Правовое регулирование электронного бизнеса
В настоящее время сеть Интернет быстро
расширяется, охватывая все большее
количество участников международного
информационного обмена. В процессе
расширения сети действуют общие
закономерности, связанные с развитием
научно-технического прогресса, что
обуславливает, в частности, появление новых
проблем правового регулирования отношений,
связанных с ним.
Появление сети Интернет оказало влияние
как на систему гражданско-правовых
отношений в пределах отдельных государств,
так и на внешнеэкономические связи между
странами. Особое значение имеет соблюдение
участниками информационного обмена в сети
основных и специальных принципов
международного права, которые
зафиксированы в Декларации о принципах
международного права и касаются
дружественных отношений и сотрудничества
между государствами в соответствии с
Уставом ООН. Необходимость соблюдения
указанных принципов российскими
участниками информационного обмена в сети
Интернет обусловлена п. 4 ст. 15 Конституции
РФ, по которому общепринятые нормы
международного права также являются частью
правовой системы РФ.
В Российской Федерации правовое
регулирование отношений в области
электронного документооборота и
электронной коммерции осуществляется в
соответствии с Гражданским кодексом РФ,
федеральными законами "Об информации,
информатизации и защите информации", "О
связи", "Об электронной цифровой
подписи", "Об участии в международном
информационном обмене" и другими и
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами.
Что касается международного права,
регулирующего сферу электронного бизнеса,
то еще в 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН
приняла Типовой закон об электронной
торговле, разработанный и утвержденный
Комиссией ООН по праву международной
торговли (ЮНСИТРАЛ) и руководство по его
применению. Этот Закон применяется к любому
виду информации в форме сообщения данных,
используемой в контексте торговой
деятельности. Под термином "сообщение
данных" понимается информация,
подготовленная, отправленная, полученная
или хранимая с помощью электронных,
оптических или аналогичных средств,
включая электронный обмен данными,
электронную почту, телеграмму, телекс или
телефакс. Основной правовой принцип
электронной коммерции, который работает
как на международных, так и на внутренних
рынках, заключается в следующем: стороны,
заключившие электронную сделку, не могут
ставить ее под сомнение только на том
основании, что она заключена, а часто
исполняется (как в финансовой сфере)
электронным способом и в основе ее не лежит
традиционный бумажный документооборот,
сопровождаемый традиционной
собственноручной подписью(Соловяненко Н.
Проблемы и направления правового
регулирования Интернет-трейдинга //Рынок
ценных бумаг. - 2000. - N 23 (182). - С. 48).
В январе 2002 г. Президентом РФ был подписан
Федеральный закон "Об электронной
цифровой подписи", который
предусматривает законодательное
регулирование отношений, складывающихся по
поводу заключения сделок с использованием
электронной цифровой подписи (далее ЭЦП).
Данный Закон также открывает возможность
внесения изменений в целый ряд действующих
законов, регулирующих финансовую систему
России.
Закон об электронной цифровой подписи
содержит следующие основные положения:
все экземпляры подписанного электронной
цифровой подписью файла имеют юридическую
силу;
файлы, подписанные ЭЦП, имеют доказательную
силу в суде наравне с документами на
бумажных носителях;
ЭЦП признается равнозначной
собственноручной подписи физического лица,
если проверена открытым ключом и
сертификат на момент подписания
действителен, а файл не изменялся;
лица, которые незаконно используют ЭЦП
другого лица, несут уголовную, гражданско-правовую
и административную ответственность.
Использование ЭЦП позволяет, не выходя из
дома или офиса, безопасно и гарантированно
совершать сделки по купле-продаже
собственности; отстаивать свои права в
органах правосудия, осуществляя переписку
по электронной почте; использовать сеть
Интернет для упрощения процедуры,
связанной с представлением налоговой
отчетности в налоговые органы.
Вопросы налогообложения сделок,
совершенных в сети Интернет, находятся пока
вне зоны законодательного регулирования и
контроля со стороны государств по причине
неприменимости в сети Интернет некоторых
правовых категорий, которые имеют
пространственно-временную привязку,
например, понятий "постоянное
представительство" и "реализация
товаров, работ и услуг". Согласно ст. 5
Модельной конвенции "Организация
экономического сотрудничества и развития"
(OECD Model Tax Convention) об избежании двойного
налогообложения постоянное
представительство иностранного
юридического лица предполагает наличие
постоянного места предпринимательской
деятельности, через которое деятельность
предприятия осуществляется полностью или
частично. Но в электронной коммерции
предпринимательская деятельность может
осуществляться без физического
присутствия компании в стране потребителя
посредством вэб-сайта, который размещен на
сервере третьего лица.
При поставке товаров из другой страны в
Россию такие товары обычно облагаются
таможенной пошлиной при их пересечении
границы. Но сеть Интернет и электронная
торговля позволяют получать многие товары,
такие, как музыкальные произведения, книги
и программное обеспечение в электронной
форме. В настоящее время не существует
какой-либо системы для взимания таможенных
пошлин с товаров, поставленных в
электронном виде, хотя при физической
поставке данные товары облагаются
таможенной пошлиной. Согласно российским
законам пересечение товарами "электронной
границы" регулируется таможенным
законодательством; однако не существует
даже методики отслеживания такого вида
импорта. В то же время международное
сообщество считает, что новые налоги не
должны вводиться применительно к
электронным торговым сделкам.
Правительство США выступает в качестве
наиболее активного сторонника отмены
таможенных пошлин и тарифов во всех странах.
Многие другие страны, включая страны - члены
ОЭСР и ВТО, присоединились к США в отношении
того, что электронная торговля должна быть
освобождена от новых форм налогообложения,
в том числе таможенных тарифов. Кроме того,
сложилось единое мнение о том, что
сокращение или отмена торговых тарифов
будет только способствовать развитию
международной торговли и выгоде для всех
стран.
Вместе с тем существует и противоположная
точка зрения, которую разделяют
развивающиеся страны. Они считают, что их
промышленности будет нанесен ущерб, если
свободная торговля будет разрешена до того,
как они станут конкурентоспособными на
мировых рынках. Отсутствие согласованной
позиции по вопросам электронной торговли в
рамках ВТО привело к введению ВТО моратория
на таможенные пошлины на электронные
сделки.
Министерство РФ по налогам и сборам пока не
выработало свою позицию по отношению к
налогообложению электронной коммерции в
таких вопросах, как:
должен ли взиматься налог на прибыль и на
добавленную стоимость (НДС) с иностранных
компаний, которые реализуют свои товары и
услуги через сеть Интернет;
как квалифицировать налоговый статус
иностранного юридического лица,
осуществляющего коммерческую деятельность
через свой вэб-сайт в сети Интернет;
могут ли компании, принимающие платежи за
товары и услуги в электронных деньгах,
уменьшать свои налоговые выплаты.
Рассматривая возможности доступа к
банковским операциям, каталогам и прочим
услугам, нужно отметить, что оплата этих
услуг может происходить как традиционными
методами, так и электронными с
использованием "электронных денег".
Пока еще нет правовой ясности в вопросах
электронной торговли для полностью
безбумажных трансакций. Учитывая тот факт,
что Интернет-банкинг быстро развивается в
России, Центральный банк РФ принял решение
сформировать подразделение по надзору за
электронной коммерцией банков, которое
будет занимается разработкой нормативной
базы для регулирования этой сферы
деятельности. Но конкретных законопроектов,
регулирующих сферу деятельности Интернет-банкинга,
на рассмотрение в Государственную Думу РФ
пока не предложено.
Необходимо отметить также, что правила
использования технологий электронных
коммуникаций в законодательстве
Российской Федерации изложены в наиболее
общем виде. Например, в Федеральном законе
РФ от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в
международном информационном обмене"
отсутствует упоминание о правилах участия
в обмене информацией с использованием сети
Интернет, не учитывается тот факт, что по
компьютерным сетям можно передавать не
только содержание, но и реквизиты
документов. Кроме того, законодательно не
определена единая система доказательств,
принимаемых и применяемых в судебной
практике при рассмотрении споров.
Помимо этого, нужны также разъяснительные
документы по сертификации
криптографических средств связи. Сейчас их
сертификация осуществляется в нескольких
местах (ФАПСИ, Гостехкомиссия и т.д.), что
создает определенные трудности.
В отношении рынка ценных бумаг требуют
уточнения некоторые нормы, касающиеся
разрешения: от депозитарной и
регистрационной видов деятельности до
установления правового режима
функционирования Интернет-бирж. Не
рассмотрен пока законодательными органами
РФ и ряд аспектов валютного и таможенного
характера, электронной коммерции.
В последнее время в связи с реализацией
коммерческой деятельности и совершением
сделок в сети Интернет, как уже отмечалось,
одной из практически значимых стала
проблема применения в сети налогового и
таможенного законодательств. По мнению
автора, бизнес в сети Интернет должен
облагаться налогами и таможенными
пошлинами по двум направлениям: отдельно -
как бизнес по обеспечению движения
нематериальных информационных потоков и
отдельно - как бизнес по движению товарных
потоков. При этом налогообложение
электронной торговли должно строиться на
основе общепринятых международных
стандартов, чтобы избежать несоответствия
национальных налоговых правил и двойного
налогообложения.
Отметим, что уровень развития сети Интернет
в Российской Федерации пока отстает от
уровня его развития в развитых странах (как
по объемам, так и по достигнутым этапам),
поэтому есть возможность, ничего не теряя,
подождать с изменением законодательства в
области электронной коммерции с тем, чтобы
воспользоваться зарубежными наработками,
когда они появятся.
В России система правового регулирования
электронного бизнеса пока полностью не
сложилась, но она будет формироваться в
процессе создания взаимосвязанной системы
норм на международном и национальном
уровнях. При этом необходимо идти по пути
заключения многосторонних договоров,
фиксирующих цели и принципы
функционирования глобальных компьютерных
сетей, финансирование и технические
параметры их развития на базе существующих
средств коммуникаций. К. разработке
вопросов совершенствования гражданско-правового
законодательства целесообразно привлекать
компании, занятые бизнесом в сети Интернет,
и организации, которые обеспечивают работу
самой сети в целом. Для России сегодня важно
не отставать от тех процессов, которые
происходят в области электронного бизнеса
при формировании соответствующего
международного законодательства и
интеграции в мировую экономику.
Е.Н. Ащин Интернет Финансы
|
|