![]() |
Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
||
![]() ![]() |
Premium Managemen Марина Наппа Онлайн-курс Запишись сейчас
Российские компании выросли из тренингов и примеряют корпоративные университетыРоссийский бизнес хотя и
представляет собой некую обособленно
взращенную культуру, подвержен тем же
тенденциям, что и его мировой «собрат».
Конкуренция заставляет многие крупные
российские корпорации серьезно задуматься
об эффективности методов борьбы за
выживание. Если еще в недалекой
ретроспективе руководители компаний,
осознав необходимость повышения
квалификации своих сотрудников,
ограничивались подбором соответствующих
тренинговых программ, то в последнее время
этот вопрос встал намного шире. При ответе
на него велосипед изобретать не пришлось —
Запад помог и на этот раз, ведь там еще в
начале 60-х годов прошлого века была
внедрена практика внутрифирменного
образования под названием «корпоративный
университет» (КУ). КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПАНИИ COCA-COLA Ежегодную профессиональную подготовку и курсы повышения квалификации проходят все сотрудники компании Coca-Cola. Учебные планы разрабатываются в учебном центре Coca-Cola в Атланте, столице штата Джорджия. На учебу каждого сотрудника отводится не менее двух недель в год. Для специалистов финансовых подразделений Coca-Cola разработана специальная программа повышения квалификации — «Finance Associates Skills Training» (FAST). Один из обучающих методов этой программы — так называемый «учебный ланч», участники которого проводят дискуссии по отдельным проблемам финансового менеджмента и бухгалтерского учета. А для менеджеров по работе с клиентами создан специальный интенсивный курс «Connecting with Customers». Системы внутрифирменного образования активно внедряют или планируют недрять «Газпром», «Юкос», «Росинтер Ресторанс», «Ингосстрах», «Евросиб» и др. Несмотря на то, что Запад уже давно «смакует» эффективность КУ, Россия не следует в числе аутсайдеров, поддерживая лишь господствующий в последнее десятилетие мировой бум. «Компании, которая собирается выживать, корпоративный университет не нужен по определению, — говорит исполнительный директор MTI Марина Шакалова. Как считает Марина, существует три основных принципиальных отличия КУ от других форм корпоративного обучения, которые отодвигают последние на второй план. Первое —системный подход, второе — непрерывность обучения. «Задача корпоративного университета не научить, а учить», — считает Марина. И, наконец, третьей преимущественной характеристикой КУ является его распространенность на все уровни менеджмента организации. Какое же качественно новое решение проблемы повышения квалификации сотрудников компании таят в себе КУ? Почему традиционные в таких случаях тренинговые центры постепенно отходят на второй план? — Единственный способ определения, что же такое корпоративный университет, заключается в постоянном анализе своих целей, своего опыта и опыта других, а также постановке своих собственных задач для этого корпоративного университета, — считает исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. Ни тренинговые центры, ни программы МВА, на которые топ-менеджмент направляет своих сотрудников, не соответствуют сиюминутным — а уж тем более — стратегическим задачам компании. Даже вузы уступают КУ с точки зрения программ по подготовке менеджеров и курсов повышения их квалификации. В условиях, когда внутрифирменное образование создается на частном уровне и все чаще использует практику «открытых дверей», КУ позволяют даже незанятым в данной компании людям посещать предлагаемые курсы. «При составе компании около 3 тысяч человек студентами нашего КУ являются порядка 5,5 тысяч», — говорит начальник управления по обучению и развитию компании «Росинтер Ресторанс» Олег Бекбулатов. Поэтому в области управления бизнесом и IT-технологий фирменные вузы могут составить мощную конкуренцию традиционным. КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОМПАНИИ DAIMLER CHRYSLER Компания Daimler Chrysler объявила об открытии Корпоративного университета в 1998 году, сразу после слияния Daimler-Benz с американской компанией Chrysler. На эти цели концерн выделил более 10 млн. евро. Штаб-квартира университета находится в Штутгарде, но семинары и различные курсы планируется проводить во всех филиалах концерна. Студентами этого учебного заведения станут все 5 тысяч менеджеров среднего и высшего звена компании, срок их обучения будет варьироваться от нескольких месяцев до года. Как считает руководство концерна, университет будет взаимодействовать с ведущими в мире школами бизнеса, включая гарвардскую. Примечателен и тот факт, что КУ могут проявлять себя как центры прибыли, а не только как центры затрат. Помимо совершенствования знаний и навыков своих сотрудников, они могут использоваться для обучения менеджмента заказчиков, поставщиков и дистрибьюторов, генерируя тем самым дополнительные потоки доходов. В первую очередь, здесь речь идет об экономии. — Мы экономим очень большие деньги, — говорит руководитель центра повышения квалификации компании «Ингосстрах» Любовь Гвоздилина. — Например, по техникам продаж мы сэкономили $76 000, по региональным программам — порядка $80 000. Мы посчитали стоимость внешних программ — сколько бы стоили семинары по страхованию грузов или другим видам страховых операций — и соотнесли это с объемом наших учебных часов и количеством людей, занятых в этих программах. Однако влияет ли именно создание корпоративного университета на рост компании? «На уровне компании это понять сложно, — считает Марина Шакалова. — Но финансовые аналитики, в частности на фондовых биржах, которые оценивают компании, имеют соответствующие алгоритмы. Когда компания «Вим Билль Данн» выходила на Нью-Йоркскую фондовую биржу, 12% оцененной стоимости по экспертной оценке аналитиков было отведено управленческой команде компании. Это и есть измеримость результата». По словам Любови Гвоздилиной, в компании «Ингосстрах» заполняется оценочный лист, а затем все данные сводятся к цифрам. За 2000 год эффективность внешних программ, посещенных сотрудниками Ингосстраха, составила 36%, эффективность же внутренних — 76%. Сейчас в компании придерживаются соотношения 30-70 в пользу внутренних форм обучения. За последнее десятилетие значительно увеличившееся число КУ стало привлекать к себе все большее внимание деловых и академических кругов. По мере того, как компании стремятся покорить вершины в тех или иных отраслях, возрастает необходимость обращения к практическому опыту и таланту своих сотрудников, которые и обеспечивают желаемое лидирующее положение в бизнесе. Гарантию требуемых знаний представляют собой создаваемые в таких случаях КУ, вытесняющие традиционные тренинговые центры и конкурирующие с вузовскими программами. Артур Саруханов |
|
![]() |
![]() |
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |