Некоторые весьма эпохальные события
общероссийского масштаба лучше
отслеживать не по сообщениям «центральных»
пресс-служб и не по комментариям «больших
людей». Достаточно отследить развитие «глобальных»
ситуаций по реакции на них местного
населения. Вот, например, в Архангельске на
днях состоялось заседание трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, которое иначе как историческим
не назовешь – неожиданно всплыло, что и без
того обделенных бюджетников собирается
обидеть любимое правительство.
Комиссия, состоящая из представителей
Федерации профсоюзов Поморья,
администрации и Союза работодателей
области решительно выступила против новой
концепции реформирования системы оплаты
труда рабоьтников бюджетной сферы,
разработанной Министерством труда и
социального развития РФ и предложенной
правительством! В адрес правительства,
Госдумы и Совета Федерации ушло тревожное
обращение, подписанное Поморским
губернатором А. Ефремовым, председателем
облсобрания В. Фортыгиным и председателем
Федерации профсоюзов Архангельской
области Ю. Никитиным. Оно составлено как раз
по итогам "исторического" заседания
трехсторонней комиссии. Вот цитаты из него:
"Проект концепции требует доработки.
Переход на новые условия оплаты труда в
определенные Минтрудом РФ сроки в рамках
предусмотренного увеличения фонда
заработной платы в 1,33 раза в 2003 году
представляется нереальным. Предлагаем в 2003
году сохранить систему исчислений зарплаты
бюджетникам по Единой тарифной сетке с
индексацией величины заработной платы в
соответствии с нормами Трудового
кодекса РФ". Что означают эти строгие, но
порой не всегда понятные "непосвященным"
строки? Ситуацию комментирует участник
заседания трехсторонней комиссии,
председатель Архангельского
территориального совета профсоюза
судостроителей Николай Житов.
-- Вопрос, что называется, назрел.
Предварительно концепция дважды
обсуждалась на заседании самой главной,
Российской трехсторонней комиссии. И две
стороны (профсоюзы и работодатели)
категорически не согласились с
принципиальными подходами новой концепции
по организации оплаты труда и со снижением
статуса социальных гарантий. Однако
правительство, несмотря на это... одобрило
ее основные положения! По сути, оно пошло на
конфликт с профсоюзами и региональными
работодателями. Дело в том, что реализация
новой бюджетно-зарплатной концепции
предусматривает возможность обеспечения
соответствия между уровнем оплаты труда
бюджетников и стоимостью жизни в каждом
отдельно взятом регионе РФ. Для этого
полномочия по определению самой системы
определения зарплаты бюджетников
передаются на региональный уровень.
Получается, что правительство как бы
передает все проблемы бюджетников-"федералов"
регионам, у которых и своих, "региональных"
бюджетников хватает... Центр
перекладывает ответственность "вниз"!
Конечно, в этом случае меньше проблем будет
у так называемых "регионов-доноров",
где средств хватает. Но ведь Архангельская
область и без того дотационна! Различная
бюджетная обеспеченность регионов при
отсутствии государственных гарантий
минимальных размеров ставок отраслевых
систем оплаты труда приведет к
значительной дифференсации в зарплате по
регионам и нарушит принцип единого подхода
при формировании межбюджетных отношений!
Предложенная правительством концепция
также предусматривает возможность
определения системы оплаты труда
бюджетников, финансируемых из местных, в
том числе муниципальных бюджетов. Но в виду
низкой наполняемости этих самых местных
бюджетов собственными доходами (по всей
стране так) это... нецелесообразно! Вот
почему мы так резко выступили против
предложения правительства. Но в то же время
ни профсоюзы, ни работодатели в целом не
возражают против введения отраслевых
систем оплаты труда. Но соотношение между
так называемым надтарифным и тарифным
фондами необходимо изменить в пользу
последнего и гарантировать государством
управление субъектами РФ федеральных
размеров заработной платы.
И еще один важный аспект, рассмотренный
трехсторонней комиссией. Управляющий
региональным фондом социального
страхования О. Оверчук довел кричащую
информацию: размеры фонда катастрофически
уменьшаются! Два года назад, когда вошел в
силу Закон РФ "О едином социальном налоге",
были уменьшены тарифы отчислений с
предприятий в этот фонд с 5,4 процента до
четырех, профсоюзы уже заявляли о возможных
негативных последствиях. Фактически
поступления в фонд - составляют около 3,4
процентов. Первая "ласточка" была в
прошлом году: у фонда соцстраха не
оказалось средств на новогодние подарки
детям. Дальше-больше. Сейчас ситуация
такова: если будет так и дальше, то фонд
соцстраха к концу 2003 года будет способен
оплачивать лишь листки нетрудоспособности,
то есть привычные всем бюллетени, да и то не
в полном объеме. Ни об оплате детского
отдыха, ни о других выплатах из фонда
соцстраха речь идти уже не может! Что,
естественно, вызовет возмущение трудящихся
и, не исключено, дестабилизацию социальной
обстановки в стране... И еще: если крупные, в
первую очередь государственные
предприятия, отчисляют даже эти четыре
процента нормально, то предприятия малого и
среднего бизнеса с этим явно не спешат. Ну
посудите сами, ведь это житейское дело
стало уже привычным: приходит человек
наниматься к частному предпринимателю, тот
назначает ему зарплату в 450 рублей (меньше
нельзя -- это законный МРОТ, минимальный
размер оплаты труда), а остальную часть
зарплаты выдает так называемым "черным
налом", в конвертике. И налоги, и
отчисления в фонд соцтраха предприниматель
вполне законно делает только из расчета
этого самого МРОТ. А ведь фонд соцстраха
выплачивает его работнику и детские, и
больничные, и вес прочее в полном объеме.
Выход есть -- поднимать МРОТ, до уровня
прожиточного минимума -- кстати, на вполне
законном основании статьи 133 Трудового
кодекса! Сейчас эта статья вообще не
работает. Прожиточный уровень, например,
в Поморье -- больше двух тысяч, а МРОТ, сами
понимаете, в пять раз меньше... В ближайшее
время профсоюзы будут активно добиваться
хоть какого-то отклика на вопросы,
поставленные "трехсторонниками". Не
исключено, что дело дойдет и до каких-то
массовых акций. Ведь речь идет о
благосостоянии большинства населения
России.