Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Как не попасться на зубок к "серому"?Рынок "серых" сотовых телефонов, то есть трубок, приобретенных не у российских дилеров, а купленных за границей и ввезенных в страну, минуя официальные поставки, в первую очередь привлекает пользователей возможностью сэкономить. Дело в том, что цена аппаратов, выставленных в витринах фирменных магазинов и салонов связи, зависит от всевозможных торговых накруток, компенсирующих затраты по растаможиванию, перевозке, хранению и т. д. Конечно, покупатели "серого" товара иногда могут сэкономить 20 - 30% от магазинной стоимости аппарата. И хотя сегодня добиться этого удается не всегда, некоторые по-прежнему считают, что заплатить даже на $5 меньше - большая удача. Другим немаловажным фактором, сбивающим пользователей с прямого пути, ведущего к дверям фирменного салона связи, на извилистую тропку "серого" импорта, является неудержимое стремление быстрее заполучить техническую новинку. Порой просто поражает степень природного любопытства наших соотечественников. Работники сервисных центров рассказывают, что довольно часто к ним приносят телефоны "будущего" со следами вскрытия на корпусе. Кроме того, ни для кого не секрет, что модные мобильники появляются на российском рынке с опозданием на несколько недель, а то и несколько месяцев. И многим кажется весьма привлекательной перспектива одними из первых ознакомиться на практике с какой-нибудь передовой функцией или блеснуть в обществе невиданной доселе сотовой трубкой. Мекка сотовой связи Достичь желаемого совсем несложно - достаточно (вполне официально) пересечь границу ближайшего европейского государства и посетить соответствующий магазин. Это сегодня с успехом и делает большинство любителей новинок. "Серые" мобильники поступают на российский рынок со всего света: от Скандинавии до Кореи и Китая. Также чрезвычайно распространена практика ввоза "серых" аппаратов и аксессуаров из бывших союзных республик. Денис Передерин, помощник менеджера отдела мобильных коммуникаций российского представительства Раnаsоniс. - Существует два канала поступления "серых" телефонов. Первый - иностранные операторы. Они дотируют аппарат из собственных фондов, оплачивая его стоимость. Для потребителя это выглядит как снижение цены. Подобные трубки особым образом кодируются (SIМ- локируются), чтобы они могли быть подключены только к определенной сотовой сети. Теперь представьте такую ситуацию. Некий дилер на Западе берет у оператора деньги на закупку мобильников по $100 (дотирует их). По условиям договора дилер должен продать их по $10 вместе с подключением к сети. Его прибыль в данном случае составит $10 с трубки. Вместо этого он сбывает их за границу (например, в Россию) по $40 за штуку и получает в четыре раза больше денег. Затем рапортует оператору, что все продал конкретным пользователям - иногда в качестве подтверждения сказанного прилагается фальшивая база данных новых клиентов. SIМ-локированный телефон в обход таможни и других контролирующих структур попадает в Россию, где местные умельцы его разблокируют и пустят в продажу. Такой аппарат, естественно, стоит дешевле, чем у официальных дилеров, которые приобретают его за те же $100. Есть и второй путь. Иностранные дилеры в период бума (для новой модели примерно три недели) закупили у производителя трубки по цене $100. Но, пользуясь повышенным интересом к новой модели, они получают сверхприбыль. Благодаря чему, когда ажиотаж спадает, они начинают продавать аппараты ниже закупочной цены. Эти недорогие телефоны опять же попадают в Россию и могут стоить дешевле, чем у официальных дилеров в данном регионе: У каждого региона России есть, конечно, в данном вопросе свои предпочтения. Например, для жителей Северо-Запада своеобразной Меккой сотовой связи стала Финляндия. Помимо удобного расположения ата страна примечательна еще и тем, что все крупные производители, реализующие на ее территории мобильные телефоны, обеспечивают свою продукцию мировой гарантией. Иначе говоря, сотовый аппарат любой фирмы, приобретенный у официальных дилеров и вышедший из строя не по вине пользователя, в Финляндии можно починить бесплатно, по гарантии. Нужно только там оказаться. Хуже, если вы приобрели свой мобильник в Хельсинки, а ремонт собрались делать в Москве. Тогда вам скорее всего придется раскошелиться, поскольку мировую гарантию, то есть право на бесплатный ремонт аппарата, купленного у официального дилера в любой точке земного шара, на территории России поддерживает только компания Ericsson. Скупой платит: и платит: Несмотря на расхожее мнение о том, что при правильном использовании телефоны не ломаются, иногда случается, что аппараты выходят из строя без видимых причин. Поэтому, говоря о минусах "серых" сотовых трубок, стоит отметить невозможность их ремонта по гарантии на российской территории. К тому же желающим приобрести подешевле "крутой" телефон полезно будет узнать, что далеко не все "серые" мобильники полностью отвечают требованиям местных операторов связи. Потому неудивительно, что подчас "серые" аппараты имеют ряд специфических особенностей. Например, трубка может быть не русифицирована, в меню есть "странные" функции или, наоборот, отсутствуют необходимые и т. п. Конечно, обычно это не мешает использовать аппарат в родных сетях, но иногда сильно раздражает. Сергей Яковлев, руководитель отдела оконечных устройств российского представительства Siemens. В первую очередь воруются деньги у западноевропейских операторов. Дотированные телефоны обычно продаются с карточками предоплаченного эфирного времени. Их потом перепродают на "сером" западноевропейском рынке, а разблокированные телефоны отгружаются в Восточную Европу (и прежде всего в Россию). Наше государство тоже теряет на этом деньги, так как никто из "серых" дилеров полностью налоги не платит. Человек теряет уверенность в своей трубке. Я пользуюсь телефоном для бизнеса. Завтра, допустим, проявилась ошибка, связанная с разблокировкой, и телефон вышел из строя на два-три дня. Упущенная выгода может составить несколько тысяч долларов. Как ни странно, подобные вещи все же происходят. Тогда, чтобы избавиться от досадных нюансов, владельцы обращаются к разного рода "мастерам", которые за соответствующую плату охотно идут на взлом и делокацию (иными словами, адаптацию) аппарата. Народные умельцы влезают в хрупкую сферу внутренних программных настроек и всеми правдами и неправдами приводят мобильник в соответствие с местными требованиями. Надеемся, никого не нужно убеждать в том, что любое несанкционированное вмешательство вредит отлаженной работе сложной системы. Если же в вас силен дух противоречия, то не удивляйтесь тому, что в один прекрасный момент "серый" друг предложит общение на каком-нибудь экзотическом языке. Причем о бесплатной починке, как уже говорилось ранее, даже не придется мечтать. Такая продукция (предназначенная для эксплуатации в других регионах) наносит ущерб имиджу компаний-производителей в глазах рядовых пользователей. И это, естественно, чрезвычайно раздражает официальных дистрибьюторов, которые всеми силами борются с "серым" импортом. Игорь Харлашкин, региональный менеджер отделения средств связи (Россия/Украина) российского представительства Phillips. Перепродажа разблокированных телефонов - международное мошенничество на грани воровства. Ктото говорит, что ввоз происходит с ведома европейских операторов, которые избавляются от неходовых моделей. Но если бы это было так, то они сразу давали бы разблокирующие коды. Я слышал, что из Турции через Абхазию телефоны возят чуть ли не по весу. 5000 разблокированных телефонов обходится в $1000. Оптом и в розницу К категории "серых" относятся не только мобильники, ввозимые поштучно, но и небольшие партии трубок, доставленных для продажи таким же способом. Продавцы "серых" аппаратов выигрывают, как правило, на том, что запрашиваемые ими цены оказываются ниже, чем у официальных дистрибьюторов. Кстати, часто предлагаемые цены указывают на происхождение трубки. Наверное, многие слышали о так называемых субсидированных поставках телефонов. Если нет, то поясним. Некоторые операторы сотовой связи закупают по себестоимости партию оборудования у производителя и продают за копейки подключающимся к сети абонентам. Так, отдельные британские компании предлагают своим потенциальным клиентам мобильники за $1 или $2. Делается это для расширения абонентской базы - ведь последующая оплата разговоров не только покрывает затраты по закупке оборудования, но и приносит прибыль оператору. Иногда такие трубки попадают в руки частных торговцев и оказываются на российском рынке. Здесь они стоят уже не пару долларов, но все равно довольно дешево (меньше, чем в фирменных салонах). Однако именно такие аппараты доставляют пользователям максимум проблем. В большинстве случаев они не могут полноценно работать в российских сетях, так как программируются в соответствии с техническими требованиями конкретных операторов. Петр Ганелин, менеджер по послепродажному обслуживанию и технической поддержке российского представительства Siemens. - "Серый" разблокированный телефон перестает быть аппаратом Ericsson, Motorola, Siemens, Panasonic. Это усредненный продукт, похожий на телефон. Мы не в состоянии гарантировать качество и предоставлять сервисное обслуживание, если кто-то подключил проводки и провел некоторые манипуляции с программным обеспечением трубки. Из-за сбитых заводских настроек может прерываться связь во время разговора или вовсе пропадает сеть. Не происходит должного заряда батареи. Перестает работать тракт прекращения зарядки аккумулятора, в результате чего уменьшается срок службы батарей. А при определенных видах ремонта или настройки даже в авторизированном техническом центре "серый" телефон может просто выйти из строя. Остерегайтесь подделок! При "сером" ввозе не соблюдается целый ряд требований, защищающих в конечном счете интересы потребителя. Это снижает розничную цену, но становится источником бесконечных проблем для покупателя. Чтобы не попасть впросак, полезно знать видовые отличия, присущие недобросовестным операторам рынка. Это не всегда "однодневки" с офисом в подвале и юридическим адресом на "левой" квартире. "Серый дилер" может обделывать свои серые дела в эффектном интерьере и производить впечатление приличного бизнесмена. Как же не попасться на зубок к "серому"? Прежде всего, старайтесь покупать аппараты у официальных дилеров. Лучшим свидетельством того, что ваш аппарат не является "серым", служит наличие гарантийного талона для России. Специалисты также говорят о существовании всевозможных тайных примет вроде определенной комбинации цифр в заводском номере - мол, для партий, отправляемых в Германию, серийные номера одни, для Швеции - другие, а для России - третьи. Однако простому смертному вряд ли удастся разобраться во всех этих тонкостях. Вас должно насторожить наличие логотипа иностранного оператора: Vodafone, D1, Orange, AT&T, France Telecom и т.д. В России эти компании на работают. Еще один заметный признак - неоригинальная упаковка и отсутствие инструкции на русском. На каждой коробке легально ввезенного телефона есть наклейка о сертификации с аббревиатурой ССЭ. При "сером" ввозе не соблюдается целый ряд требований, защищающих в конечном счете интересы потребителя. Это снижает розничную цену, но становится источником бесконечных проблем для покупателя. Чтобы не попасть впросак, полезно знать видовые отличия, присущие недобросовестным операторам рынка. Есть и более специфические отличия, по которым можно определить, что перед вами - безответственный посредник. 1.Прежде всего - отсутствие сертификатов. Настоящий продавец должен иметь их три: от Госкомсвязи, Госстандарта и Минздрава (так называемый "гигиенический"). Если по первому требованию их не предъявляют - можно заподозрить "серость". Солидные фирмы не заставляют себя просить дважды: соответствие работы международным и российским стандартам - предмет их особой гордости. 2.Отсутствие гарантийного и постгарантийного сервиса. Если вы чувствуете, что с вами собираются обойтись по принципу "продал - забыл", то дело нечисто. На практике "серые" часто соглашаются обменивать и чинить сломавшиеся аппараты, но тут-то и возникает загвоздка: см. п. 3. 3. Задержки в обслуживании. Телефон, отданный на ремонт лже-дилеру, может вновь увидеть хозяина год спустя. Дело в том, что эти компании не тратятся на создание сервисных центров. Главная их задача - сплавить телефон покупателю. Ни специалистов-ремонтников, ни договора с производителем о гарантийном обслуживании техники у "серых дилеров", конечно, нет. Поэтому при возврате сломанного телефона они сами не знают, где бы его починить, отдают в мастерские, не торопятся в срок оплатить ремонт... В общем, долгая история. А ломаются их телефоны часто (см. п.4). 4. "Серые" не брезгуют закупать у производителей так называемый "ребилд" (англ. rebuild - переделка) - аппараты "секонд хенд", побывавшие в обращении, сломавшиеся и восстановленные производителем. Одна серьезная региональная компания закупила как-то крупную партию сотовых трубок. Распаковав заказ, операторы обнаружили трубки, кое-как упакованные в коробки с чужой маркировкой (!). Разумеется, ни сертификатов, ни инструкций на русском языке. "Партнер" подсунул форменный "ребилд", торговать которым было решительно невозможно. А деньги - и большие! -уплачены. 5. Как правило, "серые" всегда требуют предоплату. Причем за товар, которого нет (своих складов они не имеют. Вместо этого, уже получив деньги от заказчика, находят поставщика, у которого и закупается требуемая партия товара). В результате практически всегда - задержка в поставке (если таковая вообще состоится). В статье использованы материалы сайтов www.hallo.ru, www.gsm.yaroslavl.ru и журнала Russian Mobile (№10, 2000г.). |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|