Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Мобильный Интернет — новый стиль жизни, создающий информационное общество будущегоТехнологии мобильной связи и передачи данных являются активно развивающимся направлением в мире современных информационных технологий. Развитие технологий передачи данных (включая появившуюся относительно недавно Интернет-технологию) ведет к реструктуризации всей информационной индустрии и интеграции телекоммуникационных, компьютерных и телевизионных сетей. Развитие же технологий беспроводной мобильной связи меняет образ жизни самого человека. Комбинация этих технологий обеспечивает мобильный доступ к ресурсам сети Интернет, что в конечном счете изменит ее мир. Различные службы мобильной передачи данных, основанные на технологии мобильного доступа в Интернет (мобильного Интернета), предоставят абонентам широкий выбор онлайновых услуг, включая операции с ценными бумагами, покупку товаров, банковские операции, платежи по разного рода счетам, ориентацию и поиск объектов в городе (в котором находится абонент) без каких-либо временныўх и географических ограничений. Преимущества мобильного Интернета Важнейшее значение мобильного Интернета состоит в том, что он как бы "выпускает на волю" информацию, "запертую" в стационарных Web-серверах. При этом беспроводные устройства становятся узлами мобильной сети, давая абонентам возможность получать необходимую им информацию в любое время и в любом месте. При фиксированном доступе в Интернет (фиксированный Интернет) люди как бы привязаны к узлам Сети. Мобильный же Интернет в корне меняет характер взаимодействия их с Сетью, заставляя ее "следовать" за пользователем. Желание человека быть мобильным, но в то же время подключенным к Интернету становится реальностью. Такие замечательные характеристики услуг мобильного Интернета, как учет потребностей абонента и чрезвычайная гибкость в плане времени и места предоставления этих услуг позволяют прогнозировать значительные масштабы развития их рынка. Услуги мобильного Интернета реализуют новую концепцию индивидуального обслуживания и меняют методы ведения бизнеса. Речь идет о предоставлении разного рода информации группам пользователей и отдельным абонентам в соответствии с их предпочтениями в любое время и практически в любом месте (где бы они ни находились). Стоит также отметить, что мобильный Интернет гораздо проще, удобнее и эффективнее в использовании по сравнению с фиксированным Интернетом. В самом деле, мобильный терминал компактен, а разные категории информации и приложения, доступные посредством мобильного Интернета, дают возможность пользователям осуществлять множество различных действий, таких, как покупка товаров, операции с акциями, сбор данных для принятия решений и др. Комбинация же защитных функций сетей мобильной связи (включая шифрование) с протоколами обеспечения информационной безопасности в Интернете (протоколы электронной подписи и аутентификации) гарантирует пользователям защиту их данных. Все эти характеристики мобильного Интернета позволяют людям более эффективно организовать свои работу и досуг. Мобильный Интернет становится последним веянием моды. Человек всегда мечтал о доступе к информации без временныўх и территориальных ограничений. Мобильный Интернет гарантирует более простое и удобное управление ресурсами общества, что, в свою очередь, влияет на скорость накопления общественного богатства и эффективность его распределения. При этом будут возникать возможности для новых экономических достижений. С появлением мобильного Интернета человечество вступает в эпоху информационного общества и цифровой экономики. Классификация услуг мобильного Интернета и их пользователей Мобильный Интернет появился благодаря миниатюризации терминального оборудования, удешевлению услуг сотовой связи и расширению информационных ресурсов самой Сети. Необходимо отметить, что мобильный Интернет не является простым расширением фиксированного Интернета в беспроводной среде передачи данных. Они нацелены на разные категории пользователей и отличаются способами предоставления услуги. Мобильный Интернет - это уникальная новая индустрия, в которой сочетаются достоинства мобильной связи и фиксированного Интернета. По мнению аналитиков, к концу 2003 г. во всем мире объем трафика услуг мобильного Интернета превысит объем речевого трафика, а к концу 2005 г. число пользователей мобильного Интернета будет больше числа пользователей фиксированного Интернета. Поэтому детальная классификация услуг мобильного Интернета и их пользователей очень важна для успешного формирования и анализа рынка этих услуг. Услуги мобильного Интернета Их можно классифицировать по информационному содержанию. Предоставление общественно значимой информации. Речь идет о информировании абонентов об общественных институтах, распространении местной рекламы, передаче вызовов службам спасения, отслеживании изменений в местном законодательстве и т. д. Услуги такого рода могут создать активную рекламу для мобильного Интернета и сделать деятельность операторов мобильной связи более общественно значимой. Предоставление персональной информации. Это услуги мобильного Интернет-серфинга и электронной почты, а также помощь абоненту при ориентации в незнакомом городе, предоставление данных о курсах акций и банковских услугах, доставка другой интересующей абонента информации. Услуги этого типа могут быть максимально индивидуализированными и наверняка будут пользоваться успехом на рынке. Работая с частными лицами, очень важно учитывать их психологический настрой и привычки потребления информации, поэтому привлекательным будет только разнообразное и индивидуальное обслуживание. Электронная коммерция. Здесь имеются в виду онлайновые операции с ценными бумагами и банковские операции, покупки в электронных магазинах и на электронных аукционах, оперативное резервирование чего-либо (мест в отелях или ресторанах, билетов на транспорт), осуществление платежей и т. д. Этот вид услуг имеет огромный рыночный потенциал и способен приносить значительные доходы операторам мобильной связи. Развлечения. Это различные игры, связь с помощью ICQ, уход за виртуальными любимцами. Оператор может использовать этот вид услуг для привлечения новых клиентов, расширяя функциональность фиксированной сети в целях поддержания мобильного доступа. Реализация мобильной виртуальной частной сети предприятия. Речь идет о поддержании приложений для мобильных сотрудников и клиентов предприятия. После решения основных проблем по обеспечению информационной безопасности этот вид услуг станет достаточно популярным и будет способствовать повышению эффективности работы предприятий и увеличению прибыли операторов. Поддержание мобильного Интернет-портала и других служб. С помощью этих услуг операторы смогут удовлетворить самые разные потребности абонентов, а также сделать свой бизнес менее рискованным и более прибыльным. Кроме того, услуги мобильного Интернета можно разделить на три категории с учетом их социальной, деловой и тематической ориентации. Социально-ориентированные услуги:
Бизнес-ориентированные услуги:
Тематические пакеты услуг. Это может быть, например, ознакомление с расписанием работы транспорта, предоставление путеводителя по городу и информации о ситуации на дорогах. Пользователи мобильного Интернета Их можно разделить на две категории - корпоративные и индивидуальные (частные лица). На развитие рынка услуг влияют демографическая ситуация в стране, уровень ее экономического развития, культурный уровень населения и другие факторы. Корпоративные пользователи. Их число составляет довольно небольшой процент от общего числа пользователей, но они генерируют весьма интенсивный трафик. Операторам следует уделять самое пристальное внимание рынку услуг для этой категории пользователей. Их потребности в услугах мобильного Интернета зависят от отрасли промышленности. Операторы должны сфокусировать свое влияние на наиболее гибких отраслях с большим числом потенциальных пользователей, работающих с большими потоками информации. Исследования показывают, что корпоративных пользователей в первую очередь интересуют такие услуги мобильного Интернета, как доступ к ресурсам корпоративной интрасети, обмен сообщениями электронной почты, автоматизация труда специалистов по продажам, анализ данных, предоставление информации о продуктах и т. д. Индивидуальные пользователи составляют самый большой процент от общего числа пользователей и относятся к разным социальным слоям. Возьмем для примера Китай. Его население - самое большое в мире, а число пользователей мобильной связи - второе по величине в мире, и оно растет с огромной скоростью. Исходя из ситуации в экономике Китая и уровня его социального развития, пользователей мобильного Интернета в этой стране можно разделить на шесть групп (см. таблицу). Технологические решения для мобильного Интернета В ходе развития систем мобильной связи от второго поколения (2G) к третьему (3G) появилось множество технологий мобильной передачи данных. Однако из-за проблем со стандартизацией технологии 3G, ее незрелости и высокой стоимости реализации, а также из-за трудностей с глобальным частотным планированием полный переход операторов к системам мобильной связи 3G произойдет еще не скоро. Вместе с тем пользователи хотят, чтобы мобильная связь с Сетью стала неотъемлемой частью их жизни, а не каким-то эпизодическим или неустойчивым явлением, вроде лунной дорожки на воде. Для операторов мобильной связи, производителей телекоммуникационного оборудования и поставщиков информационных услуг (провайдеров контента) мобильный Интернет - это хорошая возможность получить дополнительный доход и одновременно серьезное испытание, учитывая сложность его технической реализации. В настоящее время для организации мобильного доступа в Интернет можно использовать несколько разных технологических решений на уровне сетевой инфраструктуры (bear layer) и прикладном уровне. Ориентированные на локальные сети решения (беспроводные ЛВС, Bluetooth и WATM) надежны и недороги, но обеспечивают небольшое радиопокрытие. При использовании решений для территориально распределенных сетей - CDPD, GSM, HSCSD, GPRS и EDGE - радиопокрытие значительно больше. Результаты анализа существующей сетевой инфраструктуры Китая показывают, что для этой страны самой предпочтительной технологией является технология GPRS. Технологии I-MODE и WAP (Wireless Application Protocol) - хорошие решения прикладного уровня, но I-MODE подходит только для сети мобильной связи Японии, а WAP используется во многих странах и хорошо совместим с системами 2G и 3G. Учитывая, что технология WAP проста в реализации, а ее функциональность постоянно совершенствуется, комбинация технологий GPRS и WAP может стать технологической основой будущего рынка услуг мобильного Интернета. WAP Разработанная в 1997 г. технология WAP является связующим звеном между сетью мобильной связи и Интернетом на уровне приложений. Она совместима с открытыми стандартами и поддерживает системы мобильной связи стандартов GSM, GPRS, WCDMA и др. Данная технология упрощает, оптимизирует и расширяет технологию Web, а также в значительной степени устраняет связанные с применением мобильных терминалов ограничения, касающиеся небольшого размера экрана, малого объема памяти, низкой вычислительной мощности и небольшой скорости передачи данных по радиоканалу. С помощью средств WAP операторы мобильной связи, Интернет-провайдеры и разные специализированные поставщики онлайновых услуг могут предлагать абонентам новые интерактивные услуги мобильной передачи данных. Стек протоколов WAP имеет многоуровневую структуру и похож на стек протоколов Интернета. На каждом его уровне определен интерфейс для связи с протоколом верхнего уровня или с другим приложением, что обеспечивает гибкость при создании приложений. Основными компонентами технологии WAP являются:
GPRS Технология пакетной радиопередачи данных GPRS одобрена институтом ETSI. Ее назначение - реализация низкоскоростного или среднескоростного мобильного доступа в Интернет на основе сети GSM или сети мобильной связи другого стандарта. По сравнению с другими технологиями GPRS является идеальной платформой для организации мобильных информационных служб. Сеть GPRS накладывается на инфраструктуру GSM. Она полностью использует канальный ресурс радиоинтерфейса GSM и предоставляет пользователям связную услугу с коммутацией пакетов. Технически пользователь может постоянно находиться на связи с Интернетом, при этом размер его платы (провайдеру) будет зависеть от объема загруженных данных. Тайм-слоты GPRS предоставляются пользователю довольно гибко. В зависимости от числа выделенных ему тайм-слотов скорость доступа варьируется от 9,6 до 171,2 Кбит/с. Таким образом, на базе сети GPRS могут предоставляться самые разные услуги - от низкоскоростной передачи коротких сообщений до высокоскоростного доступа к Web-серверам. Кроме того, при использовании технологии GPRS предусмотрена возможность ответа на телефонный вызов во время приема или передачи данных. Сеть GPRS имеет простую структуру и гибкую конфигурацию, а для ее построения не требуется больших инвестиций и проведения значительного объема работ. Чтобы поддержать технологию GPRS, нужна модернизация ПО сети GSM. Ориентированные на будущее, сети GPRS могут постепенно развиваться в направлении к сети 3G. Поэтому GPRS - это лучший выбор для повышения эффективности работы мобильного Интернета. Хотя технология WAP совместима с большим числом сетевых служб, включая CSD, SMS, USSD, учитывая вышеназванные характеристики, именно GPRS является самой подходящей технологической платформой для передачи трафика WAP. Большинство мобильных телефонов стандарта GPRS будут поддерживать WAP поверх GPRS. Коммерческий успех технологии зависит не только от ее характеристик. Главное, чтобы для нее существовал рынок и сама она соответствовала его требованиям. Однако в будущем эти требования могут измениться, и тогда оператору придется перейти на другую технологию. Чтобы мобильный Интернет стал важным фактором жизнедеятельности человечества, он всегда должен быть основан на оптимальных (для текущего периода времени) технологиях. * * * Услуги мобильного Интернета входят в повседневную жизнь людей, давая им возможность осуществлять доступ к разным службам и приложениям Интернета посредством радиотелефона, карманного компьютера с радиоинтерфейсом, пейджера и других мобильных устройств. Мобильный Интернет становится новым стилем жизни, создающим информационное общество будущего. Ли Чен |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|