Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Утраченные иллюзииВ марте компания Market-Visio/ЕDС провела исследование объема российского рынка офшорного программирования: в 2001 году он составил 154 млн. долларов, а к 2003 году должен достичь 348 млн. При этом доля офшорных разработок в общем объеме программного обеспечения составила в 2001 году 31%. Более чем у трети столичных компаний объем офшорного бизнеса составляет свыше 3 млн. долларов, а в регионах объемы почти половины офшорных фирм не превышают 150 тыс. долларов. Из них самые большие цифры показывают новосибирские разработчики. Среди заказчиков российских офшорных компаний доминируют фирмы из США и Центральной Европы. Эта тенденция, по прогнозам аналитиков, сохранится и к 2003 году. Согласно недавнему исследованию Forrester Research, используя офшорных программистов, американские компании экономят в среднем 25%. Интересную качественную картину рынка изнутри можно получить на примере работы нескольких офшорных компаний. Компания “АйТи” на 2001 год планировала выполнить 25 проектов и выйти на 10 одновременно открытых, прогнозы оборота определялись цифрой в 1,2 млн. долларов. Хотя кризис NASDAQ и события 11 сентября внесли свои коррективы, план все же был перевыполнен — компания вышла на оборот в 1,45 млн. долларов. Хотя стоит отметить, что планы по проектам в России были выполнены только в третьем и четвертом квартале, до этого наблюдалось отставание. Сегодня в компании работает 90 сотрудников, ведется 15 открытых проектов. Виктор Вайнштейн, директор центра заказных разработок ПО компании “АйТи”, заявил, что полученные результаты его вполне устраивают: “Об общероссийских результатах говорить рано, но мы недовольны скорее тем, что индустрия в целом могла добиться большего, в том числе и с точки зрения позиции на рынке. Мы могли бы этого достичь, если бы было больше денег на развитие. К сожалению, инвестиционный климат не способствовал развитию. Тем не менее, наш рост в 6 раз по обороту и в 4 раза по персоналу — это уже показатель”. Компания SPIRIT в течение всего 2001 года продолжила работу, направленную на закрепление своего стратегического партнерства с важнейшими каналами сбыта в мировой коммуникационной индустрии. Президент группы компаний SPIRIT Андрей Свириденко крупнейшим успехом в 2001 году считает заключение стратегического альянса с компанией Texas Instruments, которой принадлежит 50% мирового рынка сигнальных процессоров. Как известно, TI является основным каналом проникновения коммуникационного ПО на мировой рынок. Летом компания подписала пакет из 5 контрактов с Samsung Electronics. По условиям договоров SPIRIT поставляет свои программные решения для обработки речи, видео- и аудиопотоков для сотовых телефонов Samsung третьего поколения. Каждый контракт пакета оценивается шестизначной суммой в долларах США. В декабре был завершен второй проект для телекоммуникационного гиганта Tadiran Communication. Разработки SPIRIT для этой израильской компании используются при передаче данных по каналам сотовой связи с высокой скоростью. Сумма контракта составляет несколько сотен тысяч долларов. Также были выполнены проекты для компаний Furuno, Nortel Networks, Atmel и Marconi. Кроме того, весной Panasonic лицензировала ПО SPIRIT для анализа и распознавания двухмерных изображений. “Наша цель — развивать бизнес на основе лицензирования законченных программных продуктов. В настоящее время по этому пути также успешно идут Лаборатория Касперского и Abbyy”, — подчеркнул Андрей Свириденко. Еще в 1999 году компания удачно завершила переход от офшорной модели, по которой SPIRIT работала с NEC, Toshiba и Nortel Networks с 1995 года, к бизнесу на основе лицензирования законченного ПО. В настоящее время в компании работает около 100 сотрудников, 80% из них программисты и технический персонал. Для компании “Рексофт” 2001 год прошел под знаком диверсификации сбытовых каналов, то есть расширения клиентской базы. Кроме того, компания налаживала бизнес-процессы, направленные на более эффективную обработку тех заказов, которые стали поступать в результате диверсификации. Работа с большим количеством заказчиков все же в значительной степени отличается от работы с двумя-тремя крупными клиентами. Радикально менять планы из-за кризиса “Рексофту” не пришлось. Сказалось то, что портфель заказов формировался в первую очередь за счет европейских компаний, на которых кризис отразился менее резко, чем на американских. Кроме того, компания не была привязана к одному-двум крупным клиентам. В прошлом году рост оборота составил 26% по сравнению с 2000 годом. Изменилась его структура: при общем росте увеличилась доля поступлений с российского рынка — она составила 25,7%. “К сожалению, не были достигнуты плановые показатели роста отрасли и роста оборота компании. Тем не менее, в целом 2001 год мне кажется удачным, прежде всего, для российского рынка ИТ. Рынок вырос: по оценкам Brunswick UBS Warbung, его объем превысил 3 миллиарда долларов”, — отметил Александр Егоров, генеральный директор компании “Рексофт”. Не случилось, не сошлось Как видно из приведенных выше цифр, в 2001 году российские разработчики ПО не совершили ранее предсказываемого прорыва на западные рынки. Сейчас их бизнес, кажется, на том же уровне, что и раньше — во всяком случае, об особых успехах не слышно, а высказывания звучат крайне осторожно. “Это только кажется, что успехов нет, просто в этом бизнесе объявлять об успехах не принято, да и клиенты не очень это любят. А мешает больше всего размер — мы маленькие по масштабам рынка, а в продажи и маркетинг надо большие средства вкладывать, и производство тоже денег требует”, — пояснил Виктор Вайнштейн. “Мы не ожидали особенного прорыва. Но, действительно, в прошлом году много говорилось о том, что вот-вот российские компании стремительно выйдут на западный рынок. Об этом говорили, говорят и будут говорить. Но без желания его совершить ничего не получится, — говорит Александр Егоров. — Некоторым компаниям удалось совершить некий „локальный” прорыв, в какой-то определенной нише, но его не видно потому, что российские компании находятся в состоянии „юношества”, которое характерно тем, что не имеет собственной динамики. Офшорное программирование в России — не раскрученный бизнес, у нас до сих пор нет серьезной клиентской базы”. “В прошлом году рынок находился в состоянии эйфории по поводу перспектив офшорного программирования, и это нашло отражение в завышенных прогнозах роста. К слову сказать, SPIRIT год назад как раз и предсказывала небольшой рост в 15-25%”, — добавил Андрей Свириденко.
Возможно, дело в общемировой рецессии на рынке ИТ? Да, пострадали компании, основные заказчики которых находились в Америке. Практически полностью исчез рынок мелких и средних фирм, которые отдавали проекты российским подрядчикам. И крупные компании после событий 11 сентября тоже пересмотрели бюджеты на развитие ИТ в сторону серьезного уменьшения. Однако многие отмечают, что наравне с очевидным отрицательным влиянием кризис принес и некоторые преимущества, например, повысился спрос на продукты для распознавания изображений и для видеоконференций. К тому же кризис положительно сказался на внутреннем российском рынке. Рост отрасли ИТ в 2001 году был связан еще и с тем, что компании, которые раньше работали только на Западе, резко переориентировались на внутренний рынок и весь накопленный за последние годы опыт стали реализовывать в проектах для отечественных корпоративных клиентов. В основном, это характерно для небольших мобильных компаний, которые не имеют представительства за рубежом. То есть говорить о том, что именно кризис воспрепятствовал планам российских компаний, было бы преувеличением. Скорее уж, планы были чересчур оптимистичны. “Прошлогоднее исследование показало 50-процентный рост оборота — это отнюдь не прорыв. С учетом той трагедии, которая случилась в прошлом году и внесла свои коррективы, все развивалось, как и предсказывали наиболее опытные игроки. Тем не менее, Россия вошла в пятерку наиболее быстрорастущих стран на рынке заказных разработок”, — сообщил Виктор Вайнштейн. В числе причин, тормозящих реализацию серьезных международных офшорных проектов, можно назвать предубеждение против России во многих развитых странах. Не секрет, что Россия сегодня ассоциируется прежде всего с нестабильной экономической и политической обстановкой, коррупцией и преступностью. Очевидно, что при аутсорсинге главным фактором получения заказа являются брэнд и стабильность исполнителей. Поэтому в числе основных проблем, тормозящих развитие российского программирования, можно выделить отсутствие узнаваемой “национальной” торговой марки, которая позволила бы конкурировать с другими игроками рынка. Без солидного брэнда нельзя рассчитывать на то, что заказчики будут реагировать на стандартные маркетинговые акции. А построение такого брэнда — длительный процесс, требующий опыта работы на рынке и системного подхода. Пока же российские компании бессистемно тратят деньги на различные мероприятия и в итоге получают практически нулевой эффект. Чтобы создать отрасли новый имидж в глазах потенциальных заказчиков, необходима консолидация компаний. К тому же поодиночке выходить на международные рынки достаточно трудно. Объединение усилий позволит лоббировать интересы отрасли и за рубежом. Значимым отрицательным фактором является отсутствие поддержки на государственном уровне. Государство должно понять, что экспорт программного обеспечения может стать весомой статьей дохода в общероссийском бюджете. Сейчас же экспорт услуг в индустрии информационных технологий, телекоммуникаций и электроники не превышает 1,5% от общего объема экспорта. “От государства требуется инфраструктура — технопарки в Индии создавались с помощью государства, и это очень помогло бизнесу. Законы, снижающие налоговую нагрузку, тоже помогли бы”, — отметил Виктор Вайнштейн. Индусы и все-все-все По мысли древнегреческого философа Зенона Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху. Пока он добежит до места, где находилась черепаха, она проползет какое-то расстояние, и это будет повторяться до бесконечности. История удивительно напоминает ситуацию с российской и индийской индустриями офшорного программирования. Около года назад на слуху были заявления о том, что отечественные разработчики смогут если не потеснить индийцев, то составить им серьезную конкуренцию. Однако экспортная индустрия ИТ в России еще до сих пор формируется и, естественно, не несравнима с индийской. “Тему о потеснении индийцев могут развивать только „ура-патриоты”. Самая большая индийская компания Tata Consulting имеет оборот миллиард долларов в год — как можно ее потеснить? Сегодня можно говорить только о локальных победах и выигрышах. Так, мы недавно отобрали контракт у HSL, которая входит в пятерку крупнейших офшорных компаний. Но я не делаю из этого вывода, что мы начали теснить индийцев. Меряться надо не локальными победами, а приростом оборота”, — заявил председатель совета директоров компании VDI Анатолий Гавердовский. “Опытные компании, включая SPIRIT, не заявляли год назад, что нам удастся существенно потеснить индийцев — это просто была эйфория на рынке среди новых и неопытных компаний”, — дополнил Андрей Свириденко. По мнению Александра Егорова, о конкуренции с крупными индийскими ИТ-компаниями вопрос на макроэкономическом уровне пока даже не стоит. Анатолий Гавердовский считает, что качественный скачок в офшорном программировании невозможен в принципе. “Этот бизнес развивается экстенсивно: чтобы сделать большой оборот, нужно просто выполнить больше заказов, то есть нанять большее количество сотрудников”, — поясняет он. Основная проблема заключается в том, что рост не может составить больше 100%, потому что компания при этом “ломается”. То есть даже если предположить возможность индо-пакистанского ядерного конфликта (что, несомненно, негативно отразится на отрасли офшорного программирования), то российские компании все равно не смогут увеличивать свои годовые обороты более чем в два раза. “Если сравнить текущие размеры обеих индустрий, то можно посчитать, сколько лет понадобится России, чтобы обогнать Индию. К тому же сегодня нет реальных предпосылок для этого: нет поддержки государства, нет развитой системы образования, нет диаспоры, которая могла бы нас поддержать”, — продолжает он. Однако кроме Индии на рынке офшорного программирования появились новые страны. Сегодня во всех отчетах Китай фигурирует в качестве одного из основополагающих рынков и расценивается как основная угроза для офшорных компаний, в основном индийских. Последние начали открывать в Китае собственные центры разработки. “Я не сталкивался с большими китайскими группами разработчиков. Но если они сфокусируются на этом направлении, то большинству офшорных компаний придется задуматься над своим будущим”, — заявил Анатолий Гавердовский. Александр Егоров довольно спокойно оценивает перспективы китайских программистов: “Я бы не стал переоценивать значение китайской отрасли ИТ. Китайские компании столкнутся с проблемой „культурного барьера”. Однако у них сильная поддержка экспортных производств со стороны государства. Так что конкуренция на целевых рынках будет увеличиваться”. Прогноз на завтра: ветер северный Игроки рынка офшорного программирования прогнозы на 2002 год делают очень осторожно: “Рынок будет расти. На фоне кризиса рост рынка офшорного программирования на 20% в прошлом году (по данным компании Market-Visio/EDC) — достаточно высокий показатель”, — считает Александр Егоров. Как и раньше, целевыми рынками для российских компаний, работающих в этой индустрии, останутся США и Западная Европа. Несмотря на жесткий пересмотр ИТ-бюджетов, при экономии в 25% американские и европейские компании не свернут окончательно проекты, где используются офшорные программисты. На российском рынке особенно будут востребованы консалтинг, опыт по внедрению решений и аудиту. Уже сейчас российские компании озабочены повышением эффективности своего бизнеса, что приведет к увеличению числа новых проектов. Виктор Вайнштейн привел цифры, согласно которым объем индустрии в целом достигнет 200-250 млн. долларов без учета центров разработки международных компаний. Некоторые оптимистичные ожидания сегодня связываются с интересом скандинавских стран к российскому офшорному программированию. Их внимание вполне закономерно — в этих странах ограниченное количество ресурсов, большие инвестиционные фонды, крупные технологические компании. И как только появляются большие средства, сразу же возникают проблемы нехватки квалифицированных кадров. А ближайшей страной, где они могут восполнить эту нехватку, является Россия — подобная близость дает дополнительное маркетинговое преимущество: легче иметь подрядчика на расстоянии часа полета, чем в далекой Азии. Александр Егоров считает, что подобный интерес продиктован, в первую очередь, осознанием нереализованного потенциала российского рынка, что особенно видно на примере Петербурга. “Скандинавия является лидером в области приложений для мобильной и телекоммуникационной отрасли. Но уже сейчас ее теснит на этом рынке Америка, что приводит к тому, что скандинавские компании стараются понизить издержки. А это автоматически ведет к аутсорсингу услуг”, — поясняет он. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|