На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Взлеты и падения

"Экосистема" Роба Глазера

Kак известно, музыка владеет всеми возрастами, социальными группами и национальностями. Обретя цифровой формат, она становится наиболее привлекательным "магнитом" для завлечения среднего потребителя на еще только зарождающуюся виртуальную "рыночную площадь". Кабельные модемы, DSL-соединения и волоконная оптика распространяются все шире. Вскоре можно будет скачивать видео-, телешоу и даже художественные фильмы. Нас ожидает новая эра.

Роб Глазер не сомневается: начинающаяся эра "цифровой загрузки" (downloading) изменит мир вокруг нас. Благодаря этой уверенности он уже основал фирмы "Реальное видео" и "Реальные Cети", был одним из первых, кто принес видео и телевидение в Интернет, а теперь активно продвигает свой новый проект "Реальный музыкальный автомат" (RealJukebox), который был представлен на суд широкой общественности весной 1999 года. "Автомат" (устройство со специальным программным обеспечением) дает возможность загружать песни из Интернета на жесткий диск домашнего компьютера. Кроме того, можно быстро переписать в компьютер обычный компакт-диск. RealJukebox в сочетании с новыми мощными карманными компьютерами вполне может привести к забвению магнитофонов и CD-плейеров. По сути дела, если у вас есть мобильный доступ в Интернет, то "автомат" дарит вам полную свободу: вы можете слушать что угодно и где угодно.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
История революции в "загружаемых" средствах информации начинается в 1987 году, когда в результате разработок немецкого института Фраунтгофера и университета Эрлангена был создан способ передачи музыки в компактной цифровой форме. Эта технология была признана стандартом в Международной организации по стандартизации в 1992 году. Она была одобрена Moving Picture Experts Group и поэтому называется MPEG-1 Audio Layer 3 или МР3. Словечко "загружаемая" говорит о том, что компьютерный файл, где музыка закодирована в цифровой форме, можно переслать с одного компьютера на другой.

Это революционное открытие долго не было востребовано записывающей индустрией и не волновало экспертов в области авторских прав. До тех пор, пока не появились модемы со скоростью работы более 56 кбит/с, а Pentium перевалил рубеж скорости 300 МГц. С такими возможностями целую песню можно перекачать к себе на компьютер за несколько минут. Студенты стали скачивать песенки со своих CD-плейеров, сжимать их (упаковывать файлы при помощи компьютерных программ, чтобы они занимали меньше места) и пересылать приятелям по компьютерной сети. Пока все соперничество за этот рынок будущего еще впереди, но его участники уже сделали первый рывок.

Продажи музыки online в течение трех ближайших лет (по оценкам агентства Jupiter Communications) будут составлять не менее 8% от общего объема продаж. Правда, большую часть этой цифры составят продажи компакт-дисков через Интернет. Непосредственное скачивание музыки пока сильно тормозится малой пропускной способностью телефонных линий, низкой скоростью модемов и наличием множества стандартов сжатия: к 2002 году объемы "цифровых" продаж не превысят 30-40 млн. долл. А вот торговцы музыкой через компьютерную сеть "Internet Underground Music Archive" гораздо более оптимистичны в своих ожиданиях: 600 млн. долл. в ближайшие три года и 3,7 млрд. долл. за пять последующих. О перспективности нового рынка говорит хотя бы то, что самый активный интерес к нему проявляют такие монстры, как IBM и AT&T, пять ведущих звукозаписывающих компаний, телекомпании - MTV, например, Microsoft и многие другие.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА
"Глазер со своим "Real" делает то же самое, что и Microsoft в 1985 году, - говорит Джон Пэддлфорд, менеджер отделения Media в Microsoft. - Это касается не только технологии, скорее, это политика".

Глазер успешно строит свою финансовую империю: в 1998 году ее оборот был 65 млн. долл., а сейчас рыночная стоимость достигает 8 млрд. долл. Это действительно искусство большой политики: сплавить мир развлечений с Интернетом и получить всеобъемлющую взаимозависимую "экосистему".

"В том, что происходит, риск - неотъемлемая часть. Многие эксперты индустрии развлечений просто приходят в ужас от рисуемых нами картин нового мира, - говорит Джим Брейер, ближайший соратник Глазера. - Но это значит лишь одно - грядет новый мир. Он пустит в себя лишь лидеров. Остальным суждено исчезнуть".

На всех этапах процесса Глазер непременно находится в инициативной группе, одновременно стараясь сотрудничать со всеми и опередить всех. И это ему удается.

Он как будто заражает окружающих своей внутренней энергией, которую черпает из неизвестного источника. При этом в общении он никогда не повышает голоса, а только ускоряет темп и без того быстрой речи. Получается нечто вроде: "Дотехпорпокапроблеманеобсуждаетсявпечатионанесуществуетдлябольшинстванаселения". Глазер не только выдвигает идеи, но и "пропитывает" ими всех окружающих, заставляя их двигаться вперед со скоростью своей речи.

В ПОИСКАХ ЦИФРОВОГО КОПИРАЙТА
А движение идет совсем не по ровной дороге. С самого начала внедрения идеи скачивания музыки из Интернета противники Глазера упрекают его в том, что он открывает двери пиратству. Сейчас записывающие компании озабочены тем, как защитить права артистов от пиратства и контролировать распределение песен - источник благосостояния Большой Музыки. Пять ведущих компаний уже распространяют песни для "загрузки" через свои страницы в Интернете. Параллельно с этими законными источниками распространения музыки есть уже тысячи и тысячи страниц, делающих это абсолютно свободно и неконтролируемо.

МР3 позволяет вам "втянуть" на свой компьютер музыку из Сети быстрее, чем вы допьете свое пиво. Но кроме этой очевидной цели, Глазер "бьется" за свободу с устаревшими законами об авторских правах: "Борьбу с ними пора начинать сегодня, поскольку в будущем музыка будет существовать только в цифровой форме".

Копирование музыки из Сети ставит сложные задачи перед традиционными законами об охране авторских прав. Около 846 млн. новых CD были проданы в 1998 году, а из Сети ежедневно загружается по меньшей мере 17 млн. МР3-файлов. За первое полугодие 1999 года получилось более 3 млрд. А если появится несколько компаний, распространяющих МР3-музыку (RealNetworks, RealJukebox и др.), а с ними и мириады устройств для ее воспроизведения, то этот рынок буквально взорвется. Авторские права по-прежнему существуют, но будет ли в них какой-то смысл? Очевидный ответ - нет. Между прочим, то, что сегодня называется пиратством, завтра может стать моделью бизнеса.

Мировая организация интеллектуальной собственности основана в 1970 году, и сегодня в нее входит 171 участник (ныне ее годовой бюджет по сравнению с другими ООНовскими организациями - самый высокий). Она защищает международные права собственников интеллектуальной собственности. Но и ее эксперты понимают, что пришло время перемен.

Администрация Клинтона стремится взять ситуацию под контроль - именно этим вызвано экстренное появление в октябре 1998 года Закона о цифровых правах собственности для нового тысячелетия. Все шире идет обсуждение средств для сохранения авторских прав при перекачке музыки в виде цифрового файла. Одно из предложений - ставить нечто вроде цифровой подписи на каждом файле при его перекачке. Как сейчас на видеокассетах ставится суровая надпись, что ее можно только смотреть, но не копировать, так и цифровые файлы можно будет перекачивать, но не распространять. На каждом файле будет стоять "водяной знак" того места, откуда он был скачан.

Есть и другие подходы. Например, компания Sony предлагает встраивать в проигрывающие устройства специальный чип, который позволит проигрывать только файлы со специальными пометками. Это позволит дать файлам ограниченный срок жизни, то есть через определенное время они будут просто самоустраняться из памяти вашего компьютера.

В апреле 1999 года и Microsoft предложил собственную технологию "авторского права", которая совместима только с его собственным Media Player'ом. Песни, сжатые технологией Microsoft, не будут проигрываться, пока вы не введете номер своей кредитной карточки или специальный пароль.

В мае 1999 года подала голос первая крупнейшая звукозаписывающая компания Universal Music Group. Она разработала систему электронной коммерции для продажи своих музыкальных произведений, где можно скачать файл, только лишь заплатив за это.

А вот компания America Online выпустила Nullsoft - систему, которая позволяет скачивать песни с определенной радиостанции. Полнейшее нарушение всех авторских прав. Кто прав? Только время покажет.

Глазер отвечает всем противникам новой музыки так: изготовители автомобилей не могут отвечать за недисциплинированных водителей, превышающих скорость.

"ГЛАЗЕР ПРОТИВ MICROSOFT"
Друзья вспоминают, что Глазеру всегда хотелось чего-то совсем нового. Даже Microsoft, где он стремительно продвигался по служебной лестнице и в 1993 году стал самым молодым вице-президентом компании, казался ему унылым болотом. Едва став вице-президентом, он ушел, основав компанию "Прогрессивные Сети" для передачи телевидения через Интернет. При этом, зазывая к себе новых сотрудников, он говорил, что именно у него собираются те, кто хочет изменить мир.

В 1995 году мало кто ощущал связь между компьютерными сетями и "мультимедиа" - это были различные сферы бизнеса, и уж совсем никто не мог сказать, что будущее Интернета именно в этом. Большинство талантливых людей, подключившихся к проекту, были привлечены не блеском идеи, а энергией самого Глазера.

На первый взгляд, особых успехов у компании пока нет (она, кстати, сменила название на "Реальные Сети"). Оборот невелик, а прибыль просто отсутствует. Но за два года после выхода на рынок стоимость акций выросла в 10 раз. 85% объема видеоизображений, передаваемых через Интернет, используют технологию компании "Реальные Сети". И даже Билл Гейтс, долгое время игнорировавший Интернет, понял, что его бывший сотрудник занимается чем-то действительно стоящим.

В 1997 году Microsoft предложил Глазеру сотрудничество. Тот отказал со свойственной ему самоуверенностью, переходящей порой в манию величия. Тогда Билл Гейтс начал планомерно скупать всех конкурентов "Реальных сетей", и Глазер решил сменить гнев на милость: был заключен стратегический альянс. Microsoft вложил 30 млн. долл. в бизнес Глазера за то, чтобы версия 4.0 "Реал" была увязана с Internet Explorer, а следующие 30 млн. - за 10% акций. При этом Глазер с ближайшими коллегами ни в коей мере не считали сделку чем-то особо выгодным для себя. "Это был чисто тактический ход, чтобы избежать войны, когда нам надо работать и развиваться", - говорит Митч Капор, один из ближайших друзей и сотрудников Глазера.

Но жизнь оказалась сложнее. Вскоре после подписания альянса Microsoft выпустил собственную версию Реал-сервера, но с возможностью перекачивать одновременно несколько различных потоков. Это убивало всю прибыль Глазера. Он понял, что ему хотят постепенно перекрыть кислород. 999 человек из тысячи сдались бы на милость всесильному Биллу Гейтсу, но Real всего через 6 недель выпустил новую версию своего продукта, уже никак не совместимую с предыдущей. Это был "наш ответ Чемберлену".

К 23 июля 1998 года конфликт разросся до размеров слушания в Сенате США, где одетый в совершенно не типичный для него строгий серый костюм Глазер заявил, что Microsoft препятствует свободе и открытости в Интернете и уничтожает продукт его компании. Однако адвокаты Microsoft оказались искусней, и акции Real стали катастрофически падать: в первый день слушаний - с 22 долл. до 16,5 и до 9 долл. - к сентябрю.

"Это был трудный период, - вспоминает Капор. - Мы поняли, что борьба идет не только за клиентов, но за полное доминирование определенной платформы. И бороться надо необычным образом (тем более с Microsoft)". Глазер вспоминает, что на него тогда большое впечатление произвели аргументы Эстер Дайсон (крупнейшего эксперта в области Интернета): в сетевой экономике ты не столько продаешь, сколько устанавливаешь отношения. Перепись мегабитов музыки на жесткий диск своего компьютера - это не просто акт купли-продажи, а начало взаимоотношений.

БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ ПО ДАРВИНУ
Бизнес для Глазера всегда был нелинейным и тем более нестатичным, его скорее можно было сравнить с чем-то жидкообразным и трехмерным. Он мог начинаться с одного-единственного продукта, но быстро "обволакивал" клиентов, которые им пользовались, со всех сторон. Клиенты высказывали все новые пожелания, а фирма Глазера их удовлетворяла. Сам Глазер называет этот процесс "зашнуровкой", имея в виду все более и более тесные связи клиентов с фирмой и ее платформой. И действительно, на ежегодной конференции разработчиков "Реальных Сетей" встречаются сотни самых разных людей. Тут представлены и трехмерная мультипликационная система, и продукт для качественной остановки кадра, и система для поиска в видеоархивах, и специальные программы для online-трансляции спортивных событий.

Глазер очень любит называть такое пестрое содружество "экосистемой", и когда компания делает какое-нибудь особо удачное приобретение, он с удовлетворением говорит: "Экосистема развивается и формируется очень удачно". При этом не надо забывать, что любая экосистема похожа на пирамиду, и те, кто находится на ее вершине, поедают нижележащие слои. Такова жизнь.

Подобная конструкция позволяет конкурентам упрекать "Реальные Сети" в отсутствии четкой стратегии. Это обвинение несправедливо. Действительно, "цифровая загрузка" никогда не была стратегическим планом "Реальных Сетей", они с самого начала стремились встроить ее в максимальное число самых различных продуктов.

Главным соперником "Реальных Сетей" стал совсем не Microsoft, а новый стандарт сжатия информации, пришедший из Германии, - MPEG (Moving Picture Expert Group). Он позволяет уплотнять запись музыки в 10 раз практически без потери качества. За 1997-1998 годы стандарт стал широко распространяться по всему миру. Это было явным вызовом Глазеру: "Они делали то же самое, что и мы - выдавали бесплатные копии всем желающим". Чтобы выжить, необходимо было что-то придумывать.

Придумали устройство для переписи музыки с компакт-дисков на жесткий диск компьютера. Идея была в том, что у большинства любителей музыки есть колоссальные личные коллекции и, кроме закачивания музыки из Интернета, они с удовольствием сохранят в компьютерном виде то, что у них уже есть. Этот блестящий ход мгновенно превратил компании, записывающие музыку, из врагов и соперников "Реальных Сетей" в их союзников. "RealJukebox" привел не к сокращению покупок CD, а к росту.

Но главное - экосистема продолжает развиваться. Южнокорейский электронный гигант LG уже выпускает портативный компьютер размером с обычный плейер, снабженный проигрывающим устройством в стандарте МР3. Глазер ведет активные переговоры с Thomson Multimedia по выпуску собственного аналогичного устройства.

Однако жизнь - сложная штука. Casio выпускает маленький компьютер с системой воспроизведения звука по стандарту Microsoft. Sony выбрала в качестве своей платформы еще один стандарт, Apple выпускает собственное устройство.

На вопрос, не пугает ли его столь интенсивная конкуренция, Глазер отвечает, что в условиях сетевой экономики конкуренция (competition) выглядит как нечто среднее между кооперацией (cooperation) и соревнованием (competition). По-английски это называется "coopetition". "Мы вступаем в индустрию развлечений и информационных технологий. А здесь с успехом сосуществуют десятки крупнейших газет, журналов и телекомпаний, и все они конкурируют и сотрудничают друг с другом. Это тоже похоже на экосистему, где все стремятся победить, но в то же время все друг с другом взаимосвязаны", - говорит Глазер.

...В офисе Глазера стоит большой аквариум, в котором среди других обитателей живет и рыбка-клоун. Это одна из редких пород, которой не наносят вреда жгучие щупальца морских медуз. На вопрос одного из журналистов, чем привлекает его эта редкость, Глазер ответил: "Мне нравятся повадки этого малыша. Другие рыбы в страхе бегут, завидев медузу, а рыбка-клоун плывет в самую ее сердцевину".

Александр Семенов, Олег Нагорный
Business Online

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100