Мы постоянно следим за развитием музыкальных онлайн-служб, однако поиск по данной теме на Web-сайте ITC Online выдает, в основном, информацию о намерениях компаний и изредка о каких-то конкретных шагах. Однако можно сказать, что этот Рубикон был преодолен 4 декабря, когда Real Networks объявила о запуске RealOne, платного проекта по аренде музыки в Internet.
MusicNet
Именно "аренде", а не продаже. За $10 в месяц клиент RealOne
получит возможность загрузить на свой жесткий диск 100 композиций, получив,
помимо этого, доступ к сотне композиций, прослушать которые можно будет только
как потоковое аудио. Для пущей привлекательности Real Networks включила в сделку
доступ к 2 тыс. радиостанций различных направлений (которые не будут содержать
рекламы).
Как только покупатель откажется оплатить очередную абонентскую плату, он потеряет
возможность прослушивать композиции. Форматом распространения музыки, как можно
догадаться, является не MP3, а внутренний стандарт, разработанный Real Networks.
Среди участников проекта -- крупные музыкальные корпорации Bertelsmann Music
Group (BMG), Warner Music и EMI.
Данная идея не нова для Real Networks. RealOne является не чем иным, как обновленной
версией Real GoldPass -- сервера для подписчиков, который Real Networks и раньше
распространяла по той же цене, что и RealOne. Real GoldPass мог похвастаться
постоянной аудиторией в 400 тыс. клиентов, регулярно плативших по $10 в месяц.
Наличие подобной клиентской базы в Internet дало Real Networks возможность заключить
партнерские соглашения с оффлайновыми медиа-компаниями, и, в частности, CBS
через GoldPass вела трансляцию популярного американского reality-шоу Survivor
(которое очень сильно перекликается с программой "Последний
герой", на ОРТ).
PressPlay
Противостояние MusicNet и PressPlay можно обнаружить, если взглянуть
на софтверных партнеров обоих проектов. В случае MusicNet это, как отмечалось
выше, Real Networks, программную же платформу для PressPlay предоставила Microsoft,
для которой рынок развлечений в последнее время приобрел первоочередное значение.
В числе партнеров PressPlay -- Sony Music, Universal Music Group и EMI. Звукозаписывающая
компания EMI, как видно, решила обезопасить себя на случаи неудачи одного из
проектов, а также максимизировать свои прибыли при условии успешного сосуществования
обоих конкурентов.
PressPlay получает некоторое преимущество в плане онлайн-поддержки. Если за
MusicNet стоят такие компании, как Real Networks и AOL Time Warner (владелец
корпорации Warner Music), то музыка от PressPlay будет распространяться на MSN.com
(владелец -- Microsoft), MP3.com
(владелец -- Vivendi Universal) и Yahoo!.
Ценовая политика предприятия выглядит следующим образом: за $10 в месяц можно
загрузить на диск 30 композиций и получить доступ к 30 песням в режиме потокового
аудио, за $15 в месяц можно купить 75 файлов для загрузки, 750 файлов для прослушивания
и 15 -- для записи на компакт-диски, а самый дорогой план пользователю обойдется
в $25 ежемесячно и позволит слушать 1000 композиций, загрузить 100 и сохранить
на диске 20.
Именно возможность записи на компакт-диски является основным плюсом нового проекта.
Как считают некоторые наблюдатели, подобное решение, возможно, станет первым
шагом к краху MusicNet, если последняя не согласится предоставить аналогичный
доступ.
Запись на компакт-диски подразумевает использование технологии Microsoft Windows
Media в качестве поддерживаемого формата. Разработки Microsoft также предусматривают
"дату окончания работы" файла, т. е. музыка по-прежнему сдается напрокат,
а не продается навсегда. Софтверная компания попыталась увеличить привлекательность
PressPlay, достигнув соглашения о внедрении технологии Windows Media в чипы
для DVD-плейеров -- ход, который даст композициям от PressPlay неоспоримое преимущество
над продуктом MusicNet. Теперь музыку можно будет слушать и вдали от компьютера.
Альтернативы
На следующий день после открытия MusicNet свой онлайн-сервис запустила
компания Listen.com. Сервер Rhapsody также рассчитывает на абонентскую плату
подписчиков как основной источник прибыли. Если говорить о преимуществах и недостатках
Rhapsody по сравнению с другими разработками, то плюсом можно назвать ценовую
политику, а минусом -- доступность музыки только в формате потокового аудио.
И если в момент своего запуска Listen.com не могла похвастаться наличием договоров
с крупными корпорациями, то сегодня в числе ее партнеров -- BMG, Sony Music
и EMI. Клиент может получить доступ как к радио, не содержащему рекламы, так
и прослушивать имеющиеся на сервере композиции. Количество мелодий не ограничивается.
Музыка разбита на два направления -- классическая и все остальное. Пакет Nexos
Classical за $6 в месяц предоставляет неограниченный доступ к классике, пакет
Sampler за те же деньги подключает ко всем жанрам, кроме нее. Для тех, кому
по душе любые музыкальные направления, пакет Sampler Pro за $8 в месяц предлагает
нелимитированный доступ ко всей аудиоколлекции Listen.com.
Прослушивание ведется через специальный плейер, загрузить который можно на сайте
Listen.com, даже не будучи клиентом Rhapsody. Никакой записи на CD или портативности
музыки Rhapsody не предусматривает -- трансляция осуществляется только при подключении
клиента к Internet и только в режиме потокового аудио.
Спрос и предложение
Итак, пользователю Internet, жаждущему "отведать" платной музыки,
ждать не придется -- за относительно небольшую сумму доступ к MusicNet и Rhapsody
можно получить уже сегодня, к PressPlay -- в ближайшее время. Станут ли платные
музыкальные проекты рентабельными или же их ждет судьба многочисленных доткомов,
столкнувшихся с неприятием идеи и апатичностью клиентов?
В сентябре прошлого года свои исследования провела аналитическая служба Gartner.
На вопрос "Слушаете ли вы цифровую музыку?" положительный ответ дало
около половины респондентов. Всего в опросе участвовало 4 тыс. случайно отобранных
пользователей Internet. На вопрос "Платили ли вы за цифровую музыку в течение
последних трех месяцев?" ответили "да" только 6%. Под платой
подразумевались как абонентский взнос, так и деньги, потраченные на приобретение
музыкальной композиции в цифровом виде.
В среднем, как отмечают специалисты Gartner, на это расходуется около $90 в
год. Сюда входят не только цифровая музыка, но и купленные в магазинах компакт-диски,
аудиокассеты и другие носители. Онлайн-проект MusicNet заставит потенциального
покупателя выложить $120 в год за доступ к своей базе данных. Однако обратите
внимание -- приобретая компакт-диск в магазине, вы получаете право на прослушивание
музыки в течение неограниченного периода времени. В случае MusicNet это право
аннулируется вместе с отказом уплатить $10 за следующий месяц.
Более того, во всех западных странах с действующим законодательством о защите
авторских прав существует развитая сеть магазинов по реализации "подержанной"
музыки. Именно там пользователь за меньшие деньги может приобрести компакт-диски
с хитами прошлого года, а также продать лицензионную музыку, слушать которую
надоело. В цифровом мире возможность перепродажи купленной музыки считается
пиратством.
Между тем будущее платной цифровой музыки пока не представляется нам в слишком
мрачных тонах. Как считают аналитики IDC, к 2005 г. объем ежегодных продаж цифровой
музыки превысит отметку в 1,6 млрд. долл. Много это или мало? Если пройтись
по отчетам музыкальной индустрии, то объем продаж музыки на всех видах носителей
составил 6,2 млрд. долл. в первом полугодии 2000 г. и 5,9 млрд. за тот же период
2001 г. Если сделать предположение, что объемы продаж за полугодие в среднем
составляют 50% годовых, то потенциальный рост продаж цифровой музыки выглядит
весьма внушительным.