обратного найма" тем студентам,
которые приняли предложения поступить к
ним на работу после выпуска. Сами компании
отказываются комментировать происходящее. К примеру, Intel предлагает своим несостоявшимся сотрудникам компенсации в нескольких вариантах: выплату суммы, равной жалованью от двух недель до трех месяцев, плюс в зависимости от оговоренной суммы еще и помощь в поиске работы и возмещение расходов на образование. Похожие истории происходят и в Dell Computer , и в Cisco Systems , и в Nortel Networks. А что у нас? В нашем Отечестве дело до таких изысков не
доходит. Как правило большинство
слушателей бизнес-школ, обучаются там за
счет компании, в которой они работают. И
естественно работодатель не будет спешить
расстаться со своими денежками. По данным опроса руководителей компаний и HR менеджеров, при принятии решения о приеме на работу сотрудника 65% респондентов отдадут предпочтение человеку со связями в профессиональных кругах, и лишь для 15% наличие диплома МВА значимо при принятии решения. По данным известной рекрутинговой компании "Анкор", не более 2% кандидатов, состоящий в ее профессиональном банке данных , являются обладателями дипломов МВА. Как правило, это достаточно молодые менеджеры, работавшие в составе западных компаний и получившие свое образование за счет фирмы. Любопытная статистика: не смотря на то, что аббревиатура "МВА" расшифровывается как "мастер делового администрирования", только 7% обладателей дипломов МВА являются профессиональными управленцами. Больше всего выпускников бизнес-школ среди специалистов по продажам до 30%, затем идут финансисты - 24%, и завершают список специалисты по маркетингу - 21%. Странный набор отраслей для "делового администрирования", вы не находите? Поневоле в голову закрадывается мысль, что большинство МВА-эйщиков, получали свои дипломы совсем не для повышения своего профессионального уровня. "Золотой лейбл" Мой хороший знакомый, назовем его Владимир К., в разговоре со мной признавался: "Меня побудило пойти учиться стремление сделать карьеру, зарабатывать существенно больше. Наиболее перспективными для трудоустройства, мне тогда представлялись представительства западных компаний. Но для того, что бы занять управленческую должность в подобной компании, диплом МВА необходимое условие, и я пошел учиться". Знакомая ситуация, не правда ли? Однако, по заверениям рекрутеров, число компаний, обязательно требующих от кандидатов степень МВА, да и само количество вакансий в них, в последнее время не увеличивается. А вот несостоявшиеся "претенденты" выплескиваются на российский рынок труда. И ищут работу дальше… Рано или поздно оказываясь на пороге российских компаний. После кризиса 1998 г. рынок труда оказался переполнен образованными и опытными специалистами, и наличие МВА стало весьма важным дополнительным достоинством кандидатов. Диплом "мастера делового администрирования" представлялся гарантией от безработицы, "золотым лейблом", если хотите, который подтверждал качество предлагаемого работодателю товара. Все ринулись учиться. Прошло три с лишним года. Теперь, по прошествии времени можно констатировать - большинство из "новообращенных" впустую потратили деньги и время. По мнению профессиональных рекрутеров, российский рынок труда реагирует на “мастеров делового администрирования”, более чем спокойно. Три волшебные буквы. Знак качества или клеймо? Как не парадоксально это звучит, но большинство руководителей российских компаний неохотно принимаю на работу дипломантов МВА. Причина этого столь же проста, сколь и неожиданна. По мнению руководителя отдела персонала одного крупного торгового холдинга (пищевая промышленность), такие специалисты обладают как минимум тремя крупными недостатками:
С одной стороны, все вышеперечисленное звучит парадоксально, ведь разве не для того и нанимают молодых управленцев, что бы сломать старые стереотипы работы? Однако попробуйте представить себе картину успешных переговоров лощенного МВА-эйщика в костюме-тройке с руководителем областного молокозавода или того пуще - с председателем какого-нибудь ОАО "Рассвет в полях", о закупке продукции? Не получается? Признаюсь, у меня то же. А вот кто тут был бы действительно на месте, так это выпускник сельскохозяйственной академии или экономического факультета родного российского ВУЗа. И действительность подтверждает наши ожидания. Наибольшим спросом в российских и большинстве западных компаний, сегодня пользуются специалисты, имеющие два высших образования, из которых первое - профильное, а второе - экономическое. Второе - не значит вторичное. Самой желанной добычей в последние годы для любого HR менеджера стал кандидат имеющий практический опыт работы в нужной отрасли и второе экономическое образование. Как правило это уже сложившийся специалист, обладающий и необходимыми связями и навыками работы. Более того, российский диплом свидетельствует о том, что у такого специалиста "ноги прочно стоят на земле". От него будут ожидать практических идей и предложений, участия в увеличении прибыльности бизнеса. К тому же не мало важен и еще один существенный нюанс: обучаясь в России специалист не "выпадал" из экономической и деловой жизни страны, как это часто происходит с выпускниками МВА. Еще один несомненный плюс в пользу найма именно таких специалистов состоит в том, что их на рынке существенно больше. А значит - и стоят они дешевле. Элементарная арифметика при подсчете стоимости обучения, между российским и западным университетом, обнаруживает разницу на порядок. Логично предположить, что далеко не каждый талантливый специалист, особенно в провинции, будет в состоянии оплатить западное образование. Сравнительная стоимость обучения в некоторых российских и западных вузах. РАЭ им.Плеханова - от 2500 $$ в год МГУ им. Ломоносова - от 2300 $$ в год Академия народного хозяйства при Правительстве РФ от 2500 $$ в год Бизнес школа "Мирбис" (обучение в России) - от 5000 $$ в год Бизнес школа Калифорнийского Университета (обучение в России) от 11 000 $$ в год INSEAD (Ирландия) от 60 000 $$ в год (учеба + проживание) KELLOG (США) от 100 000 $$ в год (учеба +проживание)
Молодым везде у нас дорога, только где их взять-то молодых… Ну наконец настала пора поговорить об отраслевом образовании. Двенадцать лет назад, когда мы с одноклассниками выбирали ВУЗ, никому и в голову не могло придти, что тихий Сережка Колосов, поступивший в казавшуюся нам бесперспективной "Киросинку" (Институт Нефти и Газа им. Губкина), в итоге окажется в составе ведущих специалистов крупной нефтяной компании. Действительно в последние годы мои личные наблюдения показывают: на рынке труда все большим и большим успехом пользуются специалисты с профильным, отраслевым образованием. Мои наблюдения подтверждают и консультанты большинства рекрутинговых агентств. "За последний год, мы заключили необычайно много контрактов на подбор молодых специалистов с отраслевым образованием и минимальным опытом работы", - говорит Ольга Осинова, КА "Метрополис". Наибольшим спросом пользуются специалисты получившие образование в таких отраслях как: химия и нефтехимия, архитектура и строительство, пищевая промышленность и холодильное оборудование. Необычайно возрос спрос на инженерные специальности. При этом необходимо отметить, что компании отводят молодежи роль среднего менеджемента и профильных специалистов, в отделах производства и продаж. Часто необходимость приобрести требуемого специалиста настолько велика, что компании готовы брать на работу студентов старших курсов профильных ВУЗов. Причину такого спроса на "практические " специальности далеко искать не следует. Оправившись от кризиса 1998 года, российская экономика понемногу стала втягиваться в процесс производства реальных материальных ценностей. А любое производство, как известно, требует как минимум сырья, оборудования и специалистов. И если с сырьем особых проблем как будто бы не предвидится, а износившееся за годы "перестроек" и "перестрелок" оборудование стали потихонечку заменять, то вот парк специалистов оказался утерян безвозвратно. За последние пятнадцать лет из отраслевого производства и науки не ушел только ленивый (фанатики и патриоты - не в счет), а в профильные ВУЗы конкурсный бал упал до отметки "ниже некуда". И в такие институты шли, как правило, откровенные неудачники, не сумевшие пробиться на престижные экономические и юридические факультеты. И вот гром грянул. На возникшую потребность экономики в специалистах производственного профиля, нашему образованию не чем ответить. Я как страшный сон вспоминаю свои мучения при поиске специалиста по производственным холодильным установкам "не очень преклонных годов". И не то что бы требования к этой вакансии были очень строгие, просто свободных специалистов подходящего профиля на тот момент в девятимиллионной Москве не было! И мне, только не смейтесь, пришлось заниматься "переманиванием" рядовых инженеров из существующих компаний. Похожую ситуацию за последние пять лет, на мой взгляд, уже пережила одна отрасль - информационные технологии. Так что путь выхода из кадрового кризиса достаточно очевиден. Руководителям отделов персонала в производственных компаниях, стоит пристально присмотреться к существующим отраслевым институтам и завязать с ними дружеские отношения. Так, сделали в свое время сотрудники компании "BAAN -Евразия", организовав на факультете управления проектами Московского Института Управления, несколько спецкурсов по изучению продукции этой компании. В итоге были довольны все заинтересованные стороны: деканат института получил в свое распоряжение "живую" систему АСУ последнего поколения и специалистов, объяснявших студентам, как использовать это программное обеспечение на практике, студенты - получившие возможность приобрести практический опыт работы, и наконец руководство компании - фактически имевшее возможность "снимать сливки" лучших выпускников института. Наконец есть еще один путь обретения столь желанных отраслевых специалистов - это поиск их в регионах. Система подготовки отраслевых кадров в регионах, в силу различных обстоятельств сохранилась лучше, чем в Москве. Часто единственное градообразующее предприятие имело свой ВУЗ, зачастую, единственно приличный в городе, поэтому у провинциальных старшеклассников было не так то много выбора. Работать им как правило предстояло на заводе-кормильце. Подобный персонал, не избалованный сверх доходами и имеющий реальный опыт работы, представляет на мой взгляд немалый интерес для столичных компаний. В заключении мне остается повторить вслед за классиком "Ученье свет, а не ученье - тьма". А вот на каком свете ему жить - каждый решает сам. А.Несмеева |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|