Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Консалтинг в российском e-бизнесеВышел очередной отчет компании PricewaterhouseCoopers под названием "Барометр Технологии". Он посвящен технологическим компаниям, которые занялись электронным бизнесом около 4 лет назад. Лидеры 24% технологических компаний, ведущих электронный бизнес, утверждают, что их онлайновые подразделения достигли уровня зрелости. За 4 года они получили значительные инвестиции, которые в 74% случаев серьезно повлияли на общую эффективность корпораций, в 71% случаев - на уровень профессионализма служащих, в 71% случаев - на уровень обслуживания потребителей и в 69% - на рост доходов. Основная масса игроков утверждает о дополнительных доходах и увеличении прибылей (60%), увеличении числа потребителей (60%), создании дополнительных продуктов и услуг (59%), организации новых бизнес-процессов (57%). Несмотря на то, что лидеры этих технологических компаний выражают удовлетворение положением дел, часть из них в очередной раз высказала свои традиционные опасения. Многие из них обеспокоены тем, что недостаточно изучили все особенности своих проектов (53%), и не очень хорошо оценивают возможные риски и непредвиденные обстоятельства (36%). Среди других поводов для беспокойства - невозможность правильно оценить стоимость проекта (35%), его неадекватность потребностям клиентов (25%), неправильная расстановка приоритетов (24%), потеря средств на неэффективных проектах (24%), непонимание всех взаимозависимостей проектов (24%) и отсутствие их адекватного мониторинга (22%). В 1999 году оборот российского консалтинга в электронном бизнесе оценивался примерно в 6 млн. долл. Это очень мало по сравнению с оборотами ведущих западных "электронных консультантов" - Scient (99 млн. долл.) и Viant (61 млн. долл.). Российский консалтинговый бизнес предлагает услуги по анализу российского Интернета, развитию web-представительств, маркетингу, рекламе и системной интеграции. Основными клиентами его были местные представительства транснациональных корпораций, крупные российские компании, правительственные организации и начинающие Интернет-компании. Ожидаемый рост e-консалтинга в 2000 году может достичь 233%, что даст к концу года оборот в 20 млн. долл. В таблице приведен рост и других секторов российского Интернет-рынка. Консалтинг - на втором месте по скорости роста. Четыре основных российских игрока в этом секторе рынка, Actis Systems, студия Артемия Лебедева, "Город Инфо" и V6, именно они и получили заказы на 2 млн. долл. в 1999 году. До 30% оборота было получено ими от зарубежных заказов. В 2001 году эта доля может вырасти до 60%. Средний доход на одного консультанта в названных компаниях не превышает 10 тыс. долл., что существенно ниже западных лидеров Scient (283 тыс. долл.) и Razorfish (186 тыс. долл.), но уже недалеко от таких достаточно известных компаний, как FramFab (55 тыс. долл.), Icon MediaLab (52 тыс. долл.) и India's Infosys (35 тыс. долл.). Вот как делились 6 млн. долл. российского е-консалтингового оборота по секторам в 1999 году: e-design - 3,6 млн. долл. (60%), e-consulting - 0,9 млн. долл. (15%), e-marketing - 0,3 млн. долл. (5%) и e-support - 1,2 млн. долл. (20%). Это деление примерно соответствует общемировому, где до 80% оборота занимают услуги и поддержка. В российском бизнесе оно сохранится и в 2000 году. Величина среднего заказа в 1999 году была около 7 тыс. долл., но в 2000 году она вырастет до 15 тыс. долл. Стоит выделить некоторые области, в которые активно проникают эксперты e-consulting. Прежде всего это интеграция систем back-office в Интернет, то есть создание В2В-платформ для управления цепью поставок. Среди заказчиков были как крупные, так и мелкие и средние российские компании, которые уже установили у себя системы управления предприятием (ERP-системы). Второе направление - развитие Интернет-приложений для беспроводного Интернета. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге до 10 тыс. WAP-Интернет-пользователей и около 1000 подписчиков широкополосного доступа. Эта клиентская база будет резко расти с вводом в эксплуатацию GPRS-услуг. Третье направление - создание разработок для западных заказчиков и выполнение ряда заказов для их российских партнеров. Наличие в России дешевой рабочей силы в сочетании с высоким уровнем российских специалистов приведет к быстрому росту именно этого сектора офшорного программирования.
Обзор Якова Садчикова, компания Vesta Eurasia Research, октябрь 2000 года. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|