Как вы думаете, можно ли печатать билеты в
Большой театр на собственном принтере? И
при этом попасть в театр? Заманчиво? Но
вполне реально. На Западе.
Торговля билетами онлайн - один из самых
выгодных бизнесов в западном Интернете.
Основным отличием от других направлений
электронной коммерции является то, что 97%
игроков этого сектора работают как офлайн,
так и онлайн. То есть компании используют
оба канала сбыта, тогда как в туризме и
торговле авиабилетами таких компаний всего
58%, а среди продавцов книг - вообще 26%.
Организовать продажу билетов, не имея
мощной офлайновой базы, крайне тяжело и
неприбыльно, тогда как при наличии сети
распространителей торговля билетами
приносит хорошие прибыли.
Что Запад грядущий нам готовит?
Если вы когда-нибудь смотрели статистику
самых посещаемых сайтов по электронной
коммерции в мире, то должны были видеть
адрес www.ticketmaster.com.
Как видно, в месяц его посещают более 5 млн.
посетителей, причем каждый десятый
совершает покупку. При этом стоимость
билетов не опускается ниже нескольких
десятков долларов, а часто превышает и
сотню.
Стоит рассказать подробнее о деятельности
этого билетного монстра.
Несмотря на то, что подобных сервисов много
(www.tickets.com, TicketsNow.com, www.tickettrader.com и др.), только
Ticketmaster достиг глобального успеха.
Система покупки и бронирования Ticketmaster
работает на данный момент на территории
Соединенных Штатов (покрытие около 90% всей
территории) и еще в некоторых странах
Северной Америки и Европы. Если говорить
более точно, это 1500 городов (США). Добавьте
сюда свыше 150 тыс. мероприятий, на которые
продаются билеты, и вы получите
масштабность проекта. В год компания
продает 70 млн. билетов, каждый четвертый из
них - через Интернет. Сетевые обороты давно
превышают миллиарды долларов.
Схема работы проста. Пользователь находит
интересующее его событие, заказывает билет,
платить можно сразу или при получении
билетов.
Сервис подобных порталов легко
настраивается под конкретного человека.
Однажды зарегистрировавшись, вы
запомнитесь навсегда (на основе технологии
cookies). Вы сможете указать, какие события вас
интересуют больше всего (спорт или музыка,
другие), можно конкретизировать
географическое место (штат, город). После
этого при входе на персональную страницу,
для чего требуется один "клик" с любой
другой страницы, вы попадете на личный
аккаунт, где будут только те события и
новости, которые вам интересны.
Но не хочется покупать "кота в мешке".
Когда вы покупаете билеты, то часто
рискуете, так как не знаете, насколько
хорошо будет видно с ваших мест. Ticketmaster
решил эту проблему. Система позволяет
посмотреть схему стадиона (театра, цирка и т.п.),
а для дорогих мест возможна даже 3D-визуализация.
Например, вы хотите купить билет в New York's Radio
City Hall и хотели бы посмотреть, что будет
видно с вашего места (партер, ложа,
амфитеатр и т.д.). Вы можете выбрать просмотр
3D-визуализации и увидеть это вживую, как
будто вы вертите головой, сидя в этом самом
зале.
По неизвестным причинам сейчас данная
услуга на сайте отсутствует, возможно, из-за
сильно возросших нагрузок (представьте,
если несколько тысяч человек будут качать
файлы размером более 0,5 Мгб) или
технологических проблем. А запущено это
было еще в январе 1999 года.
На данный момент есть обыкновенная схема
расположения мест. Также всегда можно
посмотреть схему парковки автомобилей и
проезда общественным транспортом - мелочь,
но приятная и часто необходимая.
Отдельно обозначена возможность заказать
места для инвалидов (упрощены вход, подъем,
оборудовано место). Кстати, при заказе
билетов можно выбрать место, ориентируясь
на цену, расположение, а можно заказать и
лучшее из оставшихся мест, и система сама
подберет вам оптимальный вариант.
Доставка билетов осуществляется тремя
способами - курьер, "самовывоз" в
центре бронирования (несколько тысяч
центров по стране) или ...распечатка на
собственном принтере. Правда, это доступно
не для всех видов мероприятий, а только там,
где установлено специальное оборудование.
Происходит это так. Вы покупаете билет,
после чего распечатываете его на
собственном принтере, причем билет может
быть напечатан вместе с рекламой, что
приносит дополнительный доход. На билете
есть специальный штрихкод (как на продуктах
в супермаркетах), который считывается прямо
у входа в зал. Подобные решения есть у
многих компаний, поэтому возможны варианты.
Например, вы можете вообще не оплачивать
билеты, а заплатить при входе в театр или в
центре бронирования. Эта технология весьма
перспективна, сдерживает ее развитие
только необходимость единого стандарта и
наличие оборудования у всех членов системы.
Немаловажно, что для печати билетов не
требуется никакого дополнительного модуля
(plug-in) или программы. Все очень просто.
Постепенно подобные проекты становятся не
только местом для покупки билетов, но и
путеводителями по отдыху и развлечениям.
Поэтому на Западе происходит слияние
нескольких категорий ресурсов -
бронирование, заказ билетов, контент по
отдыху, справочная информация по барам,
ресторанам, клубам и т. п. Тот же Ticketmaster
планирует в скором времени разместить у
себя на сайте информацию о 25 тыс. клубах, все
это будет доступно и для мобильных
устройств - сотовых телефонов, портативных
компьютеров.
Что есть в Рунете?
В Рунете пока не более 10 сайтов, где можно
купить билеты на какие-либо мероприятия.
Причем реально работающих - в 2 раза меньше.
Наиболее известные - Parter.ru, Biletik.ru, Teatr.ru,
Teatral.org и Muk.ru.
Заказать можно в основном билеты в
московские театры. Изредка что-то другое.
Перечень театров тоже пока весьма
ограничен. Можно заказать билеты на
эстрадные концерты, но тоже только на самые
известные (и самые дорогие). Странно, но в
подобных проектах не участвуют кинотеатры,
хотя они имеют существенные инвестиции, а
цена на их билеты часто выше театральных.
Некоторые проекты позволяют подписаться на
новости, что позволит вовремя узнавать о
новых культурных мероприятиях. Однако
основная проблема - это ограниченный выбор.
Хотя в Москве (региональных проектов пока
нет) более сотни театров, множество
концертных площадок, кинотеатров, цирков и
т.п., заказать билет можно всего на
несколько десятков из них.
Однако история российского билетного
сервиса только начинается. Все проекты
открылись лишь в прошлом году, а многие не
проработали еще и полугода.
По отзывам руководителей проекта "Театральная
афиша" (www.teatr.ru), онлайн-рынок билетов еще
далеко не конкурент офлайну. Однако
пользователи, которым удобно заказывать
билеты через Интернет, становятся
постоянными клиентами. Поэтому перспективы
весьма привлекательны. Компания намерена
привлечь фирмы, занимающиеся продажей
билетов как офлайн, так и онлайн к
сотрудничеству для увеличения пула билетов,
а также спектра услуг, которые могут быть
предоставлены клиенту.
Вот мнение другого участника рынка,
генерального директора проекта PARTER.RU Юрия
Вадимовича Федорова:
"Из существующих сегодня в компании "Партер"
двух каналов продаж - call-центр 363-5555 (24 часа в
сутки, семь дней в неделю) и сайта PARTER.RU - с
начала продаж 18 октября 2000 года по
сегодняшний день соотношение продаж
следующее: 68% call-центр и 32% сайт PARTER.RU. С
появлением в феврале дополнительного
канала продаж через сеть агентств и
специализированных касс это соотношение
должно стать, по нашим оценкам, таким: 60% - call-центр,
35% - сайт PARTER.RU, 5% - сеть агентств и
специализированных касс.
Как показывают исследования, кино посещают
1 раз в 3 месяца 34,1% населения, концерты
классической музыки - 35%, эстрадные концерты
- 44%; драматические спектакли - 45,9%;
спортивные мероприятия 1 раз в месяц
посещают 34,5% населения; реже 1 раза в 3 месяца
ходят в оперу 50,6%, в балет - 38,8% населения. Из
этого мы и исходим, прогнозируя объем рынка.
Число постоянных клиентов сегодня около 60%;
новых, соответственно, 40%. Мы планируем
увеличить число постоянных клиентов за
счет различных маркетинговых программ до
70-80%.
В ближайшем будущем будут введены срочная
доставка, оплата с помощью кредитных карт и
карт предоплаты, получение билетов в кассе
мероприятия за 30 минут до его начала и
некоторые другие.
Основной проблемой на данном этапе
является отсутствие компьютерного
обеспечения как у поставщиков (театры,
кинотеатры, концертные залы), так и у
потенциальных клиентов. К минусам
последних относится также недостаточное
число карточкодержателей, способных
оплачивать услуги в Сети".
Другой участник рынка - WWW.MUK.RU - Московские
универсальные кассы:
"Мы запустили пилотный проект 28 апреля 2000
года. У нас небольшой коллектив
разработчиков и менеджеров (12 человек) и
большая служба доставки заказов. Огромную
помощь в создании и поддержке проекта
оказал провайдер East Connection ISP, также очень
помогли советы и консультации "Райс Лис'с".
В сложившихся условиях мы стремимся не
конкурировать, а содействовать
традиционным системам продаж офлайн,
привлекая все новых и новых любителей
культурного отдыха. И тем, кто пользуется
нашими услугами, мы стремимся предоставить
максимум полезной информации, удобство и
доступность заказа online. На текущий момент
число покупателей составляет 3-5% от общего
числа посетителей сайта.
Как показывает статистика, большинство тех,
кто воспользовался нашей системой и оценил
по достоинству уровень наших сервиса и
информационной поддержки, становятся
нашими постоянными клиентами, и их добрые
рекомендации - для нас лучшая и основная
реклама. Аудитория растет постоянно за счет
расширения спектра предлагаемых программ и
услуг.
Перспективными и полезными в первую
очередь мы считаем те сервисы, которые
нужны нашим клиентам, мы очень серьезно
относимся к обработке заказов и учету
разных пожеланий. В ближайшее время наши
пользователи увидят обновленную версию
сайта, где, конечно же, их будут ждать и
новые услуги.
Хотелось бы, чтобы увеличивалось число
организаторов концертов, спортивных
мероприятий, которые знают и доверяют нам. А
мы, в свою очередь, сделаем максимум
возможного, чтобы системе электронных
продаж можно было доверять как серьезному
маркетинговому инструменту".
Такова позиция участников рынка.
Подведем некоторые итоги
Сейчас каждый день сайты по заказу
билетов онлайн посещают более 2 тыс. человек
(здесь и далее данные SpyLOG). Оптимистично и то,
что ядро (постоянные посетители) этих
сайтов состоит из 10-11 тыс. Более того,
недельная активная аудитория - 2,5 тыс., то
есть 2,5 тыс. человек заходят на эти сайты 3 и
более раз в неделю. Ясно, что это настоящие
клиенты. Даже если они еще не заказывают
билеты, а просто смотрят афишу, то перевести
их из посетителей в покупатели будет
намного проще, чем других пользователей.
Для начала этого числа вполне достаточно, к
тому же оно постоянно растет. Пока выбор
слишком ограничен, это сильно отпугивает
многих клиентов. Зато как следует из опыта
реальных игроков, подавляющему числу
клиенту такой сервис по душе.
Вероятно, лидером станет тот, кто первым
сможет предложить покупателям
максимальный перечень мероприятий. Для
этого нужна кооперация с уже существующими
системами распространения. Времени
остается все меньше и меньше. Кто-то должен
стать лидером!