На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Электронная Коммерция » Отрасли

Химический Рунет

Общие замечания

В период с 12.11.01г. по 23.11.01г. специалистами Информационно-консалтингового центра по электронному бизнесу www.e-commerce.ru компании TopS Business Integrator (www.topsbi.ru) было проведено исследование информационного наполнения и структуры Web-сайтов ведущих российских химических и нефтехимических компаний.

Цель исследования - выявить, насколько полно компании химической и нефтехимической отрасли используют возможности, предоставляемые Интернетом; в какой направлении - представительском или коммерческом - развиваются корпоративные Web-ресурсы; в какой степени химические компании готовы сегодня к переходу на электронные формы ведения бизнеса.

Исследование построено на анализе структуры и информационного наполнения Web-сайтов выбранных компаний. Структура и полнота представления информации на корпоративном Web-сайте позволяют сделать выводы об уровне заинтересованности компании в использовании возможностей Интернета для бизнеса и о целях, которые ставит руководство компании, развертывая присутствие в Интернете.

Источником для выбора объектов исследования послужил рейтинг "Эксперт-200" крупнейших компаний России по итогам 2000 года - http://www.raexpert.ru/ratings/exp200/. В соответствии с целями исследования была осуществлена выборка предприятий, занятых в химической и нефтехимической отрасли. Всего в рейтинге Эксперт-РА значились 34 компании отрасли. После проверки наличия или отсутствия Web-представительств у выбранных компаний число исследуемых компаний сократилось до 24. Именно Web-сайты этих компаний и были впоследствии подвергнуты анализу.

Экспертами компании TopS BI была разработана методика, в которой были определены коэффициенты Web-активности отрасли и отдельных предприятий, а также соответствующие коэффициенты по отдельным направлениям информационного наполнения Web-представительств компаний. Данная методика была применена в проведенном ранее исследовании сайтов металлургических компаний России "Металлургический Рунет: каков он", опубликованном на сайте e-commerce.ru. Здесь же можно подробнее ознакомиться и с методикой исследования и формулами расчета коэффициентов.

Результаты исследования

Как показало исследование, не все химические и нефтехимические компании, участвующие в рейтинге РА Эксперт - 200, имеют собственные Web-сайты. Из 34 компаний, представленных в рейтинге, собственные сайты имеют 24 компании. Хотя сайты большинства компаний загружаются сравнительно быстро, у них часто отсутствуют удобные средства навигации и функциональности меню:

  • "Карта сайта" организована на 22% сайтов;
  • "Поиск" по сайту организован на 39% сайтов;
  • Форма для записи предложений и пожеланий организована на 26% сайтов;
  • Форум (или гостевая книга) имеют 9% сайтов.

На всех Web-сайтах компаний организована стандартная структура навигации через Главное меню. Как правило, сайты, имеющие хорошую техническую реализацию и дизайн, созданы с привлечением сторонних компаний, специализирующихся в данной области.

Представительское (PR) направление

В основном, компании используют Интернет в презентационных целях, т.е. для представления информации о своей деятельности, истории предприятия, планах дальнейшего развития и реструктуризации, производимой продукции, координатах и контактной информации. Полнота освещения этих вопросов и качество информации варьируются от сайта к сайту.

В соответствии с принятыми в исследовании критериями анализа (см. "Методика исследования" http://www.e-commerce.ru/reviews/web_repr.html#4), "представительское" (PR) направление в развитии Web-сайтов характеризуется наличием двух информационных блоков (категорий):

  • самореклама компании;
  • работа со средствами массовой информации.

Анализ показал, что наибольшее внимание компании уделяют размещению на сайте информации общего характера о деятельности предприятия. Коэффициент представления категории "Самореклама компании" в целом по отрасли составил 0,48. Организация взаимодействия, работы со средствами массовой информации развита на сайтах химических и нефтехимический компании значительно слабее. Коэффициент представления категории "Работа со средствами массовой информации" в целом по отрасли составил 0,27.

Более детально информационные блоки, характеризующие PR-направление, представлены в Таблице 1.

Представление информации PR-направления
Таблица 1
Позиция Опросника Количество Web-сайтов, содержащих данную информацию, %
Информация общего характера
Категория I "Самореклама компании"
Есть краткий обзор "О компании" 91
Есть описание истории компании 70
Информация о форме организационного устройства компании
Есть название типа компании 100
Есть уставная информация 26
Информация о структуре компании
Есть информация об участии в других компаниях 43
Информация об участии в других компания полная (указаны характер участия в компаниях, краткая характеристика дочерних компаний) 30
Информация об участии в других компаниях сопровождается визуальными материалами 22
Есть описание структуры компании 43
Описание структуры компании сопровождается визуальной информацией 22
Информация о структуре управления компанией
Есть описание миссии компании и ее целей 35
Есть описание структуры управления компанией 35
Указаны ФИО и занимаемые должности топ-менеджмента компании 61
Указаны биографические данные топ-менеджмента 9
Информация о топ-менеджменте сопровождается фотоматериалами 22
Указаны контактные телефоны как способ связи с топ-менеджментом 52
Указаны персональные электронные адреса как способ связи с топ-менеджментом 4
Информация о бизнесе компании
Есть информация об отрасли 22
Есть описание производственной деятельности компании 57
Приведены формы финансовой отчетности (например, баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) 30
Приведены финансово-хозяйственные показатели 43
Приведена информация о крупнейших клиентах компании и/или информация о географии поставок 65
Приведены планы развития компании 57
Указаны партнеры компании 26
Есть информация о социальных программах компании 35
Есть информация об экологических программах компании 48
Коэффициент представления категории "Самореклама компании" в целом по отрасли составил - 0,48
Категория II "Работа со СМИ"
Есть раздел новостей 65
Указаны даты новостей 35
Публикуются пресс-релизы 30
Размещены интервью и статьи сотрудников, опубликованные в различных СМИ 13
Размещены статьи о компании, опубликованные в различных СМИ 22
Размещена информация о проводимых компанией отраслевых мероприятиях, о мероприятиях, в которых планирует свое участие и отчетов по ним 30
Указаны контактные лица по прессе 0
Организована подписка на новости 22
Коэффициент представления категории "Работа со СМИ" в целом по отрасли составил - 0,27

Таким образом, на современном этапе компании ориентированы, прежде всего, на PR-направление в развитии собственных Web-сайтов. Коэффициент представления PR-направления в целом по отрасли составил 0,38, что превышает коэффициент представления другого возможного направления в развитии Web-сайтов - "коммерческого".

Коэффициент коммерческого направления по отрасли составил 0,33.

Коммерческое направление

В соответствии с принятыми в исследовании критериями анализа (см. "Методика исследования" http://www.e-commerce.ru/reviews/web_repr.html#4), "коммерческое" направление в развитии Web-сайтов характеризуется наличием трех информационных блоков (категорий):

  1. продвижение продукции;
  2. организация взаимодействия с поставщиками и потребителями;
  3. организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции.

Анализ показал, что наибольшее внимание компании уделяют продвижению продукции, т.е. размещают на сайте информацию о ней. Общий коэффициент представления категории "Продвижение продукции" составил 0,53. Организация взаимодействия с поставщиками и потребителями на сайтах обследуемых компаний развита слабее, общий коэффициент представления данной категории составил 0,27. Организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции развита в той же мере, коэффициент представления категории составил 0,18.

Более детально информационные блоки, характеризующие "коммерческое" направление, представлены в Таблице 2.

Представление информации "коммерческого" направления
Таблица 2
Позиция Опросника Количество Web-сайтов, содержащих данную информацию, %
Категория III. Продвижение продукции
1. Информация о продукции:
1.1.Есть описание продукции 96
1.2.Есть страница (или крупный блок), посвященная системам качества продукции 43
1.3.Есть иерархический каталог продукции 78
1.4.В каталог можно попасть напрямую из Главного меню 83
1.5.Записи каталога очень подробны (в том числе, могут сопровождаться информацией рекламного характера - признание качества, награды) 65
1.6.Для описания продукции использовались фотоматериалы, чертежи, рисунки 57
1.7.В записях каталога есть рекомендации по использованию товара 83
1.8.Предусмотрена возможность сравнения различных номенклатурных единиц продукции 0
1.9.Предусмотрено диалоговое окно "Задать вопрос о продукте" 0
1.10.Записи каталога содержат информацию о вариантах поставки, фасовке и пр. 61
1.11.Организован поиск по продукции 17
Коэффициент представления категории "Продвижение продукции" в среднем по отрасли - 0,53
Категория IV.Организация взаимодействия с поставщиками и потребителями
1. Налаживание связи с клиентами:
1.1.Предлагаются опросы и анкеты 22
1.2.Используется регистрация на сайте 17
2. Информация о сбытовой сети:
2.1.Указан адрес компании 91
2.2.Указаны телефакс и/или общие телефоны для обращения в компанию 83
2.3.Указан общий электронный адрес компании 96
2.4.Указан контактный электронный адрес отдела снабжения 17
2.5.Указан контактный электронный адрес отдела сбыта 39
2.6.Приведена подробная информация о дистрибуторско-дилерской сети 17
2.7.Указаны контактные лица отдела снабжения 17
2.8.Есть возможность обращения к контактным лицам отдела снабжения по электронной почте 13
2.9.Указаны контактные лица отделов сбыта 39
2.10.Есть возможность обращения к контактным лицам отдела сбыта по электронной почте 13
2.11.Контактная информация по снабжению связана с каталогом закупок 0
2.12.Контактная информация по сбыту связана с каталогом продукции или прайс-листом 17
2.13.Опубликованы ответы на часто задаваемые вопросы и/или указаны формы расчетов 13
2.14.Указаны банковские реквизиты компании 35
2.15.Указаны отгрузочные реквизиты компании 13
Коэффициент представления Категории "Организация взаимодействия с поставщиками и потребителями" - 0,27
Категория V. Организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции
1. Сбыт продукции:
1.1. Есть прайс-лист 48
1.2. Указана дата обновления прайс-листа 26
1.3. Реализована система онлайнового приема заказов 30
1.4. Система онлайнового приема заказов связана с каталогом продукции 9
1.5. Предусмотрены дополнительные сервисы для клиентов (например, сведения о наличии товара на складе, времени исполнения заказа, условиях доставки и пр.) 9
1.6. Есть закрытый вход для клиентов 4
2. Закупка продукции
2.1. Есть объявления о потребностях компании 17
2.2. Есть каталог для закупок 17
2.3. Есть система поддержки закупок (например, возможность послать с сайта предложение о продаже, информация о системе ведения тендеров) 22
2.4. Есть закрытый вход для поставщиков 4
Коэффициент представления Категории "Организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции" - 0,18

Выводы

Проведенный анализ сайтов компаний химической и нефтехимической отраслей России свидетельствует о том, что компании отрасли не в полной мере используют возможности Интернета по созданию новых форм деловых отношений. В настоящее время сайты химических и нефтехимических компаний в большей мере ориентированы на PR-направление (представительское направление), т.е. используются, в основном, для общих презентационных целей и пока не являются серьезным инструментом ведения бизнеса; и наметившаяся тенденция применения Интернета для интерактивной связи с поставщиками, потребителями и клиентами проявляется пока еще недостаточно. В целом, сложилась та же картина, что и с сайтами металлургических компаний. В предыдущем исследовании "Металлургический Рунет: каков он" коэффициент представления PR-направления оказался выше, чем коэффициент представления "коммерческого направления". Что в целом позволяет сделать аналогичные выводы относительно неготовности российских предприятий химической и нефтехимической отраслей к заключению сделок через Интернет. На наш взгляд эта неготовность обусловлена следующими факторами:

  • неготовностью персонала;
  • проблемами с доступом в Интернет;
  • неготовностью клиентов и потребителей к новой форме взаимоотношений;
  • отсутствием законодательной базы, регулирующей электронный бизнес;
  • невысокой потребностью в использовании новых каналов сбыта продукции;
  • наличием коммерческой информации, которая не может быть общедоступной;
  • проблемами безопасности передачи данных в Сети.


www.e-commerce.ru

Другие разделы
Отрасли
Новое в разделе
Торговые площадки
e-Финансы
Основы основ
B2B
Технологии и системы
Безопасность
Создание Е-магазина
Е-торговля за рубежом
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100