1. B2C, business-to-consumer - бизнес-клиент: продажа товаров и услуг частным лицам;
B2B, business-to-business, бизнес-бизнес: продажи между предприятиями
B2C в мире
2. Рост электронной коммерции в секторе B2C, млрд. долл. (по данным eMarketer):
3. B2B против B2C (90:10). Два фактора:
- в 1994 г. началось освоение Интернет частными пользователями (декабрь 94 г. - начало поставок Netscape Navigator);
- в 1995 г. закончился период активного внедрения Корпоративных Информационных Систем (ERP).
В 1995-1998 г.г. темп роста B2C в онлайновой экономике опережал темпы роста B2B.
В 1995 г. открыт один из первых Интернет-магазинов - www.amazon.com
4. Розничная Интернет-торговля: новое качество потребления.
- Экономия времени - заказ делается не выходя из дома.
- Доступность в любое время суток.
- Широкий спектр товаров - на "расстоянии одного клика" находится другой магазин.
- Информационное обслуживание - наличие справочной информации о товарах, возможность сравнения товаров и цен.
- Индивидуальное обслуживание - система управления магазином может "запомнить" тысячи пользователей и их предпочтения.
5. Факторы, повлиявшие на активный рост B2C в США.
- Развитость онлайновой культуры: в 1995 уже было около 15 млн. онлайновых подписчиков сервисов AOL, Compuserve, Prodigy.
- Телекоммуникационная инфраструктура.
- Распространенность кредитных карт.
- Культура заказов и продаж по каталогам, существующая более 100 лет.
- Эффективные системы экспресс-доставки (FedEx, DHL, TNT …).
6. Онлайновые покупатели в США, 2000 г. (по данным eMarketer).
- 87 млн. американцев и 34 млн. домохозяйств будут подключены к Интернет
- 63 млн. индивидуальных пользователей Интернет будут вовлечены в какие-либо формы активности, связанной с онлайновыми покупками
- 59 млн. пользователей и 24 млн. домохозяйств сделают хотя бы одну покупку в Интернет
7. Онлайновые розничные продажи в США по категориям, млн. долл. (по данным Forrester Research, 1999)
|
1999 год |
2004 год |
Путешествия |
7,798 |
32,097 |
Компьютеры |
1,964 |
12,541 |
Одежда |
1,620 |
27,128 |
ПО |
1,240 |
3,290 |
Электроника |
1,205 |
1,167 |
Книги |
1,202 |
3,279 |
Музыка |
848 |
4,286 |
Продукты питания |
513 |
16,863 |
Косметика |
509 |
10,335 |
Видеофильмы |
326 |
1,743 |
Билеты в театр, кино … |
300 |
3,929 |
Игрушки и видеоигры |
253 |
3,663 |
8. Доля B2C в общем объеме электронной коммерции США и Европы (по данным eMarketer)
9. Доля e-commerce в ВВП (GDP) США (по данным eMarketer)
GDP = 8,800 млрд. долл.
|
GDP = 9,525 млрд. долл.
|
10. Основные тенденции развития Интернет-магазинов до 2000 года.
- Раздувание капитализации компании.
- Раскручивание бренда.
- Привлечение посетителей "любой ценой".
- Привлечение инвестиций.
- "Онлайн без оффлайна".
!! "Обвал" акций Интернет-компаний на NASDAQ весной 2000 г.
11. Основные тенденции развития Интернет-магазинов после весны 2000 года.
- Переход к традиционной модели бизнеса.
- Поднятие уровня прибыльности предприятия:
- сокращение расходов;
- удержание покупателя:
- наращивание спектра товаров;
- расширение сервисов;
- персонализация и повышение качества обслуживания.
- Интеграция "онлайн + офлайн"
12. Интернет-активность торгового предприятия работает на увеличение оффлайновых продаж.
Jupiter Consumer Survey: 68% онлайновых покупателей используют Сеть не только для совершения покупок, но и для изучения товаров, с тем чтобы потом купить их в оффлайновых магазинах.
B2C в России
13. Соотношение ВВП России и США (1998 г., источник - "Русская мысль", Париж, № 4331, 7.09.2000):
14. Объемы электронной коммерции В2С в России и США, млн.долл. (по данным eMarketer, Boston Consulting Group)
Год |
США |
Россия |
1998 |
|
3 |
1999 |
19 400 |
40 |
2000 |
37 000 |
65 |
2001 |
57 700 |
130 |
15. Факторы, определяющие масштабы В2С в России.
- Недостаточное количество пользователей Интернет
- Слабая телекоммуникационная инфраструктура.
- Малое распространение средств безналичных расчетов для физических лиц.
- Низкий средний уровень доходов.
- Отсутствие всероссийской системы экспресс-доставки.
16. Активная Интернет-аудитория в России по данным РОЦИТ, млн.чел.
17. Российские пользователи Интернет, имеющие опыт онлайновых покупок:
- monitoring.ru - 400 тыс. чел.;
- Oxir Investments - 225 тыс. чел.;
- (в США - более 80 млн.)
18. Количество Интернет-магазинов, зарегистрированных в каталоге www.magazin.ru:
19. Рост оборотов электронной коммерции В2С в России, млн. долл. (по данным The Economist, Boston Consulting Group)
20. Оплата в российских Интернет-магазинах:
Способ оплаты |
% от общей суммы |
Наличные курьеру |
40% (ПО, книги) 98% (продукты) |
Наложенный платеж |
40 - 45% (книги, ПО) |
Банковский перевод |
0% (продукты) 3,6% (книги) 30% (ПО, ср-ва связи) |
Пластиковые карты |
3% (книги, продукты) 20% (ПО) |
21. Наиболее популярные товары в Интернет-магазинах (источник http://www.raexpert.ru):
Группы товаров |
Доля оборота, % |
Доля сделок, % |
Книги, видео, CD, DVD |
29 |
78 |
Компьютерный ассортимент |
54 |
7 |
Продукты, бытовые товары |
17 |
15 |
22. Интернет-супермаркет XXL.RU (по данным XXL.Ru, 2000):
|
Март 2000 |
Сентябрь 2000 |
Количество пользовательских сессий в день |
710 |
1390 |
Количество покупок в день |
25 |
80 |
Средняя стоимость одной покупки |
1050 руб. |
1440 руб. |
Объем реализации в месяц (долл.) |
$35 000 |
$98 000 |
23. Контрольная закупка в XXL.RU.
- Процесс выбора продуктов и регистрации занял около 35 минут (21.10 с 15:15 до 15:50) при незагруженном 2-мегабитном канале (суббота).
- Подтверждение по электронной почте пришло тут же.
- Оператор позвонил в 16:05 и подтвердил заказ.
- В 17:15 еще раз позвонил оператор и попросил согласие на замену кефира "Милая Мила" на "Домик в деревне" и хлеба на "Бородинский". Также выяснилось, что сосисок нет никаких - выходные.
- Заказ был доставлен 22.10 в 12:15 (оговоренное время доставки - с 9 до 12 часов).
- Претензий к доставленному заказу не было.
24. Факторы успешного развития сектора В2С в России
- Общеэкономические факторы: укрепление экономики, рост доходов населения, формирование среднего класса.
- Инфраструктурный фактор: развитие телекоммуникационной отрасли.
- Развитие систем безналичных расчетов для физических лиц - кредитные карты, смарт-карты и другие.
- Создание эффективной всероссийской службы доставки.
- Решение правовых вопросов - принятие спектра соответствующих законов.
25. Факторы успеха В2С Интернет-проекта:
Традиционная бизнес-модель (получение прибыли).
- Интеграция с существующим оффлайновым бизнесом:
Успех проекта = "оффлайн + онлайн"
- Фокусировка на потребности платежеспособной Интернет-аудитории.
- Активный маркетинг - недостаточно просто создать Интернет-магазин.
- Региональные партнерские альянсы:
Интернет-магазин + Провайдер высокоскоростного доступа + Курьерская служба.
26. Почему сейчас надо начинать осваивать Интернет-торговлю.
- Экономика Интернет - экономика "внимания":
- борьба идет за посетителей (потенциальных покупателей);
- создание бренда в Сети требует времени.
- Дальше будет дороже
- Создание магазина SonyStyle.ru обошлось компании в 150-200 тыс. долл. По словам руководителей компании на презентации по случаю открытия магазина, в 2002 г. такая работа стоила бы в несколько раз дороже.
- Существуют достаточно дешевые решения для начала Интернет-торговли:
- аренда Web-витрины (несколько сотен долларов);
- аренда Интернет-магазина в торговом ряду (единицы - десятки тысяч долларов).