На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Карьера » Взлеты и падения

Главный прокатчик

Только за деньги работать нельзя, нужна идея, считает Михаил Залищанский, основатель крупнейшей в стране сети видеопрокатов "Видеобум".

Основанная два года назад сеть насчитывает 70 салонов, ее годовой оборот превышает $4 млн. До того как начать свое дело, Залищанский успел многое: занимался научными исследованиями в области химии, работал таксистом в Австралии, издавал журнал "Андрей" и торговал перьями страусов в Москве.

Свою сеть видеопрокатов он основал два с половиной года назад, опередив на полгода двух других нынешних лидеров московского рынка, "Авалон" и "Видеоленд". Это было очень удачное время для старта. Сейчас быстрый рост сети видеопрокатов был бы уже невозможен, по крайней мере в Москве. "В 1999 г. можно было за четыре-пять месяцев окупить вложенные в салон $25 000, - говорит он. - Сегодня это два-три года в лучшем случае". Не лучшим образом повлиял на рынок пожар на Останкинской телебашне. "Это было большой трагедией для нашей индустрии. Те 10 дней принесли огромные выручки, но обратили на нас внимание", - объясняет основатель "Видеобума". Сотни людей решили, что это очень выгодный бизнес, и ринулись открывать прокаты. К маю 2001 г. рынок уже был насыщен. "Если бы все развивалось без пожара башни, рынок насытился бы только к лету этого года, - говорит Залищанский. - Сейчас в Москве около 1000 прокатов, а городу нужно 500 - 600. Многие из них не переживут это лето".

Сети видеопроката появились в России примерно на 15 лет позже, чем на Западе. Сеть Blockbuster, насчитывающую 8000 салонов (в прошлом году они выдали в аренду жителям разных стран видеокассет на сумму $4,3 млрд) , основал в 1980-х гг. предприниматель Дэвид Кук. Поглотив несколько сетей в разных странах, в частности в Великобритании, Blockbuster стала крупнейшей в мире видеопрокатной компанией. После чего в 1992 г. ее купил гигант медиа-индустрии компания Viacom, владеющая также CBS, Paramount Pictures, United Paramount Network (UPN) , MTV Networks и проч. У второй в США сети, Hollywood Entertainment, гораздо более скромные размеры: она состоит сегодня из 1800 салонов с годовым объемом продаж $1,4 млрд.

В то время когда в Америке зарождался бизнес, связанный с прокатом кассет, Залищанский учился на химфаке МГУ и руководил студенческой дискотекой. После окончания университета он попытался заняться бизнесом: купив несколько видеомагнитофонов "Электроника ВМ12", открыл в одной из аудиторий МГУ видеосалон. Недавние студенты заработали огромную сумму - 5000 руб. (студенческая стипендия тогда составляла 40 - 60 руб. ). Вскоре выгодное предприятие прикрыл партком МГУ. Три года Залищанский посвятил науке, потом опять занялся бизнесом - в течение года издавал мужской журнал "Андрей". Но возникли проблемы между партнерами, Залищанский ушел из журнала. Потом решил на год поехать в Австралию, чтобы наконец поработать по специальности, а заодно поучить английский язык. Год вылился в пять. На работу по специальности сразу устроиться не удалось, и Залищанский девять месяцев работал таксистом. Со временем он все же получил работу, на которую рассчитывал, - был принят в лабораторию материаловедения Академии наук Австралии. Контракт был рассчитан на два года. "Это было очень скучно, несмотря на то что по специальности и абсолютно в тему. Я искал еще какого-то приложения своих сил", - рассказывает Михаил.

Тут и возникла опять тема видео. Жители Австралии страдают от синдрома удаленности от остального мира, в частности из-за этого там столь активно развивается индустрия туризма и видео. Русские эмигранты в Мельбурне и Сиднее страдали от синдрома удаленности даже больше, чем коренные жители: купить русский фильм можно было лишь в одном из эмигрантских магазинов, где несколько десятков фильмов продавались вместе с рыбой, колбасой и консервами. Залищанский решил сыграть на этом и открыл с партнером, тоже эмигрантом, "фирменный специализированный прокатик" на 14 кв. м, всего на 800 кассет. Под проект получил кредит в 6000 австралийских долларов ($3000) под 24% годовых. Прежде чем начать бизнес, Залищанский специально нанялся на работу в одну из крупнейших видеопрокатных сетей - чтобы понять, как все устроено.

Кредит вернули через пять месяцев. Но потом дела пошли хуже: появились конкуренты, цены пришлось снижать. Наконец, все фильмы клиенты уже пересмотрели, а новые в России в это время почти перестали производить. И в 1997 г. Залищанский вернулся на родину, оставив дело партнеру. Пробовал продавать австралийские страусиные перья российским театрам (неудачно). И опять вернулся к видео.

Еще в Австралии Залищанскому пришла в голову идея, что в России есть структура, полностью готовая для строительства видеосети, - сеть муниципальных библиотек. "Все приемы работы - жанры, полки, формуляры - абсолютно идентичны", - говорит он. Залищанский нашел инвестора, согласившегося дать $12 000, добавил к ним свои 5000 австралийских долларов и в мае 1997 г. в отделе абонемента одной из библиотек на западе Москвы открыл салон проката. Полтора года проект прибыли не приносил. "[К этой услуге] не был готов ни потребитель, ни рынок", - объясняет сейчас предприниматель. Помимо прочего, фильмы приходилось катать нелегально - кассет с правом проката на российском рынке почти не было. В конце концов в рамках начавшейся борьбы с пиратством крупные дистрибьюторы кассет попытались закрыть видеотеку. Но один из них, "Видеосервис", неожиданно предложил Залищанскому сделать салон для них. На деньги "Видеосервиса" Залищанский открыл прокат "Видеоленд" - первую в столице и стране видеотеку, похожую на аналогичные западные. Сходство было хотя бы в том, что с клиента не требовали залога. А с залогом прокату не достичь больших оборотов.

Дальше "Видеосервис" стал развивать свою сеть сам - сейчас в ней 32 салона. А Залищанский решил создавать свою сеть. Первый салон под фирменной желто-синей вывеской "Видеобум" открылся на Чистых прудах в мае 1999 г. Денег у Залищанского не было: под каждый конкретный адрес он привлекал инвестора, дававшего деньги за долю в бизнесе. Контрольный пакет предприниматель всегда оставляет себе. Сейчас в сети "Видеобум" 70 салонов общей торговой площадью 5000 кв. м: 25 франчайзинговых, остальные открыты на деньги 20 инвесторов - физических лиц. Помимо прочего, большое количество юрлиц в бизнесе дает ему возможность платить налог по упрощенной системе налогообложения, 10% с оборота. Но, признает предприниматель, очень мешает управлять бизнесом.

Через год после старта бизнеса начались трудности: пожар на Останкинской башне ужесточил конкуренцию, летняя жара прошлого года также плохо сказалась на оборотах - москвичи предпочитали выезжать на природу, а не смотреть фильмы. Многие точки, которые были тогда открыты, оказались убыточными. Началась медленная волна закрытий, которая продолжается до сих пор.

Себестоимость услуги постоянно растет из-за роста арендных ставок и стоимости кассет: в 1999 г. кассета с правом проката в среднем стоила 150 руб. , год назад 220 руб. , сейчас - 350 руб. Но цену на эту услугу поднимать нельзя. Нельзя нарушать психологическую формулу цены проката: она должна быть в пять раз ниже, чем цена продажи. Больше 40 руб. москвичи пока не готовы платить за прокат фильма, объясняет предприниматель. Для открытия нормального салона в Москве уже требуется не $25 000, как два года назад, а около $40 000.

Многие московские прокаты скоро не выдержат конкуренции, считает Залищанский. "Этот бизнес кажется простым: что там - взял кассету и даешь напрокат. Но для того чтобы это было рентабельно и прибыльно, нужно соблюсти десятки разных деталей. Например, правильно сформировать фонд кассет из 9000, которые есть в каталоге". Или ценовая политика. Чтобы стимулировать потребителей в мертвый сезон, летом, "Видеобум" ввел прокат на три дня: чтобы человек мог взять кассету на дачу. Важен и интерьер: "Там должно быть уютно, должно возникать желание копаться, искать что-то, а не просто взять кассету и быстро уйти".

"Видеобум", как и другие сети - "Авалон-видео" (эта сеть принадлежит многопрофильному московскому холдингу "Авалон) и "Видеоленд", - теперь пробует развивать бизнес в провинции. Но, открыв салоны в Самаре, Таганроге и Чебоксарах, Залищанский, по его словам, приостановил развитие региональной сети. Обороты там не поднимаются выше 100 000 руб. в месяц на салон (в Москве успешным может считаться прокат с оборотом не меньше 150 000 - 160 000 руб. в месяц).

Впрочем, Залищанский, оставив оперативное руководство наемному менеджеру, намерен заняться новым бизнесом. Он, как и видеопрокат, должен быть связан с услугами "европейского уровня, но доступными" широкому слою потребителей. Предприниматель изучает рынок кофеен, а пока оказывает частные услуги в более узком сегменте - консультации для желающих эмигрировать в Австралию.

Ольга Промптова
Ведомости

Другие разделы
Тесты
Работа за рубежом
Кадровые агентства
Взлеты и падения
Дистанционное образование
Телеработа
Кадровые технологии
Сколько Вы стоите
Имидж и этикет
Новое в разделе
Ищу работу
Карьерная лестница
Образование и карьера
Профессия
Советы руководителю
Рынок труда
Работа в России
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100