Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Step Logic: чтобы данным жилось хорошоГрустный расчет Специалисты Step Logic так уверенно утверждают это потому, что несколько раз выполняли для центров данных пробный расчет окупаемости - такой расчет является обязательной частью и главным обоснованием целесообразности всякого проекта. Окупаемость выражается в годах и представляет собой, грубо говоря, сумму первоначальных инвестиций, поделенную на предполагаемую годичную прибыль. На Западе для проектов в области информационных технологий и телекоммуникаций нормальной считается окупаемость в пять лет, российские же бизнесмены редко вкладывают деньги в проекты, не окупающиеся уже через год. Что касается центра данных, то при существующих расценках на оборудование и услуги он не сможет окупиться за год ни при каких условиях, и даже окупаемость в три года получается только при маловероятном допущении, что заказчики согласятся платить за услуги центра ни с чем не сообразную цену. За пять лет он окупился бы и с разумными тарифами, но в России никто не согласен ждать так долго, тем более что свежа еще память об экономическом кризисе, очень больно ударившем по ИТ-индустрии. Именно поэтому за рубежом коллективные центры данных существуют и популярны, а у нас их нет. Вдобавок небольшой центр, обслуживающий малое число клиентов, не сможет окупиться даже за время, соответствующее западным стандартам, поскольку затраты на коммуникационное и электрическое оборудование окажутся непропорционально велики. Иными словами, центр, размещенный, как предложено в условии, на площади в 100 кв. м, значительно менее реален, чем гигантский. Центр данных с необходимостью должен быть большим, т. е. нужно сразу вложить в него значительную сумму, а крупные инвестиции в России сейчас не очень популярны. Естественно спросить: почему при том, что центры данных в России отсутствуют и, согласно расчетам, вообще невозможны, отечественные операторы связи с успехом работают с такими услугами, как хостинг или физическое размещение серверов заказчика (collocation)? В чем здесь отличие? В Step Logic нам дали следующий ответ: дело в том, что подобные услуги относительно просты по сравнению с центром данных и в силу этого могут предоставляться операторами как дополнительные. Развивая их, оператор вкладывает средства в собственный бизнес и рассчитывает не только и не столько на прямую выгоду, сколько на косвенную в виде привлечения новых заказчиков: заказчик приходит, поскольку заинтересован в дополнительных услугах, но основная плата берется с него не за них, а за каналы, номерную емкость, трафик и т. д. Поэтому здесь нет требования быстрой окупаемости и вполне возможны проекты, окупающиеся за пять лет (или даже за более долгий срок). Нет и необходимости начинать сразу масштабный проект - очень многие крупные московские хостинг-провайдеры начинали с совсем небольших объемов хостинга и наращивали их постепенно. До некоторой степени дополнительные услуги можно рассматривать и как "побочный продукт" решения оператором проблемы размещения собственного оборудования: помещение приобретается с некоторым запасом, в расчете на будущее расширение, а чтобы полезная площадь не простаивала, на ней устанавливается оборудование, которое в той или иной форме сдается в аренду. Но если при хостинге провайдер должен установить у себя достаточно стандартный и не очень большой набор ПО, а при размещении сервера работающие на нем программы просто целиком находятся в ведении заказчика, то центры данных должны поддерживать множество разнообразных приложений. И за это операторы уже не берутся, поскольку такие проекты для них слишком сложны и дороги. Более того, эта область им совсем не понятна. И все же представим себе, что некая фирма, как указано в условии, приняла решение построить центр данных. Что ей для этого понадобится?
Помещение Электрооборудование Генераторы и емкости с топливом для них чаще всего устанавливают на крыше здания; другой возможный вариант - в подвале, но здесь сложнее выполнить требования противопожарной безопасности. Следующий шаг - оборудование щитовых и электротехнических комнат для UPS. В качестве UPS могут использоваться только так называемые "онлайновые UPS", т. е. с функцией стабилизатора напряжения, поскольку напряжение, даваемое генераторами, нестабильно. При этом UPS следует выбирать очень аккуратно, и в большинстве случаев для центров данных подходят только весьма дорогие модели. UPS, в отличие от генераторов, можно наращивать постепенно, докупая их по мере необходимости, и при закупке, как правило, начинают с небольшого номинала. Но при планировании помещений нужно, конечно, сразу же отвести для UPS достаточно места, а они довольно громоздки, и их понадобится много: как считается, по крайней мере каждая стойка центра данных должна подключаться к своему UPS, а еще лучше к двум - основному и резервному. Электрооборудование вместе с оборудованием для мониторинга систем жизнеобеспечения в существующих центрах данных занимает 20-30% всей их площади.
Охрана центра Определимся с заказчиком Зная сектор, мы сможем с достаточной степенью определенности указать и примерную дальность каналов, и состав провайдеров, и объемы обрабатываемой информации, и требования к защите, и состав необходимого ПО, и связанные с ним вопросы лицензирования, и график составления отчетности, и форму, в которой она подготавливается. На основании этих и других параметров становится возможным расчет, позволяющий определить потребности центра в оборудовании. Разумеется, интерес представляют только те отрасли, в которых можно получить финансирование, - попросту говоря, богатые. В первую очередь приходит в голову нефтегазовая промышленность - предприятия этой отрасли охотно вкладывают деньги в ИТ, а в дальнейшем, как считают эксперты, будут вкладывать еще больше. Они работают с огромными базами промысловых и предварительных данных, причем эти данные не являются секретными, так что их размещение "на чужой территории" в принципе возможно. Центр должен будет установить у себя специализированное ПО для интерпретации данных, поскольку распределенная их обработка невозможна из-за больших объемов. Другой пример - предприятия оптовой торговли, работающие с сельскохозяйственной продукцией. Так как эти фирмы закупают свой товар в одних регионах, а продают в других, централизация хранения данных наверняка была бы им полезна. Базы данных по продажам сельхозпродукции также весьма обширны и не являются секретными; достаточно актуальна в данном секторе рынка и проблема размещения архивов. Кроме того, на базе центра данных возможно создание виртуальной торговой площадки фирмы-заказчика, хотя это уже другая задача. А вот банковская отрасль с точки зрения центра данных неперспективна - российские банки относятся к той категории предприятий, которые не готовы доверить свою внутреннюю информацию какой бы то ни было сторонней организации, и поэтому они, не считаясь с затратами, оплачивают "толстые" каналы и хранят данные у себя. В принципе банки могли бы пользоваться услугами хостинга, но делают это редко, поскольку многие банковские Web-серверы интегрированы с базами клиентов, естественно, внутренними. К тому же при наличии широкополосного соединения, оборудованного помещения для серверов и т. д. в хостинге нет особой необходимости. Итак, мы должны проанализировать различные сегменты рынка и понять, сколько заказчиков удалось бы привлечь в каждом из них и какими услугами они смогут воспользоваться. Когда это сделано, можно переходить к оценке потребностей в серверном оборудовании и каналах. Порядок их рассмотрения несуществен. Начнем с оборудования.
Серверы Впрочем, используемое заказчиком ПО может очень жестко диктовать выбор аппаратной платформы, и при работе с крупными заказчиками именно эти соображения выходят на первый план. Например, в нефтегазовой промышленности около 80% специализированного ПО работает только на серверах Sun или HP, и провайдер, решивший работать с предприятиями этой отрасли, очевидно, должен будет установить такие машины в своем центре данных. В результате крупные западные центры данных представляют собой настоящие "зоопарки" всевозможной вычислительной техники от самых разных поставщиков, причем она принадлежит не заказчику (что было бы нормально для России), а центру. Чтобы обслужить предприятия с давними традициями автоматизации, иногда приходится приобретать совершенно экзотические устройства, вышедшие из употребления лет двадцать назад, такие, как IBM 370. Сказанное относится и к системам хранения и резервирования данных. Их тип и конфигурацию следует определять исходя из того, какое программное обеспечение использует заказчик и с какими объемами информации он работает. Если один клиент заинтересован в хранении огромных архивов, а другой собирается разместить в центре только актуальную информацию относительно небольшого объема, то им нужны устройства хранения, различающиеся как техническими характеристиками, так и ценой. И, поскольку архивы на "античных" носителях - хотя и редкая, но вполне реальная вещь, здесь, как и в случае серверов, могут потребоваться экзотические устройства.
Каналы связи Обычно в отдельной комнате размещаются все кроссы. Оптические входы кроссируются на комнату с маршрутизаторами, а к серверам идет уже медный кабель. Самих каналов должно быть много, причем от разных провайдеров. И у нас, и за рубежом области покрытия разных операторов и их цены для одной и той же точки могут не совпадать. Поэтому практика такова, что каналы арендуются чуть ли не у всех провайдеров, представленных на рынке. Это делается, во-первых, для резервирования, а во-вторых, ради получения наиболее выгодных расценок.
Программное обеспечение Перевод информации в центр очень часто сопряжен со сменой системы лицензирования. Это касается оборудования, на котором должно работать ПО, количества рабочих мест, разрешения на удаленное использование программы. Если центр данных планирует обслуживать на одном сервере нескольких заказчиков, на это также может потребоваться специальная лицензия. Одни изменения делают лицензирование дороже, другие дешевле, и, конечно, желательно подобрать для центра наиболее выгодную комбинацию условий с минимальными наценками и максимальными скидками. Установка и настройка программного обеспечения на серверах - задача чисто техническая и не очень сложная. Разумно привлечь к этой работе поставщиков соответствующего ПО и заказать у них техническое сопровождение программ. Раз уж зашла речь о сопровождении, скажем здесь же о собственном персонале центра, осуществляющем обслуживание и мониторинг установленных систем. Он должен быть квалифицированным и многочисленным. Соответствующих сотрудников рекомендуется объединить в специальном техническом отделе. Поскольку разные заказчики работают с разной техникой и программами, для каждого из них целесообразно создать свою проектную команду, которая будет отвечать за функционирование соответствующей системы. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|