Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Химический РунетОбщие замечания В период с 12.11.01г. по 23.11.01г. специалистами Информационно-консалтингового центра по электронному бизнесу www.e-commerce.ru компании TopS Business Integrator (www.topsbi.ru) было проведено исследование информационного наполнения и структуры Web-сайтов ведущих российских химических и нефтехимических компаний. Цель исследования - выявить, насколько полно компании химической и нефтехимической отрасли используют возможности, предоставляемые Интернетом; в какой направлении - представительском или коммерческом - развиваются корпоративные Web-ресурсы; в какой степени химические компании готовы сегодня к переходу на электронные формы ведения бизнеса. Исследование построено на анализе структуры и информационного наполнения Web-сайтов выбранных компаний. Структура и полнота представления информации на корпоративном Web-сайте позволяют сделать выводы об уровне заинтересованности компании в использовании возможностей Интернета для бизнеса и о целях, которые ставит руководство компании, развертывая присутствие в Интернете. Источником для выбора объектов исследования послужил рейтинг "Эксперт-200" крупнейших компаний России по итогам 2000 года - http://www.raexpert.ru/ratings/exp200/. В соответствии с целями исследования была осуществлена выборка предприятий, занятых в химической и нефтехимической отрасли. Всего в рейтинге Эксперт-РА значились 34 компании отрасли. После проверки наличия или отсутствия Web-представительств у выбранных компаний число исследуемых компаний сократилось до 24. Именно Web-сайты этих компаний и были впоследствии подвергнуты анализу. Экспертами компании TopS BI была разработана методика, в которой были определены коэффициенты Web-активности отрасли и отдельных предприятий, а также соответствующие коэффициенты по отдельным направлениям информационного наполнения Web-представительств компаний. Данная методика была применена в проведенном ранее исследовании сайтов металлургических компаний России "Металлургический Рунет: каков он", опубликованном на сайте e-commerce.ru. Здесь же можно подробнее ознакомиться и с методикой исследования и формулами расчета коэффициентов. Результаты исследования Как показало исследование, не все химические и нефтехимические компании, участвующие в рейтинге РА Эксперт - 200, имеют собственные Web-сайты. Из 34 компаний, представленных в рейтинге, собственные сайты имеют 24 компании. Хотя сайты большинства компаний загружаются сравнительно быстро, у них часто отсутствуют удобные средства навигации и функциональности меню:
На всех Web-сайтах компаний организована стандартная структура навигации через Главное меню. Как правило, сайты, имеющие хорошую техническую реализацию и дизайн, созданы с привлечением сторонних компаний, специализирующихся в данной области. Представительское (PR) направление В основном, компании используют Интернет в презентационных целях, т.е. для представления информации о своей деятельности, истории предприятия, планах дальнейшего развития и реструктуризации, производимой продукции, координатах и контактной информации. Полнота освещения этих вопросов и качество информации варьируются от сайта к сайту. В соответствии с принятыми в исследовании критериями анализа (см. "Методика исследования" http://www.e-commerce.ru/reviews/web_repr.html#4), "представительское" (PR) направление в развитии Web-сайтов характеризуется наличием двух информационных блоков (категорий):
Анализ показал, что наибольшее внимание компании уделяют размещению на сайте информации общего характера о деятельности предприятия. Коэффициент представления категории "Самореклама компании" в целом по отрасли составил 0,48. Организация взаимодействия, работы со средствами массовой информации развита на сайтах химических и нефтехимический компании значительно слабее. Коэффициент представления категории "Работа со средствами массовой информации" в целом по отрасли составил 0,27. Более детально информационные блоки, характеризующие PR-направление, представлены в Таблице 1.
Представление информации PR-направления
Таблица 1
Таким образом, на современном этапе компании ориентированы, прежде всего, на PR-направление в развитии собственных Web-сайтов. Коэффициент представления PR-направления в целом по отрасли составил 0,38, что превышает коэффициент представления другого возможного направления в развитии Web-сайтов - "коммерческого". Коэффициент коммерческого направления по отрасли составил 0,33. Коммерческое направление В соответствии с принятыми в исследовании критериями анализа (см. "Методика исследования" http://www.e-commerce.ru/reviews/web_repr.html#4), "коммерческое" направление в развитии Web-сайтов характеризуется наличием трех информационных блоков (категорий):
Анализ показал, что наибольшее внимание компании уделяют продвижению продукции, т.е. размещают на сайте информацию о ней. Общий коэффициент представления категории "Продвижение продукции" составил 0,53. Организация взаимодействия с поставщиками и потребителями на сайтах обследуемых компаний развита слабее, общий коэффициент представления данной категории составил 0,27. Организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции развита в той же мере, коэффициент представления категории составил 0,18. Более детально информационные блоки, характеризующие "коммерческое" направление, представлены в Таблице 2.
Представление информации "коммерческого"
направления
Таблица 2
Выводы Проведенный анализ сайтов компаний химической и нефтехимической отраслей России свидетельствует о том, что компании отрасли не в полной мере используют возможности Интернета по созданию новых форм деловых отношений. В настоящее время сайты химических и нефтехимических компаний в большей мере ориентированы на PR-направление (представительское направление), т.е. используются, в основном, для общих презентационных целей и пока не являются серьезным инструментом ведения бизнеса; и наметившаяся тенденция применения Интернета для интерактивной связи с поставщиками, потребителями и клиентами проявляется пока еще недостаточно. В целом, сложилась та же картина, что и с сайтами металлургических компаний. В предыдущем исследовании "Металлургический Рунет: каков он" коэффициент представления PR-направления оказался выше, чем коэффициент представления "коммерческого направления". Что в целом позволяет сделать аналогичные выводы относительно неготовности российских предприятий химической и нефтехимической отраслей к заключению сделок через Интернет. На наш взгляд эта неготовность обусловлена следующими факторами:
|
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|