На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Железо » Полезняшки

О, мышь!

 Oh, mouse!
Л. Кэрролл. Алиса в Стране чудес

И правда, это периферийное устройство очень похоже на мышонка. Небольшое пластмассовое «тельце», длинный «хвост» - кабель для связи с компьютером, кнопки - словно плотно прижатые ушки маленького зверька. Бегает, повинуясь движениям руки оператора, мышка по столу, а на экране «мышиный» курсор повторяет каждое ее движение. И легкого нажатия на кнопки, которые в буквальном смысле всегда под рукой, достаточно, чтобы запускать файлы, выделять и перемещать участки текста или рисунка, а то и управлять нарисованным Микки Маусом или другим героем в увлекательной компьютерной игре...

В сущности, мышь может немногое: заставляет курсор на экране повторять движения пластмассового корпуса под рукой и сообщает о нажатии кнопок работающей программе. Но даже такого небольшого набора функций вполне хватает, чтобы значительно облегчить общение с компьютером. Совсем недавно, до появления графических интерфейсов, находились скептики, сомневающиеся в полезности этого манипулятора, тогда для работы, как правило, хватало возможностей клавиатуры. В принципе, и сейчас находятся виртуозы, которые справляются с работой в среде Windows 95/98 без помощи мыши. Но для того, чтобы проверить, насколько это сложно и непривычно, попробуйте хоть что-нибудь сделать без мыши после загрузки Windows. Уверен, что новичкам это дастся с изрядным трудом, и, главное, операционная система при этом потеряет большую часть своей привлекательности. Мгновенно исчезнет основное достоинство - легкость работы, когда интуитивно угадываются верные действия.

Итак, в первую очередь мышка всего лишь двигает курсор по экрану. Перемещение ее корпуса измеряется в шагах, где шаг - это минимальное смещение, регистрируемое датчиками мыши. Специальная программа - драйвер подсчитывает количество шагов, вызывающее переход курсора на следующий элемент изображения (точку или текстовую позицию). Это количество, задающее, по сути, скорость движения курсора, пользователь в некоторых случаях может изменять с помощью специальных функций.

Для точного позиционирования желательно, чтобы скорость движения курсора была небольшой. Но это затрудняет его перемещение на большое расстояние. У первых мышей это неудобство обходилось путем удвоения скорости. Мышь и курсор перемещались в соотношении 1:1 до тех пор, пока скорость движения мыши не достигала определенного значения. После этого число шагов автоматически умножалось на два, соответственно удваивая скорость курсора. Но такое решение приводило к резким изменениям скорости в процессе работы, что не всегда приятно глазу пользователя. Поэтому в современных системах используют другой метод - «баллистический», когда отношение числа шагов мыши и курсора плавно меняется от минимального значения к максимальному.

Что же касается кнопок мыши, здесь управляющая программа почти не встречает никаких сложностей. Нажатие просто замыкает пару контактов, что и замечают операционная система и текущая задача. Или «не замечают», если в данный момент не производится проверка нажатия кнопок. Впрочем, среди предоставляемых драйвером функций имеются и своеобразные «экскурсы в прошлое», когда подсчитывается количество нажатий или отпусканий мышиных кнопок за некоторое время и даже определяются координаты курсора в момент последнего нажатия или отпускания.

До недавнего времени основными операциями, выполняемыми с помощью мыши, были:

  • Щелчок, или клик (от английского click), - одиночное нажатие кнопки мыши. При этом левая кнопка сообщает программе, что объект в окне надо выделить, именно с ним будет производиться дальнейшая работа. Если программа ждет подтверждения действия или его отмены (Ok - Cancel), для этого тоже достаточно одного клика. А щелчок правой кнопки, как правило, вызывает контекстное меню.

  • Двойной щелчок, почти без паузы между кликами, сообщает программе, что какое-то действие надо точно выполнить, например, открыть документ или запустить на выполнение exe-файл какой-либо программы.

  • Выделение - левая кнопка зажимается и ведется по документу. При этом часть текста или графический фрагмент выделяются. Программа знает, что с ними надо будет произвести какое-то действие, а пользователь получает визуальное подтверждение того, что фрагмент выделен - на текст как бы натягивается инверсная подсветка, а на графические элементы «натягивается рамка.

  • Перетащить и отпустить (механизм Drag&Drop) - левой кнопкой мыши объект «зажимается» и перетаскивается на новое место.

Все эти функции уже давно утвердились в Windows, причем их число можно увеличить, если вместе с мышиными действиями зажимать управляющие клавиши Ctrl, Shift и Alt. А начиная с версии Windows 95 OSR2, когда стала исчезать граница между обычной работой на компьютере и работой в Интернете, появился режим оформления рабочего стола Windows и системных окон как Web-страниц, когда одиночный клик можно заменить простым наведением курсора на объект, а двойной клик - одиночным.

Некоторые разработчики предлагают дополнительные решения, которые расширяют функциональные возможности мыши. Та же корпорация Microsoft в 1996 году предложила Microsoft Intellimouse с колесиком для прокрутки текста в окне. Потом эту идею подхватили все крупные разработчики. Большей популярностью стали пользоваться не только колесики прокрутки, но и двойная кнопка для прогонки текста вверх-вниз типа Magic Button в серии Genius Net Mouse.

А фирма Pointix разработала принципиально новый способ управления, основанный на распознавании программой определенных жестов - «гликов» (составное слово от английских glide и click - скользить и щелкать). Эти жесты представляют собой кругообразные движения мыши по часовой и против часовой стрелки, а также быстрые перемещения вправо-влево и вверх-вниз. Такие движения могут производиться в любом месте рабочего окна и либо непосредственно запускают назначенные им действия, либо вызывают на экран всплывающее меню, в котором выбор требуемого пункта производится уже обычным путем - щелчком мыши. Для реализации этой технологии фирмой разработан специальный драйвер, позволяющий пользователю присвоить жестам желаемые действия (всего 12 вариантов, поскольку «глики» могут сопровождаться нажатием клавиш Shift и Ctrl) для каждого из приложений Windows. Дополнительные действия могут вызываться при установке курсора на границы экрана. Упрощенная версия драйвера на 8 функций распространяется бесплатно (http://www.pointix.com/). Кстати, сама мышь при этом остается самой обычной, никаких аппаратных доработок не требуется.

Что там внутри?

Самым распространенным методом определения количества шагов, что мышь пробежала по воле оператора, до сих пор является механический. В нем тяжелый шарик (обычно он металлический и покрыт резиной), установленный в днище корпуса, крутится во всех направлениях, когда мы катаем мышь по столу, и при этом вращает два прижатых к нему фрикционных ролика с взаимно перпендикулярными осями. Соответственно вращению роликов меняется положение курсора по осям экрана.

Все привыкли считать шарик в днище непременным атрибутом любой мыши. Чаще всего так оно и есть, но специалисты из фирмы Honeywell выбрали для своей разработки иной принцип действия, оснастив мышь специальным датчиком, который при движении чуть отклоняется от нейтрального положения. Соответственно, информация о наклоне элементов датчика передается драйверу. В результате для работы с такой мышью не требуется специально подготовленная поверхность, мышь  Мышь Logitech с колесом прокрутки.нормально функционирует в наклонном положении и даже вверх «брюшком», чего с обычной мышью добиться не удастся - шарик проваливается внутрь корпуса. Другая подобная разработка - семейство LifeTime Mouse корпорации Key Tronic.

Но кроме механического способа есть много интересных разработок. Оптический способ позволяет совсем избавиться от механики и делает мышь абсолютно надежной. В такой мыши световой луч отражается от специального коврика, на поверхность которого нанесена сеть пересекающихся черных и синих линий, так что отраженный луч при движении мыши периодически прерывается. А фотодатчики следят за количеством линий, которые мышь пересекла. Хотя у оптического метода есть преимущества не только по надежности, но и по точности отслеживания движения мыши, он нашел применение в небольшом числе моделей, поскольку привязан к собственному коврику без красочной картинки.

Существует и еще один вариант конструкции мыши, так же как и оптический не содержащий движущихся частей (роликов, дисков и т.п.) и не требующий специального полосатого коврика. Эта технология, именуемая Marble Sensing Technology, предложена фирмой Logitech в 1995 году и заключается в нанесении на поверхность обрезиненного шарика узора из расположенных случайным образом черных точек, изображение которых ловит сложная система из 93 фотодатчиков. Причем эта система не только отслеживает движения шарика, но и постоянно перенастраивается на новый вид узора, возникающий из-за налипания на шарик грязи и из-за его износа. Это обеспечивает высокую точность отслеживания движений мыши и позиционирования мышиного курсора, что очень ценится в приложениях по обработке графической информации. Чуть позже компания Logitech предложила изготавливать шарик для такой мыши из настоящего полированного мрамора, чей рисунок прожилок так затейлив и неповторим.

Бесхвостая радиомышь.Кнопки, и не только

Привычные двухкнопочные мыши (стандарт Microsoft Mouse) появились у IBM-совместимых компьютеров еще в 1983 году. Причем по первоначальной задумке левая кнопка соответствовала клавише Enter, а правая в конкретной программе могла принимать функции Esc (отмена), Ins (выделение) и т.п. Трехкнопочные мыши (стандарт Mouse System) появились несколько позже. Впрочем, третья (средняя) кнопка во многих случаях бездействует или дублирует левую, так что совместимость с прежним двухкнопочным стандартом полностью сохраняется, а для средней кнопки пользователь может назначать ту или иную дополнительную функцию. Кстати, некоторые достаточно современные модели (например, Microsoft Mouse 400) по-прежнему выпускаются двухкнопочными, с возможностью эмуляции третьей кнопки (если она вдруг понадобится) одновременным нажатием двух имеющихся.

Некоторые изготовители создают и вовсе необычные конструкции, дополняя стандартную мышь добавочными устройствами ввода. Мы уже говорили о колесике для прокрутки текста. Иногда его функции расширяются - у мыши Logitech MouseMan+ при вращении колеса прокрутки вместе с зажимом дополнительной боковой кнопки появляется функция изменения масштаба изображения на экране. В еще одной подобной разработке - Roline Windows 95 Mouse роликов прокрутки установлено сразу два, для перемещения изображения и по горизонтали, и по вертикали. А у мыши Genius NetMouse Pro дополнительная кнопка вместе с кнопкой прокрутки Magic Button позволяют выбирать одно из одновременно запущенных приложений.

А иногда встречаются и настоящие «монстры» мышиного мира, такие как модель PowerMouse 100, несущая на себе аж 41 кнопку и ориентированная на работу с пакетом Lotus 1-2-3 и рядом других программ, не поддерживающих привычную идеологию нажатия нарисованных на экране кнопок и выбора пунктов меню.

Не мышью единой…

Однако мышь - это сегодня не единственное периферийное устройство для управления курсором. В первых портативных компьютерах появилось устройство трекбол, которое иногда называют «мышь наизнанку». Здесь перемещение курсора Трекбол, который крепится к клавиатуре.получается от вращения пальцами самого шарика, а кнопки устанавливаются в непосредственной близости к шарику. Иногда пользователи так привыкают к работе с трекболом, что не собираются отказываться от него и при работе на настольном компьютере. Для таких любителей фирма Logitech предложила устройство TrackMan Portable - портативный трекбол, который легко укрепляется непосредственно на корпусе клавиатуры или портативного компьютера.

Но вернемся к мышам. Бывает так, что «хвост», то бишь кабель связи с компьютером, на практике не очень удобен. Это привело к появлению бесхвостых моделей, в которых используются различные варианты беспроводной связи. Один из способов - инфракрасная (ИК) связь, аналогично широко применяемым в быту системам дистанционного управления теле- и видеотехникой. Другой, еще более совершенный - радиосвязь. Например, радиомышь фирмы Logitech можно катать где угодно в пределах 1,8 м от подключенного к ПЭВМ радиоприемного устройства. А учитывая, что и мышь и приемник можно настраивать на четыре разных частоты, в одной и той же «зоне радиосвязи» одновременно могут работать независимо друг от друга четыре пользователя.

Впрочем, это только начало чудес - со временем мыши научились не только бегать, но и... летать. Еще в 1990 году в Вестфилдском колледже Лондонского университета было разработано устройство Bat («летучая мышь»), предназначенное для управления курсором в трехмерном виртуальном пространстве. В «летучей мышке», кроме обычного шарика в днище, вращающегося при катании по столу, сверху имеется полусфера (на манер трекбола), которую можно поворачивать в любом направлении: вперед-назад (в авиационной терминологии - по тангажу), вправо-влево (по крену) и по часовой-против часовой стрелки (по рысканию). При этом, например, «тангаж» соответствует вертикальному движению курсора на экране. Дополнительно имеется целых пять кнопок, по одной для каждого пальца.

Впрочем, авиаторами рождаются не все, и многим при работе в виртуальном мире было бы удобнее вместо крена и тангажа иметь дело просто с движениями руки по горизонтали, вертикали и «в глубину». Кроме того, перспектива «летать, оставаясь привязанным к столу» вряд ли кому-то покажется заманчивой. Сознавая это, конструкторы создали устройство GyroPoint, являющееся в полном смысле слова «трехмерной» мышью. Гироскопические датчики, установленные в корпусе этого оригинального манипулятора, позволяют работать и в системе Технология Marble Sensing Technology с использованием большого мраморного шара.«крен-тангаж-рыскание», и в обычных линейных координатах. Держа мышь в руке, можно свободно перемещать и поворачивать ее в пространстве, лишь бы хватило длины кабеля (от этого атрибута разработчики все-таки не отказались). И плюс к тому всегда к вашим услугам три кнопки, как и у любой уважающей себя мыши.

Кроме GyroPoint, существуют и другие «трехмерные» варианты, например, в виде надеваемого на палец перстенька с излучателем ультразвука. На корпусе же дисплея крепится легкая рамка, улавливающая сигналы от перемещения мыши. Кисть руки с надетым перстнем перемещается вблизи экрана по всем трем координатам, а электронная схема легко и просто определяет ее положение в пространстве и передает эти сведения в компьютер, как и информацию о нажатии находящейся на перстеньке кнопки.

Другой конкурент мышек - это чувствительный к нажатию сенсорный планшет. Самые простые из них просто ловят нажатие контакта между двумя пленками. Более сложные работают по излучению ультразвуковых или радиоволн вдоль пленки планшета. При этом движущийся палец меняет «волновую» картину, что и фиксируется приемными датчиками. Лет пять назад такие устройства были слишком сложны и, соответственно, дороги, а потому слишком экзотичны. Но ныне с развитием тонких технологий сенсорные планшеты становятся все более популярными, а спектр их моделей - все более разнообразным. В последние несколько лет стали появляться модели ноутбуков, в которых микропланшет (TouchPad) встроен в клавиатуру. И, наконец, у некоторых переносных компьютеров весь экран представляет собой одновременно чувствительный планшет, что позволяет выбирать режимы и даже вводить символы непосредственно на поверхности экрана.

Аналогичные чувствительные экраны реализуются и на основе дисплеев с электронно-лучевыми трубками и жидкокристаллическими панелями. А для обычных дисплеев любого типа, с которыми работает большинство пользователей, выпускаются отдельные прозрачные пленки, которые накладываются непосредственно на экран и делают его чувствительным к нажатию (IntelliTouch фирмы Elo Touchsystems). Поставляемый в комплекте с такой пленкой драйвер написан таким образом, что любые прикосновения пальца к экрану и перемещения по нему преобразуются в такие же команды, какие генерирует катаемая по столу мышь. Поэтому практически все программы, поддерживающие мышь, будут без каких-либо переделок работать и «от пальца».

А что же дальше?

Сейчас фантастические устройства появляются так часто, что без них уже невозможно представить развитие компьютерной индустрии. Одно такое устройство разработано фирмой The Other 90% Technologies Inc. Оно называется MindDrive и представляет собой надеваемый на палец своеобразный перстенек с датчиками, отслеживающими сопротивление кожи пользователя и степень наполнения кровью ее поверхностных капилляров. Здесь используется та же идея, что и в хорошо Мышь изнутри.известных по детективам «детекторах лжи». Дело в том, что любая активизация деятельности мозга очень быстро отражается на указанных параметрах, что позволяет реализовать управление курсором компьютера практически одной только «силою мысли». Правда, чтобы MindDrive научился понимать своего хозяина, необходимо обучить управляющую программу индивидуальным особенностям пользователя, да и ему самому надо привыкнуть концентрироваться и расслабляться.

Строго говоря, MindDrive нельзя назвать «средством мысленного управления компьютером», поскольку биосигналы на датчик здесь идут не непосредственно с мозга. Однако уже существуют и действительно «телепатические» устройства, в которых с мозга пользователя снимается полная энцефалограмма, обрабатываемая затем по принципам, сходным с алгоритмами оптического распознавания символов, чтобы выделить из «мешанины» сигналов соответствующие тем или иным мыслям оператора. Разумеется, каждый конкретный пользователь вначале должен обучить компьютер, а точнее, программу распознавания правильно читать его энцефалограмму, поскольку электромагнитные проявления деятельности мозга сугубо индивидуальны.

Австрийские исследователи ориентировали свою систему именно на управление курсором, а их американские коллеги уже пытаются набирать таким образом текст, задумав заменить своей разработкой не только мышь, но и клавиатуру. Правда, достигнутая скорость ввода символов пока еще недостаточно высока для полноценной работы. Мы видим, как быстро развиваются технологии, и кто знает, может, в недалеком будущем действительно удобнее будет использовать собственную голову для управления компьютером? Или нет?

Посмотрим.

Коробочка на колесиках

Мышь, ставшая неизменным атрибутом компьютера, впервые появилась в 1964 году в Стэнфордском исследовательском институте. А человек, предложивший концепцию манипулятора, подобного современной мыши, - Дуглас Энгельбарт (Douglas Englebart) известен как изобретатель целого ряда принципов, которые в наши дни стали настолько распространенными, что кажется, будто это «народное творчество», у которого нет автора. Энгельбарт в свое время предложил фантастические для допотопных компьютеров принципы редактирования текста на экране, обработку информации в окнах, принципы гипертекстовых ссылок. Эти технологии действительно разрабатывались во многих исследовательских центрах и лабораториях при крупных университетах, но новаторские заслуги Дугласа Энгельбарта признаны во всем мире.

Прообразом первой мыши была деревянная коробочка, которая перемещалась по столу на колесиках, отсчитывая их обороты и развороты, эта информация вводилась в компьютер и управляла перемещением курсора на экране. Тогда о персональных компьютерах не мечтал и сам Билл Гейтс, поэтому манипуляторы, разработанные в Стэнфордском институте, поначалу нашли применение в специализированных компьютерных системах в космической и военной индустрии. Чуть позже, в 1973 году корпорация Xerox использовала мышь в своей революционной разработке - компьютере Alto. А в 1979 году один из основателей фирмы Apple Computers Стив Джобс (Steve Jobs) посетил исследовательский центр Xerox Palo Alto Research Center и увидел среди экспериментальных устройств несколько манипуляторов, в том числе прообразы современной мыши. И, конечно, при разработке первых персональных компьютеров Apple были учтены поистине безграничные возможности этого маленького устройства. Первый массовый ПК Apple, появившийся в 1984 году, был снабжен однокнопочной мышью вполне современного вида и конструкции. Корпорация Microsoft также ввела поддержку мыши в IBM PC еще в 1983 году, но позже чем Apple обратила внимание на возможности мыши при работе с оконными системами.

Дмитрий Усенков
"Домашний Компьютер"

Другие разделы
Новое в разделе
Мат. платы и процессоры
Полезняшки
Накопители
Видео
Принтеры
Звук
Сканеры
Цифровые камеры
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100