Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Информационные технологии в страхованииЗарождение рынка интернет-страхования, как,
впрочем, и всех других финансовых интернет-услуг,
произошло в Америке. Причем, первыми, кто
открывал свои интернет-представительства,
были не сами страховые компании, а
брокерские агентства, которые впоследствии
превратились в порталы интернет-страхования.
Так, пионерами рынка страховых услуг в Сети
стали брокерская компания FindMyInsurance, сайт
которой Findmyinsurance.com был открыт в 1994 году, и
портал Insweb.com, открытый в 1995 году. На данный
момент Findmyinsurance.com далеко не самый заметный
участник рынка, который к тому же
ориентирован только на страхование жизни, в
то время как портал Insweb.com сегодня является
лидером среди страховых порталов в США.
Американская аналитическая компания Gomez.com постоянно отслеживает динамику рынка финансовых интернет-услуг и проводит рейтингование компаний, вовлеченных в данную сферу бизнеса. При составлении рейтинга, приводимого в рамках нашего обзора, учитывалось 4 параметра (по 10-балльной шкале): Легкость использования - наличие демонстрации функций, дизайн и навигация, простота проведения транзакций; Доверие клиентов - многоканальная поддержка клиентов, репутация фирмы, финансовая устойчивость, политика приватности фирмы; Возможности сайта - наличие специфичных продуктов и возможности проведения по ним онлайн-транзакций; Менеджмент взаимоотношений - персонификация сайта, онлайн-помощь, дополнительная информация по страхованию и пр. Сводный рейтинг качества страховых интернет-порталов в США, 3 кв. 2001 г.
Так, по суммарному рейтингу, составленному на третий квартал 2001 года, самым лучшим страховым порталом опять же стал InsWeb.com. Как уже упоминалось, проект был запущен в 1995 году и сейчас в нем участвует 40 страховых компаний. Ежемесячно на сайт приходит порядка 1 млн. посетителей, база данных InsWeb.com насчитывает 9 млн. пользователей. За 2001 год выручка компании превысила $24 млн. Несмотря на свои лидирующие позиции на рынке интернет-страхования, компания InsWeb.com, как многие дот-комы, ни разу не показывала чистой прибыли. Убыток за 2001 год составил почти $45 млн., а валюта баланса на конец года сократилась до $31 млн. Компания планирует выйти на уровень безубыточности в первой половине 2003 года, объясняя текущие убытки огромными расходами на завоевание лидирующей позиции на быстроразвивающемся рынке. Заметим, что в рейтинге Gomez.com "лучший страховой портал" по таким категориям, как страхование жизни, автострахование и максимальный охват страховых продуктов, лидирующую позицию занимает проект Answer Financial. Со списком основных страховых интернет-порталов можно ознакомиться здесь. Также аналитиками Gomez.com составлен рейтинг компаний, оказывающих услуги интернет-страхования индивидуально. Лидерами в этом рейтинге также являются пионеры рынка - Progressive, Allstate, StateFarm, Esurance.com. Сводный рейтинг интернет-услуг страховых компаний США, 2 кв. 2002 год
Потенциал американского рынка интернет-страхования подтверждают данные маркетингового исследования Gomez.com, проведенного в конце 2001 года. В рамках анализа исследователи сосредоточили свое внимание на онлайн-оплате страховых премий, доступе клиента к страховой истории и обновлении персонифицированных данных. Именно на эти стороны страхового обслуживания должны обратить свое внимание в рамках развития интернет-представительства современные компании. На данный момент в США уже 2,5% полисов страхования жизни оплачивается через интернет и 27,4% клиентов интересуются данной услугой. ОБЗОР РЫНКА ИНТЕРНЕТ-СТРАХОВАНИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Популярность финансовых интернет-услуг в странах Западной Европы еще не достигла того уровня, который наблюдается сейчас в США. Это выражается и в том количестве европейских сайтов, которые предоставляют финансовые онлайн-услуги, и в доле от общей прибыли страховых компаний, которая приходится на интернет-продажи (для страховщиков, как и в России, она менее 1%). Наблюдается и относительно низкий интерес жителей стран Европы к подобным услугам. Согласно исследованиям компании Datamonitor в 2000 году единственной страной, входящей в Евросоюз, жители которой интересуются финансовыми интернет-услугами больше, чем в США, является Швеция. Заметим, что во всех представленных странах, кроме Франции, данная услуга находится на третьем месте по популярности после банковского обслуживания и интернет-инвестиций. В сфере интернет-услуг наиболее сильно в Западной Европе отстают такие страны, как Франция и Испания. Такая ситуация может быть объяснена консервативностью со стороны покупателей, недоверием к безопасности интернет-покупок, а также плохой инфраструктурой онлайн-платежей и ЭЦП. Ниже представлены те позиции, улучшение которых позволило бы клиентам компаний перейти на онлайн-обслуживание в области страхования жизни (исследования проводились компанией Datamonitor в конце 2000 года в Великобритании): - возможность просматривать состояние своего страхового обслуживания онлайн - низкие затраты или лучшие ставки при онлайн-страховании - более широкий выбор компаний, предоставляющих онлан-услуги - увеличение безопасности - возможность изменять свою финансовую ситуацию в онлайн - более гибкие виды страхования - облегчение процедуры онлайн-страхования - возможность сравнить услуги всех страховщиков Европы - возможность заключения сделки без собственноручной подписи Как видим, потенциальные клиенты в Великобритании во многом недовольны сервисом, который предоставляют страховые компании в интернете, а также количеством компаний и страховых продуктов, представленных в Сети. Среди причин использования именно интернет-страхования, а не традиционных форм страхования, 63% интернет-страхователей назвали удобство, 16% - меньшую стоимость и 18% - небольшое время, необходимое для проведения услуги. Все это говорит о потенциале рынка интернет-страхования в Европе и о готовности клиентов использовать в большей степени интернет при улучшении онлайн-сервиса со стороны компаний. Заметим, что уже сейчас поиск и сравнение страховых продуктов в основном происходит через интернет-ресурсы. Так, на конец 2000 года, по данным Datamonitor, в среднем только 44% потенциальных клиентов обращались к оффлайн-источникам для поиска продукта по страхованию жизни. Самым популярным методом при поиске страховых услуг через интернет было обращение к сайту известной страховой компании. Если говорить о видах страхования, наиболее востребованных в интернете, то в Европе, как и в США и России, наибольшей популярностью пользуется автострахование, относящееся к видам общего страхования. Страхованием жизни интересуется в два раза меньше респондентов, чем общим страхованием. Если говорить об участниках рынка интернет-страхования, то основная часть компаний, предоставляющих подобные услуги в Европе, сосредоточена в Великобритании (заметим, что вообще обороты страховых услуг в этой стране составляют 10% от общемировых). По данным Yahoo!, существует более 600 сайтов, связанных со страхованием в Великобритании. Половина из них является сайтами страховых компаний, другая - страховыми порталами. Так или иначе, онлайн-услуги по страхованию предоставляются на 100 сайтах. Как правило, все страховые порталы нацелены на определенный вид услуг (чаще всего встречаются такие услуги, как автострахование и страхование жилья). Но существуют и те ресурсы, которые охватывают практически все виды страхования, наиболее популярным страховым порталом такого рода является 123-insure.co.uk. Основной этап развития интернет-страхования в Великобритании пришелся на 1999-2000 годы. Самыми известными брендами в области интернет-страхования на данный момент являются DirectLine.com и Its4me.co.uk. Страховая компания DirectLine была основана в 1985 году и изначально обслуживала клиентов исключительно по телефону. В 1999 году был запущен проект по онлайн-страхованию DirectLine.com. Реализация этого канала продаж позволила компании увеличить свои обороты и прибыльность. Так, за 1998 год выручка компании составила 672 млн. фунтов, чистая прибыль - 64 млн. фунтов, а в 2001 году эти показатели составили 1804 млн. фунтов и 261 млн. фунтов соответственно. В 2001 году 30% оборотов рынка интернет-страхования в Великобритании формировалось за счет продаж DirectLine.com. Сейчас компания предоставляет онлайн-услуги по многим видам страхования почти для всех стран-участниц Евросоюза. Другой проект - Its4me.co.uk - был запущен в начале 2000 года как интернет-брокер в сфере страхования. Its4me.co.uk представляет пять лидирующих страховых компании Великобритании. Чуть более чем за 2 года своего существования через данный проект было продано больше 1 млн. страховых полисов. Основной штат сотрудников проекта - около 20 человек. Михаил Рамзаев |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|