Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Виртуальные технологии и электронная коммерцияВиртуальные компьютерные технологии все более масштабно вторгаются в различные области деятельности человека. Этому в большой степени способствует Интернет, вызывая эффект раскручивающейся спирали с подключением все увеличивающегося числа новых потребителей и производителей виртуальных услуг и продуктов. Создание и бурное распространение персональных компьютеров в последние десятилетия показало, что информационная техника, получив широкое распространение, способна совершать поистине революционные преобразования в любых традиционных направлениях техники, технологии, производства, экономики. Поэтому особо пристальное внимание специалистов в области информационных технологий и потенциальных потребителей их услуг направлено на виртуальных технологий в сфере торговли и торговых взаимоотношений. Очевидно, что успехи электронной коммерции могут превзойти все ожидания и привести к глобальным преобразованиям в этой сфере. Особенно существенные изменения затронут область безналичных расчетов и торговых отношений между предприятиями (business-to-business, или В2В). Вместе с тем трудно себе представить, по крайней мере на данном этапе, что человечество полностью перейдет на электронную торговлю, лишив себя супермаркетов и прочих магазинов. Так, приверженцами традиционных форм торговых отношений многие люди могут оставаться по психологическим причинам, когда «факт» покупки для них имеет вторичное значение по отношению к «процессу» или «среде». Скорее можно ожидать (как это уже не раз было в истории развития компьютерной техники), что электронная коммерция создаст новую мощную ветвь в общей системе торговли, мирно сосуществуя с традиционными формами, дополняя и обогащая их. Для того чтобы понять разницу между традиционной и электронной формами торговли, необходимо взглянуть на процесс коммерции с разных позиций: с позиции обычного потребителя услуг и с позиции разработчика систем электронной коммерции. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ — ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГВполне естественно, что потребителя главным образом интересуют два этапа совершения коммерческой сделки: выбор товара в магазине и оплата через платежную систему магазина. Сущность этих этапов сохраняется и для пользователей системы В2В, хотя процедурно сделки между предприятиями имеют больше формальностей.Обратим внимание на то, что покупая товар традиционным способом, можно легко оценить его качество в процессе выбора при непосредственном осмотре, проверке или даже примерке. При этом у покупателя не возникает сомнений относительно принадлежности товара данному магазину или подлинности самого товара. Оплата товара производится наличными деньгами либо с помощью кредитной карточки. Очевидно, что потребитель услуг ожидает от электрон ной коммерции не менее простого и надежного осуществления операций. Обеспечение этого входит в задачу разработчика системы. Но с позиций разработчика весь процесс оказывается значительно более сложным и многоступенчатым. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ — ВЗГЛЯД РАЗРАБОТЧИКАПри разработке систем электронной коммерции сразу же возникают проблемы, связанные с виртуальным характером Интернет-процессов. Главный редактор журнала "e-Commerce World" К. Преображенский утверждает, что «…каждый может начать свое е-дело, имея в голове лишь светлую идею, море жизненной энергии и четкое понимание экономической сущности происходящего в Интернете». Однако именно такая доступность «каждому» Интернета создает дополнительные трудности и заставляет разработчика задумываться в первую очередь об обеспечении адекватного соответствия виртуально созданных (а следовательно, легко изменяемых) участников сделки их реальным эквивалентам. То есть разработчик вынужден начинать процесс создания торговой системы с вопроса, не характерного для традиционной торговли: как подтвердить подлинность участия в сделке виртуальных сторон — покупателя, продавца и/или магазина, продукта?Следующая проблема связана с выбором покупателем товаров и услуг, поскольку товары и услуги также представлены виртуально. Данная проблема легко решается, если выбор сводится к просмотру прайс-листов и каталогов товара при сравнительно ограниченном ассортименте продукта. Сложности возникают тогда, когда виртуальный выбор должен качественно соответствовать традиционному процессу отбора товара покупателем с помощью продавца-консультанта на основе детальных характеристик конкретного товара. Разработчику приходится учитывать разные категории требований покупателя по отношению к разным классам товаров, объем представления характеристик товара и их виртуальную выразительность, динамику изменения количественного состава и потребительских свойств товарных групп, гибкость ценовых ограничений и дополнительных скидок, а также многие другие факторы. В итоге все это приводит к быстрому росту объемов обрабатываемой информации, замедлению в работе систем (особенно для Интернет-процессов) и требует привлечения все более совершенного программного обеспечения. Иными словами, разработчик должен найти компромисс при решении дилеммы: качество услуг по выбору товара — масштаб обработки данных. Но наиболее сложные проблемы появляются после того, как покупатель выбрал товар и решил его оплатить. Речь идет об этапе взаимодействия покупателя и продавца с платежной системой. Характерная для традиционной торговли атмосфера конфиденциальности, когда о решении покупателя оплатить покупку известно только продавцу, полностью нарушается в Интернет-торговле. Включаясь в открытую Интернет-среду, покупатель, по существу, должен заявить на весь мир о своем решении. Последствия такого шага не обязательно предсказуемы. По сравнению с традиционной торговлей покупатель в Интернет-торговле как бы доверяет произвести платеж некоему, неизвестному посреднику. Электронная сеть в качестве посредника между продавцом, покупателем и их банками доступна как для правомерных акций, так и для потенциально возможных несанкционированных действий. Сделать «посредника» известным или как можно более легитимным — это и есть самая трудная задача разработки. Поэтому для разработчика проблема безопасно совершаемой трансакции является, пожалуй, наиважнейшей. От ее решения во многом зависит темп развития электронной коммерции. В техническом отношении для решения этой проблемы разработчик должен сосредоточиться на двух взаимосвязанных процессах — проверке прав доступа и защите передаваемых данных. Заключительная часть торговой сделки связана с поставкой товара и возвратом его при необходимости продавцу. На этом этапе разработчик вынужден решать две основные задачи — общие проблемы логистики и юридические вопросы обеспечения гарантийных обязательств и прав потребителя. Таким образом, с позиций разработчика систем электронной коммерции Интернет-сделка имеет следующие характерные стадии:
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ Е-КОММЕРЦИИДо недавнего времени разработки систем электронной коммерции имели спонтанный, хаотический характер. Ими занимались довольно много небольших компаний, в основном имевших опыт создания HTML-страниц, сайтов и порталов в сочетании с опытом работы с базами данных и клиент-серверными приложениями. Первые успешные системы е-коммерции выросли из информационных порталов типа Уаhoo!, Go.com, Excite.К 1997 г. стала очевидной тенденция появления в Интернете middle-office-приложений, к которым, в частности, относятся и системы е-коммерции. Этот класс приложений связан уже с обработкой динамических данных, трансакций и бизнес-логики в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с Интернет-средой. На этом этапе в игру уже вступают гиганты — IBM, Microsoft, SUN, Oracle, Sybase, и если небольшим компаниям удалось сосредоточиться на серверах приложений или других компонентах более общей Интернет-технологии, то гиганты пошли значительно дальше и включили всю свою мощь для создания не только серверов приложений, но и полноценных комплексных систем, электронной коммерции. Вступив в конкурентную борьбу за лидерство, гиганты индустрии быстро осознали необходимость принципиально нового стандарта безопасности для Интернет-коммерции в открытой сети. Усилиями компаний IBM, MasterCard, Visa, GlobeSet и др. были разработаны новые спецификации и набор протоколов «безопасных электронных трансакций» (SET). На этой основе и были созданы современные системы электронной коммерции. На примере платформы IBM можно рассмотреть, каким современным требованиям должен соответствовать разработчик профессиональных систем корпоративной электронной коммерции. Платформа IBM базируется на достаточно универсальной системной модели, которая может быть использована в будущем не только для приложений электронной коммерции, но и для других перспективных приложений. Ее универсальность позволяет рассматривать в целом организацию работы любых приложений через Интернет. Системная модель (рис.1) включает в себя следующие компоненты:
Рис. 1
Реализация системной модели для задач электронной коммерции представлена на рис.2.
Лидирующие позиции платформы IBM определили не только специальные функции, поддерживающие работу е-коммерции в открытой сети, но и наиболее полный набор системных функций, охватывающих вопросы интеграции приложений, создание среды для программирования приложений, системное управление. Именно эффективная реализация системных функций крайне необходима для реализации корпоративных систем. Рис. 2
Интеграция приложений представляет собой сложную проблему в том случае, если необходимо согласовывать отдельные приложения, разработанные на разных платформах и с помощью разных языков программирования. Для интеграции Web-приложений и серверов с другими приложениями уровня предприятия и выше используются следующие методы интеграции:
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В РОССИИРазработки систем электронной коммерции в России значительно отстают от западного уровня, но с переходом к рыночной экономике происходит все большая их интеграция в мировую систему. Поэтому развитие электронного бизнеса, пусть и с некоторыми задержками, будет происходить и в нашей стране.Исторические особенности нашего государства придают этому процессу некоторые характерные свойства. Следует отметить, что главные идеи современной электронной коммерции развились в основном из двух «родительских» направлений — торговли по каталогам и расчетов с применением пластиковых карточных платежных систем. Нетрудно догадаться, что оба направления в нашей стране до последнего времени находились в зачаточном состоянии. Торговля по каталогам не могла развиться в условиях товарно-дефицитной распределительной экономики. Безналичные платежи по кредитным картам не развивались по причине низкого уровня доходов населения, слабости технологической инфраструктуры платежных систем коммерческих организаций, монопольной концентрации сбережений в едином государственном Сбербанке. Рыночные отношения заставили предпринимателей шагать в ногу с современными тенденциями. В результате этого стала быстро расти примитивная форма электронной коммерции, по существу ставшая электронным аналогом торговли по каталогам. Работает она следующим образом: обычный магазин заказывает небольшой группе программистов разработку своего сайта, где размещает каталог товаров и ценники. Клиент со своего компьютера, подключенного к Интернету, может просмотреть каталог, выбрать и заказать требуемый товар. Курьер доставляет товар по адресу покупателя и принимает оплату. Однако подобные решения по развитию электронной коммерции совершенно не устраивают корпоративных пользователей, которым требуются мощные и полнофункциональные системы, охватывающие все поле деятельности корпорации и ее взаимосвязи с другими участниками бизнеса. Принимая во внимание существование естественных монополий в нефтегазовой промышленности, энергетике, металлургии, транспортных системах, крупных финансовых структурах, в стране есть довольно много потенциальных корпоративных заказчиков для систем электронной коммерции. И для их нужд целесообразнее будет использовать уже устоявшиеся системы и солидных поставщиков. Управление компанией № 4, 2001 г. Виль Рахманкулов, д.т.н., проф.
Валерий Ситников, к.т.н.
|
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|