Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
IBS: "...внедрение интернет-решений в России - это пока все же эксперимент"
Что означает реструктуризация вашей компании, как она отразится на интернет-подразделении?
Несомненно, реструктуризация связана с ситуацией на рынке. Вполне естественно, что рыночные тенденции диктуют нам структурные изменения. В частности, понятно влияние на наш рынок общего промышленного или экономического роста, который наблюдается в стране. Еще несколько индустрий начинают активно развиваться, и следствием таких изменений является развитие на предприятиях потребности в IT-системах, и мы должны быть готовы на них ответить. Для этого приглашаются новые люди, осуществляются структурные изменения, консолидируются ресурсы, наращивается экспертиза по различным индустриям в соответствии с мировой консалтинговой практикой. Благодаря этому у нас - и в частности, у Отделения Интернет-Решений - появляются дополнительные каналы продвижения своих продуктов. А у рынка - качественные высококлассные ресурсы для решения задач в области управления информацией. Вот основные причины тех процессов, которые происходят у нас в компании. Интернет-подразделение IBS не ориентировано на какую-либо конкретную индустрию, это технологическое подразделение. Это - центр экспертизы по интернет-технологиям, которые могут быть адаптированы в соответствии со спецификой и потребностями любой индустрии. Вы сказали, что ваше подразделение технологическое. Но внедрение систем на базе интернет-технологий - это не только решение технологических вопросов, но еще и реорганизация бизнес-процессов?
"Технологическое подразделение" - это внутреннее понятие, своего рода термин. Безусловно, это подразделение, призванное обеспечить внедрение именно business solutions, которые включают в себя и технологическую платформу, и методики, и консалтинг с точки зрения реинжиниринга бизнес-процессов. То есть имеется в виду полноценный процесс внедрения - от разработки концепции до последующей поддержки решений, аналогичный внедрению ERP-систем. Поэтому у нас работают не только программисты и специалисты технического профиля, которые разрабатывают и устанавливают какое-то конкретное программное обеспечение. Подразделение состоит из большой группы людей, обеспечивающих реализацию всего проектного цикла. Это и бизнес-аналитики, которые занимаются вопросами, связанными с изучением бизнеса заказчика, и системные аналитики, обеспечивающие постановку задачи, архитекторы - специалисты, которые могут "связать" бизнес-понятия и технологическую функциональность. Это и технологические эксперты, которые могут настроить систему, и системные администраторы, которые эту систему устанавливают, конфигурируют на уровне взаимодействия с другими компонентами операционной системы и т.д. И, наконец, менеджеры проектов, которые управляют проектами. То есть весь проектный цикл, свойственный любому IT-внедрению, здесь присутствует. Когда вы работаете с клиентом, участвуют ли в этом другие подразделения компании или вы функционируете отдельно?
Несомненно, участвуют. Как только становится ясно, что сфера проекта несколько шире, чем обычная задача нашего подразделения, мы приглашаем коллег из соседних подразделений, чтобы обеспечить синергию этого проекта. Обычно работают несколько отделений. Существуют проекты, которые затрагивают буквально все подразделения компании, и в таких рабочих группах принимает участие большое количество людей. Как бы Вы могли оценить российский рынок собственно интернет-решений, какова его динамика?
Я могу оценить только корпоративный рынок. Он пока еще очень мал, и наша основная задача - его развивать. Я полагаю, что оценка российского рынка на 2002 год - 15-20 млн. долл., не более того. Это связано со многими факторами. В первую очередь, действительно, существует не так уж много громких проектов, пример которых позволил бы сдвинуть дело с мертвой точки. С другой стороны, один из центральных заказчиков, с которым традиционно работают IT-компании, - нефтегазовая индустрия - сейчас производит сокращение IT-бюджетов в связи с падением цен на нефть. Другие индустрии, которые растут и интенсивно развиваются, сейчас, прежде всего, озабочены внедрением ERP-систем и др., то есть "первичной" автоматизацией. А вопрос автоматизации следующего уровня, связанный с построением корпоративных порталов, интранета, систем связи с заказчиками или с ключевыми клиентами (B2B), - это, на наш взгляд, следующий шаг в таком развитии. Поэтому в 2002 году драматического роста корпоративного рынка интернет-решений не будет. Однако уже появляются довольно крупные проекты и в области В2В, и в области развития интранет-систем, создания корпоративных порталов. Эти проекты были "пилотными" в прошлом году и должны перерасти в масштабные программы, что, безусловно, придаст определенный импульс развитию рынка. Рынок будет расти, в этом я не сомневаюсь. Моя уверенность строится и на общении с клиентами. Я наблюдаю заметный рост интереса к этим решениям. Кто на предприятиях проявляет наибольший интерес к Интернету? Специалисты отделов маркетинга или бизнес-подразделений?
Мы работаем, в основном, с бизнес-подразделениями, то есть с теми функциональными подразделениями, которые могут выступить в качестве заказчика или спонсора проекта. Ведь мы продаем не технологии, а решения бизнес-проблем предприятия. На этом и строится методика продвижения проектов к заказчику. Мы пытаемся понять, что нужно предприятию, и предлагаем решения, которые будут "закрывать" эти нужды. В каких отраслях сложилась наиболее благоприятная ситуация с позиций внедрения интернет-решений?
Думаю, что основные проекты будут в ТЭКе и в области государственного управления. Государственный сектор "подогрет" программой "Электронная Россия". Кроме того, многие регионы начинают строить электронные представительства властных структур. Правда, на государственном уровне в России инициативы нередко со временем "сходят на нет". Однако ряд хороших проектов из этого выйдет, и в первые же годы. Программой занимаются довольно дельные люди. Я слежу за тем, что происходит, и считаю, что проекты будут реализовываться довольно быстро. И идеи, которые заложены в программе, кажутся мне довольно четкими. Поэтому я верю в успех этого направления. Перспективен и рынок, связанный с российскими отделениями западных компаний. Многие из них имеют подобные решения в своих западных подразделениях, и под давлением корпоративных стандартов начинают внедрять такие же системы и здесь. Есть ряд задач, которые вполне реализуемы и в России. Например, задачи построения внутреннего интранета, управления знаниями компании, на мой взгляд, являются для многих предприятий абсолютно необходимыми уже сейчас. Компания за 3-4 года своей деятельности обычно формирует колоссальный объем информации и знаний. В этом смысле необходимость таких систем очевидна и для западных, и для российских компаний. Другой пример: компании с хорошо выстроенными бэк-офисными системами (ERP и др.) довольно серьезно задумываются о связи своих ERP-систем и своих бизнес-процессов с бизнес-процессами клиентов. Интернет-проекты могут быть востребованы и в компаниях, географически распределенных, в которых не решен вопрос интеграции между региональными представительствами. Далеко не все такие проблемы решают ERP-системы. Подтверждается ли тезис, который высказывали года два-три назад руководители некоторых компаний - системных интеграторов: "все клиенты, которые у нас есть, будут и нашими интернет-клиентами"? Или же молодые компании, возникшие на волне развития Интернета, все-таки внедряются в этот рынок?
На мой взгляд, никакой "волны" нет, такие компании можно по пальцам пересчитать. Несомненно, мы активно пользуемся той клиентской базой, которую компания уже наработала. У нас хорошая репутация, и это открывает нам двери. Часто мы логически выстраиваем продолжение проекта относительно того, что уже сделано. Это понятно - многие технологии взаимно дополняют друг друга. Что касается конкуренции, то я считаю нашими конкурентами все тех же системных интеграторов. Что такое интернет-технологии? Все это не более, чем системная интеграция в своем развитии. Молодые компании, предлагающие интернет-решения, не имеют серьезной почвы под ногами. Поэтому, анализируя то, что происходит на рынке, они нередко начинают пытаться перерасти в системных интеграторов. Иногда такие компании уходят в ту область, с которой начинали, например, дизайнерские студии. Я считаю, что это отдельное направление, так же как дизайн-бюро в полиграфии, то есть сообщество креативных людей, художников и т.д., со специальным набором профессиональных качеств. Все остальное перейдет к системным интеграторам. Какова доля прогнозируемого на этот год дохода от интернет-проектов в общей прибыли компании?
Пока не очень высокая, несколько процентов. В настоящее время эта деятельность приносит прибыль, она не инвестиционная, то есть себя окупает. Процент прибыльности в подразделении не ниже, чем в остальных, но и не выше. Компании-заказчики воспринимают интернет-проекты примерно так же, как и другие IT-проекты. Какие из реализованных проектов Вы считаете интересными? Может быть, Вы можете отметить не только свои решения, но и проекты, выполненные другими компаниями?
Одним из интересных наших проектов является ведомственный портал Министерства по налогам и сборам, который мы сейчас реализуем. В проекте сосредоточены все три портальные "сущности". Во-первых, взаимодействие через портал Министерства с налогоплательщиками (гражданами). Во-вторых, интранет-портал - взаимодействие сотрудников в единой информационной среде. В третьих, что очень важно, - межведомственное взаимодействие, то есть взаимодействие со смежными министерствами и ведомствами. По налоговому кодексу около 100 министерств и ведомств должны общаться с МНС на постоянной основе. Мы уже сделали внешнюю часть, она тестируется. Еще один проект - торговая площадка для комплекса архитектуры и строительства Московского правительства. Ситуация в этой области уникальная: строительный комплекс готов к внедрению площадки; уже сейчас существует единый номенклатурный каталог, по которому работают участники строительного процесса. С другой стороны, существуют четкие механизмы, связанные с регулированием деятельности организаций, которые обеспечивают строительный процесс в Москве. Существуют сертифицированные поставщики тех или иных изделий и материалов, сертифицированные потребители и т.д. Регламентировано проведение тендеров на строительные подряды, поставку материалов и т.д. В этом смысле механизм настолько хорошо организован, что не хватает одной единственной части - площадки, которая сведет всех участников процесса вместе. В этом смысле здесь сложилась уникальная для России ситуация, и я уверен, что это обеспечит проекту успех. Корпоративный портал в Лукойле, над которым мы работаем в содружестве с компаниями Microsoft и "Телепортал". Проект любопытен широким набором Web-сервисов, которые будут реализованы в портале. Это и сервисы, связанные с управлением знаниями (автоматизация работы аналитического подразделения), и сервисы для групповой работы региональных подразделений над единым проектом (своеобразный электронный проектный офис). Это сервисы, связанные с мониторингом прессы, с дистанционным обучением. Очень любопытный сервис разрабатывается для создания Web-страниц подразделений компаний. Это важно с точки зрения внутренней горизонтальной коммуникации в компании. Объем сервисов достаточно большой, и проект интересен именно этим. Часто в соответствии с пунктом о конфиденциальности мы не можем афишировать текущие проекты, особенно когда они находятся в пилотной фазе, и про серьезный успех еще говорить рано. Клиенты осторожно подходят к распространению информации о своих проектах. Внедрение интернет-решений в России - это пока все же эксперимент. Владимир Кузнецов |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|