Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Информационные технологии в бизнесе. Часть 5 - Управление информацией
Предыдущая часть: "Роль
бизнес-информации"
Процесс сбора информацииАктивный сбор информации чаще всего бывает ad hoc1 и фокусируется на конкретном решении или событии; он редко бывает постоянным и осознаваемым именно как процесс сбора информации. В очень немногих компаниях изучение окружающей среды существует официально; происходит ли это так, зависит от стратегических условий для них (от их осведомленности) и от их чувствительности к различным аспектам окружающей среды. Регулярный сбор информации возникает как составная часть бизнеса, но более целенаправленную работу можно включить в состав мероприятий по ежегодному планированию и составлению бюджета, по координации стратегических решений с прогнозами внешних и внутренних условий, по разработке новых товаров, услуг, рынков либо рационализации обеспечения. Пассивный сбор информации возникает в большинстве случаев в процессе различных взаимодействий или операций в бизнесе, а также во время неофициального обмена. Когда менеджеры сталкиваются с какой-либо сложной, по существу неопределенной, но стратегически важной для фирмы проблемой, процесс поиска информации становится более активным, официальным и целенаправленным. Различные виды информации компании склонны собирать разными способами, например, маркетинговую и сбытовую информацию — более неформально, чем финансовую и законодательную информацию, которую собирают официально. (Jenkins, 1994). Хотя процесс сбора информации представляет собой комбинацию официальных и неофициальных схем, наблюдается тенденция к тому, чтобы использовать официальный подход к информации, касающейся регулирования, и к служебным видам информации. И все же часто сведения о лучших официальных источниках информации поступают через неофициальные каналы. Менеджеры, особенно в небольших фирмах, предпочитают обращаться к людям, а не к документам. Джинтер и Дункан (Ginter & Duncan, 1990), а также Шарки (Sharkey, 1992) подтверждают это предпочтение и подчеркивают, что не следует пренебрегать внутренними источниками информации, так как зачастую они оказываются очень ценными. Сбор информации как процесс состоит из двух частей: непрерывный сбор общих деловых сведений от неформального общения с коллегами и других контактов как часть повседневной деятельности, а также постоянная подпитка информацией из более официальных сетей, откуда поступают важные новости. Навыки управления информациейОсновные навыки, которые требуются для получения и использования информации, — это поиск, анализ, структурирование, хранение и манипуляция. Галиерс отстаивает необходимость подходить к сбору новой информации, основываясь на уже имеющейся, а также важность интерпретации информации следующей фразой: “Мы предполагаем, что всего лишь набор данных, являющихся побочным результатом деятельности фирмы, обеспечит нам принятие решений, основанное на имеющейся информации. Но очень часто это приводит к тому, что мы называем “информационной перегрузкой”” (Galliers, 1993) (см. Информационная перегрузка). Сегодня растет сложность сбора информации и управления ею; значит, это требует все больше времени и базовых навыков, необходимых менеджерам для управления информацией, часто не хватает. Блэйер и Гордон поддерживают мнение, что растет значение контроля и управления письменной информацией в фирмах: “Менеджеры бывают перегружены массой бесполезной информации, которая часто делает запутанными действительно важные документы” (Blair & Gordon, 1991). Такое неправильное управление мешает правильному принятию решений и планированию и ухудшает результаты деятельности фирмы. Когда имеющейся в распоряжении информацией не могут или не хотят правильно управлять, это часто приводит к двойной трате сил и средств. “Если бы мы управляли своими деньгами так же, как управляем информацией, то мы бы уже давно разорились” (авторство приписывается Делано Слоту, процитировано у Баббара и Рея (Babbar & Rai 1993). Управление информацией в теории и на практике зачастую приводит к двум распространенным проблемам. Первая, о которой уже упоминалось выше, касается выбора информации. Высокоточные методики сбора информации часто компрометируются неправильными и совершенно недостаточными критериями отбора, которые могут привести к сужению целей организации и к ограничению ее возможностей. Следовательно, для большинства критериев отбора информации рамки следует определить максимально широко. Вторая, очень часто встречающаяся проблема заключается в том, что приобретение и распространение информации являются последними этапами в информационной цепочке. Однако слишком мало сообщается о том, как можно применить информацию с максимальной пользой. Важной разработкой последнего времени стало появление “управления знаниями”, дисциплины, связанной с управлением информацией, но отличной от нее (см., например, Венцина (Venzin, 1997)) (см. корпорации знания). Хотя управление информацией включает в первую очередь выбор и сбор информации, управление знаниями — понятие гораздо более широкое и включает такие разделы, как идентификация знания, управление знанием, развитие знания и использование знания. Таким образом, управление знаниями занимается вопросами, как получать, использовать, распространять и трансформировать знания, а также находится в непрерывном поиске практических преимуществ для фирмы. Возможность того, что в ближайшем будущем управление знаниями отнесут к разделу управления информацией или что управление информацией через какое-то время станет чем-то большим, чем просто техническая деятельность по сбору и хранению информации, кажется вполне вероятной. Использование информацииГоворя практическим языком, бизнес-информация позволяет бизнесу совершать много дел. Главной движущей силой сбора и анализа бизнес-информации является повышение конкурентоспособности. Сейчас для эффективного использования информации фирмы чаще всего используют компьютер и телекоммуникационные технологии. Потенциальные выгоды от эффективных информационных и коммуникационных систем включают те, что приведены Фулером и Дженкинсом (Fuller & Jenkins, 1995) в табл. 1. Пользу от улучшения процесса обмена информацией можно описать как улучшение взаимоотношений с клиентами и поставщиками, оптимизацию операций в бизнесе, а также более быстрый доступ к ресурсам и услугам экспертов. Однако сейчас все чаще стали признавать, что одной информации недостаточно. Для того чтобы использовать информацию эффективно, фирмы должны обладать механизмами “трансформации” информации в знание и использования этого знания как имущества. Несмотря на то что десять лет назад учебники по менеджменту и статьи в журналах провозглашали информацию как самый ценный товар, сейчас акцент делается на знании. Успех компании в будущем, по-видимому, зависит только от понимания взаимосвязи между ними, а также от того, насколько правильно компания ими управляет. ЗаключениеКао (Kao, 1989) говорит, что информационные процессы определяют относительную способность организации эффективно взаимодействовать с окружающей средой и преследовать свои собственные цели. Тем самым он фактически делает вывод, что с информацией как с основной проблемой сталкиваются все организации. Новые технологии обеспечивают новые источники, методы доставки и обмена информацией, а также новые способы манипуляции информацией. В то время как информационные технологии продолжают изменять характер сделок и других операций в бизнесе, предоставляют возможность связи по цепочке через электронную торговлю и способствуют сотрудничеству и созданию альянсов, становится все более важным развивать навыки управления информацией как ресурсом и товаром. Переосмысление фирмы и ее деятельности в терминах информации необходимо, чтобы использовать собственное конкурентное преимущество в целях надлежащего управления информацией.
Под ред. М. Желены
|
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|